Авторизация

 

Мобильные энергосистемы - технологии сегодняшнего и завтрашнего дня

Мобильные энергосистемы - технологии сегодняшнего и завтрашнего дняЭнергетика России выходит на новый этап развития, связанный с подъемом экономики в стране. И поэтому отрасль остро нуждается в новых технологиях, прорывных решениях. Иначе невозможно. Одним из таких решений стала разработка мобильных энергосистем- уникальное событие на российском рынке электроэнергетики. Об этом корреспонденту "Энергополиса" рассказывает генеральный директор "НПО Интерэлектромонтаж" Сергей Глотов.

- Сергей Александрович, сейчас энергетики много говорят о мобильных энергосистемах. Известно, что вы и компания НПО "Интерэлектромонтаж" были инициаторами этой идеи, которая была горячо одобрена в РАО "ЕЭС России". Анатолий Борисович Чубайс даже говорил о ней на своей недавней конференции.

- Вы знаете, инициативы всегда выдвигает сама жизнь. Перед страной сейчас поставлены небывалые по масштабу задачи экономического подъема. Никакой экономики без энергетики не бывает. Это аксиома. Не случайно мудрые руководители планируют стратегию развития экономики государства, исходя из энергетических моделей. Поэтому перед энергетиками сейчас ставятся грандиозные задачи. Как их решать? Профессионалам ясно, что без новых, прорывных технологий мы застрянем на полпути.



- Значит, надо обращаться на Запад, пытаться использовать их технологические достижения?

- Во-первых, надо понимать, что в западной экономике планирование покруче чем в социалистической, все заранее расписано и жестко регламентировано. И там уж точно никто никто не ждет российских энергетиков с их грандиозными задачами. Во-вторых, механически перенимать старые западные технологии - это значит плестись в хвосте передовой энергетической мысли. Я не сторонник квасного патриотизма, но ведь в нашей стране существует целая научная отрасль, посвященная электроэнергетике. И мы просто обязаны использовать разработки российских ученых, внедренческих структур, чтобы, опираясь и на достижения Запада в том числе, совершить качественный скачок, выйти на новый уровень решения сегодняшних проблем. А они не только в технологиях. Перефразируя классика, можно сказать, что проблемы - в головах. И новые идеи диктует сама жизнь.



-Как, например, создание мобильных подстанций?

-Эту идею мы развивали в течение нескольких лет. Создали специальное подразделение, конструкторский отдел. Конечно, вопрос внедрения на российский энергетический рынок мобильных подстанций не сразу нашел поддержку. Но зато теперь многие из бывших скептиков не представляют, как можно обойтись в современной электроэнергетике без мобильных подстанций. Мы поставляли их по заказам МОЭСК, правительств Москвы, Санкт- Петербурга, Тюмени и так далее. Например, жилой комплекс, построенный под Петербургом в городе Пушкин и предназначенный для семей офицеров, питается от мобильной ПС, смонтированной и поставленной нашими специалистами. И когда президент России принимал этот комплекс, эту подстанцию ему с гордостью показывали. Она заменила на время реконструкции стационарную ПС. Причем так, что потребители даже не почувствовали момента перехода со стационарной на мобильную.

Все могли видеть, как в связи с аварийной ситуацией на Камчатке другую нашу подстанцию грузили в военно-транспортный самолет "Руслан" и отправляли через всю страну. Когда доставили подстанцию к месту аварии, оказалось, что и мощностей там не хватает. И эта экстремальная ситуация еще раз подтолкнула нас к идее разработки мобильных энергосистем. Их создание крайне необходимо.



-Что представляют собой такие системы?

- Подстанция - это всего лишь один из узлов, а в мобильную энергосистему включаются все составляющие нормальной энергосистемы: генерация, распределительная подстанция, кабельные сети, маленькие подстанции, вплоть до потребителей. Допустим, в каком-то регионе нет ни газа, ничего, и нужно быстро полностью организовать энергоснабжение. Мы поставим дизельную электростанцию, генераторы, распределительные кабели (в контейнере привозим, разматываем, в трубах и их тут же подключаем). И на этих же узлах можно пользоваться отдельно и генератором, и подстанцией, и кабелями. Сейчас специалистами нашей компании разрабатывается концепция построения мобильных энергосистем с определенными задачами. Наборы разные: генераторы, подстанции разных классов напряжения, кабели различных мощностей, отдельно - контейнер с диспетчерским управлением, сервисным обслуживанием. Если возникает какая-нибудь непредвиденная ситуация, то мы тут же формируем мобильную энергосистему.



-Уже существуют разработанные программы?

- Они - в процессе разработки. В изложении для газеты, журнала все может показаться несложным. Но энергетики знают, какие трудности подстерегают людей, взявшихся за это. Мы разрабатываем программный продукт, алгоритм принятия решений. При этом учитывается, что в разных регионах мы можем оказаться через разные промежутки времени: одно дело - близкая к Москве область, другое - Европа. Да, Европа в смысле энергобезопасности ничуть не лучше России. Аварии, нештатные ситуации там возникают даже чаще, чем у нас. Так что и для европейских стран создание мобильных электроэнергетических систем более чем актуально. Чтобы обеспечить новый уровень энергетической безопасности и России, и Европы, надо прежде всего посмотреть на карту и понять: где доставка мобильных энергетических систем может быть осуществлена железнодорожным транспортом, где - автомобильным, речным, морским, самолетами. Все должно быть унифицировано, все должно быть в одинаковых контейнерах.



- Сегодняшние мобильные подстанции нельзя перевозить по железной дороге…

-Почему нельзя? Трансформатор - на одну платформу, распределительные устройства - на другую; закрепили как следует, и вперед! В крайнем случае можно разработать и новую платформу. А еще правильнее - компоновать агрегаты мобильных устройств с учетом их доставки конкретным видом транспорта, в зависимости от места, срочности доставки и так далее, здесь много компонентов надо учесть.



-Разумеется, ведь могут быть мобильные энергосистемы для нефтегазового комплекса…

-Чьи специалисты в них, кстати, крайне заинтересованы!


- … а могут быть энергосистемы, предназначенные для регионов. Пример - Сочи.

- Создание энергетической системы сочинского региона - это отдельная задача, которую, я уверен, без мобильных энергетических систем просто не решить. Там возникают огромные проблемы и с генерацией, и с линиями электропередач, включая подстанции, и с экологией, и с инвестициями - нужны очень "длинные" деньги. Проблем много, они все решаемые, но важно понять подход: по-старому будем работать, или по- новому. И действовать, исходя из этого решения.


- Получается, разработанные в вашей компании мобильные подстанции - уникальная техника для России?

- Да, но надо понимать, что, находясь в глобальной системе, невозможно все время гордиться: вот, мы создали что-то российское! Вам сразу зададут вопросы: это лучше, чем на Западе? А чем лучше? А какова экономика? А сроки поставок, монтажа, сроки безаварийной работы, гарантии? Бесконечно число вопросов. Если на большую их часть мы дадим ответ: "Да, мы лучше, чем западные поставщики!", нам будет чем гордиться. Энергетика подвержена глобализации не меньше, чем другие отрасли промышленности. Поэтому мы обязаны выбирать оптимальные решения, просчитывая варианты вперед на десятилетия. А раз уж мы существуем в глобальной системе, то и задачу обязаны ставить глобальную: обеспечение энергобезопасности и России, и Европы. Тем более, что в Евросоюзе работаем. Мобильные энергосистемы -это технологии сегодняшнего и завтрашнего дня. И мы можем и должны сделать предложение на рынке энергетики, от которого невозможно отказаться. Пора нам работать красивее!
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.