Авторизация


 

Не потому, что Путин так сказал

Российская энергетическая неделя — 2019 прошла в формате выставки достижений ТЭКа. Очередной отраслевой форум с предсказуемым сценарием и содержанием заявлений основных участников. Всех, кроме президента.

В 2018 году дискуссия на пленарном заседании с участием Путина в основном шла вокруг событий в Солсбери. В этом году президента России Кир Симмонс — корреспондент NBC News, который выступал модератором мероприятия, — больше спрашивал о «Северном потоке — 2» и Европе, «Силе Сибири» и Китае, отношениях с Трампом и о том, что думает президент России об атаках на объекты «Сауди Арамко», которые случились накануне открытия РЭН. Если коротко, то атаки — это плохо, наши газопроводы в Европу и Китай — это хорошо, с Китаем непросто, но мы от переговоров перешли к кратному увеличению товарооборота и роста инвестиций, а с Трампом никаких отношений нет — просто знакомый.
«Во‑первых, у нас не было никогда никакой близости, ее нет и сейчас. У нас есть деловые хорошие, на мой взгляд, достаточно устойчивые, доверительные отношения», — ответил Путин на вопрос Симмонса о том, насколько политически выгодно стало нашему президенту, что у него «существуют такие тесные взаимоотношения с президентом США».
После того как модератор сделал круг и снова вернулся к вопросу об отношениях России и США, ни разу не произнеся слово «санкции», Путин сказал: «При Обаме у нас товарооборот с США упал с 30 миллиардов до 20, даже до 18. За два года президентства Трампа вырос до 25 миллиардов. Вот на это мы смотрим, это мы учитываем».
А что касается непосредственно энергетики и главных трендов отрасли, то тут все без изменений: поголовная цифровизация, ДПМ и развитие ВИЭ. По-настоящему интересный для рынка вопрос о пересмотре дивидендной политики крупнейших госкомпаний снял с повестки замминистра Юрий Маневич, сообщивший журналистам в кулуарах, что Минэнерго категорически против обязательной выплаты госкомпаниями дивидендов в 50% от прибыли по МСФО.
«Позиция Минэнерго — мы категорически против. Мы считаем, что надо отдельно обсуждать вопросы развития отрасли», — сказал Маневич. «Все эти вещи нужно рассматривать отдельно. 50%, мы считаем, это очень много», — заявил замминистра. «Мы ставим план для каждой компании, которую мы курируем, чтобы была обеспечена положительная динамика по отношению к предыдущему году», — добавил он. И на этом интрига на тему, кто еще повторит «дивидендный подвиг Газпрома», была убита.
В ходе мероприятий РЭН сначала просто резало слух, а потом стало вызывать когнитивный диссонанс и растущий внутренний протест поголовное цитирование выступающими майских указов как главного и основополагающего стимула социально-экономического развития страны. Нам что, не надо модернизировать инфраструктуру? Нам цифровизация нужна просто сама по себе, как термин, потому что его использовал президент? Что понимают главы субъектов Федерации и руководители крупнейших компаний под пространственным развитием регионов? Если бы Путин, выступая перед членами Федерального собрания, этого не сказал, мы бы сами не стали этого делать?
По оценкам экспертов, потребности в инвестициях в инфраструктуру составят около 2 трлн рублей ежегодно. Заложенные в проекте федерального бюджета расходы на нацпроекты выше уровня, указанного в их паспортах, в среднем на 4,8%. При этом доля средств федерального бюджета, направляемых в 2022 году на финансирование национальных проектов (12,4% от его общих расходов), увеличится на 2,7 п.п. по сравнению с 2019 годом (9,7%). Это те самые деньги на внедрение инновационных и цифровых технологий, которые предусматривают новое качество услуг как для населения, так и для бизнеса. Это такой «госзаказ», масштабная задача, решение которой потребует скоординированных усилий инфраструктурных отраслей, регионов, производителей оборудования и финансового сектора. Энергетика — инфраструктурная отрасль, которая как потребитель является крупнейшим заказчиком оборудования и цифровых решений, а с точки зрения финансовой емкости — просто главный донор бюджета.
И не потому, что «Путин так сказал», а потому, что вся какая-никакая экономика страны решает эту задачу. Это в конечном итоге должно не просто «повлиять на региональную политику» в стране, это должно наконец-то сделать Россию современным государством, где хорошо будет жить простому человеку в Кемерове, Челябинске, Норильске, Воронеже, Саратове — везде.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.