Авторизация

 

Высокий уровень ответственности

Высокий уровень ответственностиАвария на Саяно-Шушенской ГЭС вновь привлекла внимание общества к проблеме обеспечения надежности энергетических объектов. С вопросами о том, как обстоит дело с надежностью в тепловой энергетике, мы обратились к первому вице-президенту – операционному директору КЭС-Холдинга, одной из крупнейших электроэнергетических компаний России, Андрею Вагнеру.

–Как вы оцениваете уровень надежности в российской электроэнергетике, насколько серьезное внимание уделяется этому вопросу?

–Теме безопасной работы энергетического оборудования в нашей стране должно всегда уделяться пристальное внимание, потому что Россия – страна северная. Анализируя статистику аварийности и инцидентов, можно очень четко выделить две основные причины чрезвычайных происшествий: износ оборудования и человеческий фактор.

Износ основных фондов в среднем по отрасли превышает 50%. Когда происходила приватизация, начались контакты с зарубежными фирмами и иностранные специалисты объехали все наши станции, я много раз слышал от них: «Нам понятны состояние и возраст оборудования, но, как оно до сих пор работает, понять невозможно». Надеяться лишь на профессионализм сотрудников, поддерживающих такое оборудование в рабочем состоянии, до бесконечности было просто невозможно, энергетика остро нуждалась в модернизации. Именно с этой целью и проводилось реформирование, был привлечен огромный объем инвестиций.

Сейчас главный вопрос в том, как эффективно распределить необходимые для модернизации средства, чтобы действительно повысить надежность функционирования энергосистемы. Найти приемлемый баланс между реконструкцией и повышением надежности уже работающего оборудования и строительством новых генерирующих мощностей, естественно обеспечив выполнение инвестиционных обязательств.

Уровень профессиональной подготовки в российской энергетике в силу высокой социальной ответственности отрасли традиционно выше, чем в других отраслях. Однако с учетом износа генерирующего оборудования и низкого уровня автоматизации работники станций иногда вынуждены принимать нестандартные решения, растет нагрузка на персонал и, соответственно, количество ошибок. То есть возрастает роль человеческого фактора.

Тем более важную роль в таких условиях начинают играть системные меры по предотвращению аварийных ситуаций. Руководство должно делать все возможное, чтобы сохранить надежность энергоснабжения, в том числе и под влиянием экономических стимулов.

–Долгое время в энергетике не существовало экономических стимулов повышения надежности, не было мотивации. За последние годы что-то изменилось?

–Да, за последние несколько лет в этом отношении произошли серьезные изменения. Они связаны с реформированием отрасли и развитием оптового энергорынка, на котором с начала 2010 года уже 60% электроэнергии и мощности торгуются по свободной (либерализованной) цене. Выставляя эти товары на рынок, генерирующая компания берет на себя обязательства по поставке. В случае их невыполнения из-за аварии и других инцидентов предприятие получает, во-первых, штрафы в виде снижения оплаты мощности, а во-вторых, теряет доход на рынке электроэнергии. Это реальные экономические стимулы, которые мотивируют повышать надежность и своевременно осуществлять модернизацию. С ростом доли либерализации пропорционально возрастает финансовая ответственность компании и ее руководства за надежное и бесперебойное энергоснабжение потребителей.

–Насколько проблема обеспечения надежности актуальна для вашей компании? Какую работу вы проводите, чтобы предотвращать аварии, инциденты и т.п.?

–Начнем с того, что КЭС осуществляет операционное управление в четырех ТГК с весны 2008 года. Изначально в этих компаниях существовали разноплановые подходы к формированию ремонтных программ, программ технического перевооружения, производственной безопасности и т.д. Поэтому важно было систематизировать техническую политику, одновременно решая такие приоритетные задачи, как обеспечение подготовки станций к безаварийному прохождению ОЗП.

Во главу угла ставится надежность, поскольку работа холдинга в 16 регионах России диктует свои приоритеты в этом отношении. На данном этапе ремонтная программа КЭС формируется на основе планово-предупредительных ремонтов. Вместе с этим в генерирующих дивизионах КЭС внедряются информационные модули на основе SAP ERP, позволяющие автоматизировать процессы сбора и анализа информации о состоянии оборудования и заблаговременно осуществлять необходимые ремонтные мероприятия.

В холдинге действуют согласованные с Ростехнадзором положения о производственном контроле, порядке расследования причин инцидентов, внедрены программы учета предписаний надзорных органов, разработаны и контролируются параметры производственной безопасности и т.д. Основная же цель всех мероприятий – максимально снизить влияние человеческого фактора при любых авариях и инцидентах.

–Но ведь полностью от аварий и инцидентов застраховаться невозможно?

–Конечно, нельзя. Но можно добиться, во-первых, сокращения ущерба, а во-вторых, общего количества таких случаев. Скажем, благодаря единой политике в области промышленной безопасности и производственного контроля общее количество инцидентов в компаниях КЭС за 12 месяцев 2009 года сократилось примерно на 7,6% по сравнению с 2008 годом.

Другая важная задача – извлекать уроки и учитывать их в процессе подготовки и переподготовки кадров, поскольку умение устранять аварии определяется не одними теоретическими знаниями. Необходимо по-прежнему развивать и поддерживать процесс обучения персонала. В энергетике не бывает так, чтобы с улицы взяли умного, хорошего парня и он за полгода стал нормальным турбинистом или котельщиком. Для подготовки грамотного машиниста турбины или котла требуется от пяти до семи лет. Наши специалисты должны принимать профессиональные, осмысленные решения в любых ситуациях, как при ведении нормального режима оборудования, так и в аварийных ситуациях.

–Существует ли в КЭС программа модернизации оборудования? Какие приоритеты ставит компания?

–Безусловно, такая программа существует. Ежегодно по мере выполнения проектов она корректируется и дополняется. Могу сказать, что сегодня все усилия направлены на поддержание аттестованной Системным оператором мощности там, где это необходимо. Причем в первую очередь это относится к станциям, оборудование которых приближается к порогу выработки ресурса, но все еще достаточно эффективно.

Очень важной задачей является общее снижение издержек и повышение энергоэффективности. Например, в 2009 году была проведена реконструкция энергетического котла № 9 на Кировской ТЭЦ-4 КЭС-Холдинга с применением низкотемпературной вихревой технологии сжигания топлива, разработанной российскими учеными. После реконструкции увеличилось КПД котла, улучшились экологические показатели работы котлоагрегата, выросла его максимальная мощность. В 2010 году программа реконструкции станции будет продолжена: на очереди котел № 8. Буквально в январе мы завершили большой инвестиционный проект: замену турбогенератора на Самарской ГРЭС, что позволяет сократить удельные расходы топлива на выработку станцией электрической энергии на 15,9%. То есть примеров достаточно.

И конечно, отдельная задача – по теплосетевому комплексу, ответственность которой трудно переоценить. Сети требуют комплексной, системной модернизации, и во всех ТГК у нас есть проекты реконструкции теплосетевых объектов.

–В годы кризиса многие компании начали говорить о сокращении заявленных инвестиционных программ. Какую позицию занимаете вы в этом вопросе?

–Выполнение инвестиционной программы является для КЭС безусловным приоритетом, и о сокращении никакой речи не идет. Проведенный аудит проектов показал, что корректировок требует выбор площадок под новые тепло- и электроэнергетические мощности. По некоторым из них возникли проблемы из-за существенного изменения спроса на электроэнергию, прекращения развития производства потребителей, экологических и чисто юридических обстоятельств. Поэтому мы предлагаем альтернативные площадки под строительство тех же объемов мощности.

–На ваших глазах начиналось реформирование отрасли. Какие нерешенные проблемы для генерирующих компаний остались сейчас, что нужно делать?

–Реформа электроэнергетики продолжается, ее основные направления хорошо видны и понятны. Для ТГК наиболее острые вопросы сейчас связаны со сферой, которая осталась за рамками реформы электроэнергетики. Я говорю о теплоснабжении. Хочу напомнить, что тепло для России по социальной значимости практически равноценно электроэнергии. Поэтому вопросам обеспечения надежности теплоснабжения также необходимо уделять большое внимание.

Несмотря на это, реформа теплоснабжения пока находится только на самой начальной стадии. С точки зрения законодательства до сих пор не определены принципы построения договорных отношений между субъектами теплоснабжения, невозможно определить долгосрочную потребность в тепловых мощностях, не сформирована конструкция по организации коммерческого учета тепла. То есть не существует четких правил работы для отрасли, которая является одной из самых социально важных и в то же время наименее эффективных.

Наибольшую тревогу в генерирующих компаниях вызывают высокий износ внутриквартальных тепловых сетей и рост дебиторской задолженности. С одной стороны, муниципальные посредники зачастую не в состоянии обеспечивать нормальный ремонт и обновление сетевого хозяйства, затруднена организация учета тепла, происходят частые банкротства, а некоторые участки сетей вообще не имеют собственника. С другой стороны, недобросовестные управляющие компании, не имея никаких ограничений, по сути, присваивают себе средства, собранные с граждан за теплоснабжение. В результате из-за аварий на внутриквартальных сетях нарушается надежность поставок тепла, а неплатежи ведут к ухудшению финансово-экономического состояния самих теплоснабжающих организаций, что отражается на качестве их работы. Ведь это те самые средства, которые идут на зарплату специалистам, на закупку нового оборудования, ремонт и т.п.

Наиболее эффективным решением этих проблем является передача внутриквартальных сетей на обслуживание энергетикам и заключение прямых договоров энергоснабжения. Тем самым не только выстраивается единая цепочка генерация–транспорт–сбыт, но и возникает единый центр ответственности за обеспечение надежного и качественного теплоснабжения всех потребителей без исключения. Однако этот и многие другие вопросы возможно решить только при содействии региональной власти.

–Вы с оптимизмом смотрите в будущее?

–В будущее я всегда смотрю только с оптимизмом. Иначе нельзя.

Беседовал
Алексей Иванов
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.