Марат Галеев, председатель Комитета Государственного совета Республики Татарстан по экономике, инвестициям и предпринимательству, о сегодняшнем дне энергетики Татарстана.Современный энергетический комплекс Республики Татарстан представлен одним из крупнейших акционерных обществ в России – генерирующей компанией «Татэнерго», в составе которой действует девять тепловых энергостанций, из них семь ТЭЦ, две ГРЭС, одна гидростанция в Нижнекамске и три районные котельные в г. Казани. Установленная электрическая мощность порядка 7000 МВт. В настоящее время используется около половины установленной мощности. Протяженность электрических сетей высокого напряжения около шести с лишним тыс. км, среднего напряжения – 28 тыс. км, низкого напряжения – 25 тыс. км. Кроме того, эксплуатируется более 13 тыс. трансформаторов комплексных подстанций. Помимо генерирующей компании «Татэнерго», которая наряду с электричеством производит комбинированное тепло, снабжение населения осуществляют 14 тепловых сетей и 50 межотраслевых производственных предприятий жилищно-коммунального хозяйства, расположенных в различных районах и городах республики, а также есть ряд ведомственных котельных.
Татарстан относится к субъектам Российской Федерации, где электрическая энергия вырабатывается больше собственных потребностей, то есть потенциально это субъект, который может экспортировать энергию, несмотря на то, что экономика с развитой нефтедобычей и нефтехимией является весьма энергоемкой. Есть энергоемкие отрасли, есть и значительные резервы повышения эффективности как самой энергетики, так и ее потребителей. Исходя из этого, еще 11 лет назад, в 1998 году, одним из первых в России (до федерального) Татарстан принял Закон «Об энергосбережении». Наряду с этим была разработана первая программа энергосбережения, которая существенным образом повлияла на формирование нового мышления и подходов к этой важной проблеме – энергоресурсосбережению. К повышению энергоэффективности сподвигли уже сформировавшаяся рыночная экономика в стране, возникновение конкурентной среды, необходимость повышения конкурентоспособности. Это предопределило рост интереса к проблеме энергоресурсосбережения как исполнительной власти, бизнеса, так и законодателей.
В 2005 году был сделан второй шаг – разработка «Программы энергоресурсоэффективности на 2006–2010 годы» и концептуальной программы «Программа развития топливно-энергетического комплекса на 2006–2020 годы». Обе программы представляют собой достаточно объемные документы, характеризуются комплексным подходом к вопросам энергоресурсоэффективности, с анализом ситуации в отраслевых разрезах и программами действий. Они были утверждены законодательным органом – Государственным советом Республики Татарстан. Ценность этих программ прежде всего в том, что и государство, и бизнес получают ориентиры, в каком направлении будут развиваться приоритеты государственной политики. И рост энергоэффективности, безусловно, является долговременным приоритетом для республики и страны в целом на многие десятилетия вперед. Потому что Россия – северная страна, а показатели энергоэффективности, ресурсоемкости, энергоемкости валового продукта в кратном отношении отстают от развитых стран. И у нас действительно очень большие резервы.
Программы фактически не предполагают использования бюджетных средств. В основном это ресурсы самих компаний, кредитные ресурсы, но государство оказывает содействие в других формах, связанных с льготами различного характера, и не только налоговыми. Развитие различных форм лизинговых отношений, субсидирование кредитных ставок и ряд других мер рыночного характера.
Безусловно, эти программы разрабатывались в более благоприятных экономических условиях, и кризис, начавшийся в прошлом году, сказался на их реализации. От цели мы не отказываемся, но большинство инвестиционных программ приостановлены. Хотя удалось решить ряд вопросов, связанных с повышением технического уровня энергетических станций. В частности, на ТЭЦ-1 установлена газотурбинная установка высокой производительности. Далее, впервые в республиканских городах Бавлы и Менделеевск заменены полностью тепловые станции на современные, европейского производства. Это позволило ликвидировать все квартальные котельные, и одна тепловая станция генерирует тепловую энергию на весь город. Заменены параллельно все системы трубопроводов, и сейчас в этих двух городах теплоснабжение отвечает европейским требованиям.
Так или иначе процесс модернизации идет. Замена труб с теплоизоляцией, осуществляемая по всей республике, позволяет кратно снизить потери. Это существенная часть программы «Энергоресурсосбережение». Качество жизни для населения при этом повышается, теплоснабжение становится более надежным. Но в связи с кризисом экономические показатели несколько снизились с точки зрения удельных расходов условного топлива на выработку 1 кВт.ч электроэнергии. В 2008 году на выработку 1 кВт.ч тратилось 323,5 г условного топлива, в 2009 году – 325,8 г. Удельные расходы на выработку единицы тепловой энергии также несколько выросли – на 1 Гкал в 2008 году 137,3 кг, в 2009 году – 138,8 кг. Это сигнал к тому, что основные фонды энергетики продолжают устаревать, несмотря на частичную модернизацию. Износ достаточно существенный, хотя не достиг критического уровня. Но в генерирующей компании 88% мощностей энергетических котлов, турбин работают уже четверть века, и из них более трети проработали более 35 лет. Проблема обновления фондов обостряется.
Кризис сказался также на финансовом положении предприятий. Не критично, но тем не менее растет задолженность.
По данным Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан, сальдированная задолженность организаций ЖКХ за ранее потребленные топливно-энергетические ресурсы по состоянию на 01.10.2009 составляет (без учета лимитов октября) 95,7 млн. рублей, в том числе за газ – 23,36 млн. рублей, за электроэнергию – 72,36 млн. рублей.
Общая задолженность за потребленную электрическую и тепловую энергию (по состоянию на 15.10.2009) составляет 2 369 307,3 тыс. рублей.
По сути, эти цифры говорят о том, что кризис затронул энергетику, как и всю экономику. Это сигналы к тому, что нужно предпринимать дополнительные меры по преодолению кризисных явлений в экономике. Причем они не должны сводиться только к прямой поддержке населения. Надо искать пути по решению эффективности работы как энергетики, так и всей экономики. Что для этого нужно сделать? В связи с тем что неравномерно идет нагрузка сети в различных районах республики, есть точки, где энергия в избытке, недопотребляется. Там будут создаваться различные технопарки, технополисы для малого бизнеса, где можно будет за минимальные суммы платежей за подключение организовывать те или иные формы бизнеса. Таких точек, я думаю, будет не меньше 7-8 в республике, а возможно, и больше. Это одно из перспективных направлений повышения энергоэффективности для всей экономики с точки зрения республики.
Безусловно, необходимы, в первую очередь на федеральном уровне, новые подходы для преодоления кризиса. Сейчас основные антикризисные меры на федеральном уровне, по сути, сводились к тому, чтобы население менее всего почувствовало последствия кризиса. И государственные расходы в значительной мере носят социальный характер. В принципе, это по-своему гуманно и справедливо, но в то же время нельзя забывать, что главным в преодолении кризиса является действительно необходимая структурная перестройка экономики, повышение ее эффективности, и энергетики в частности. Отсталая материальная база снижает конкурентоспособность и тянет назад всю экономику. Этим все равно придется рано или поздно заниматься. При этом я не имею в виду, что здесь должно быть в первую очередь наращивание государственных расходов на эти цели. Государство должно думать о создании стимулов обеспечения условий для бизнеса, более благоприятных, чем есть сейчас, чтобы бизнес действительно пошел по инновационному пути развития. Государство обязано создавать приоритеты хотя бы в ряде базовых инфраструктурных сфер, и в энергетике в первую очередь, с тем чтобы технический уровень энергетики поднялся на новую ступень. Это повысит эффективность энергетики, снизит удельные расходы на выработку единицы энергии, как электрической, так и тепловой, понизит энергоемкость валового продукта в конечном счете, а значит, повысит конкурентоспособность российской экономики, будет содействовать росту занятости, росту доходов населения и, соответственно, улучшению благосостояния всего общества. То есть от стратегии социальной поддержки государством общества требуется больший акцент на создание условий развития всей экономики, включая энергетику, по инновационному пути.
В настоящее время энергосистема республики является самодостаточной и полностью обеспечивает потребности предприятий и населения региона в электрической и тепловой энергии.
В дальнейшем ставится задача выхода на общероссийский рынок с предложениями по продаже к 2020 году не менее 6 млрд. кВт.ч.
Минтимер Шаймиев, президент Республики Татарстан