Авторизация

 

26 - 39 трлн руб. капвложений за 6 лет

В Кремле опять ждут инвестиционный бум. На сей раз надежда возлагается на механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). За 6 лет власть видит в своих видениях от 26 до 39 трлн руб. капвложений.

Проект ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ», который также называют «Инвестиционным кодексом», обсуждается уже почти год: идея законопроекта появилась после того, как инициатива помощника президента Андрея Белоусова по изъятию сверхприбылей у компаний трансформировалась в создание рабочей группы на площадке РСПП и правительства в минувшем августе. Судьба документа складывается непросто — его несколько раз переписывали, дважды рассматривали на правительственной комиссии по законопроектной деятельности, но так и не сумели внести в Госдуму в оговоренный президентским поручением срок (до конца весенней сессии).
Как сообщил ENERGYPOLIS источник в финансово-экономическом блоке правительства, в августе первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов провел совещание, по итогам которого законопроект о СЗПК и законопроекты-спутники были доработаны. В ближайшее время пакет документов планируется внести в правительство.

В сопроводительных материалах к доработанному законопроекту о СЗПК появилась амбициозная оценка привлечения частных инвестиций.
«В настоящее время на достижение национальных целей развития РФ планируется направить более 13 трлн рублей средств федерального бюджета до 2024 года. (...) Планируется, что совокупный объем инвестиций в рамках новых инвестиционных проектов превысит объем финансирования из федерального бюджета национальных проектов (программ) не менее чем в 2-3 раза и составит от 26 до 39 трлн рублей в 2019-2024 годах».

Это соответствует примерно $400-600 млрд по текущему курсу. Весь объем инвестиций в основной капитал РФ в 2018 году, по оценке Росстата, составил 17,6 трлн рублей.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, доля капвложений в ВВП РФ в 2016-2018 гг. составила 21,1%, что в 1,5-2 раза ниже показателя «стран, находящихся в активной стадии развития» (Китай — 44,8%, Индонезия — 33,9%, Индия -31%). Прирост инвестиций за этот период составлял 3%, что также в 1,5-2 раза хуже конкурентов (Китай — 5,9%, Индонезия — 6,4%, Индия — 7,8%). «Этот разрыв может быть сокращен только за счет реализации отложенного инвестиционного спроса крупных компаний, так как именно они формируют до 75% новых инвестиционных проектов», — говорится в документе.
«Модели экономического роста, альтернативной инвестиционной, основанной на вовлечении бизнеса, по мнению значительного количества экспертов, не существует. Достижение поставленных задач не может быть обеспечено исключительно за счет государственных ресурсов. В этой связи крайне важно, чтобы вызовы, обозначенные нацпроектами, приняли и представители крупного бизнеса», — отмечают чиновники.
«Подобный объем (26-39 трлн рублей) не может быть обеспечен за счет директив правительства. Требуется создание таких условий для размещения частных инвестиций в российской юрисдикции, которые заинтересуют бизнес и обеспечат его вовлечение в реализацию инвестпроектов в РФ. Исходя из данной задачи сформулирована цель госрегулирования инвестиционной деятельности — создание благоприятных условий для вложения инвестиций частными инвесторами на территории РФ посредством распространения на инвесторов (...) режимов, обеспечивающих предсказуемость правового регулирования и стабильность условий инвестиционной деятельности, ее стимулирование».
Пакет законов не только запустит механизм СЗПК — он в принципе будет регулировать всю сферу инвестиционной деятельности, заменив устаревшие законы 1991 и 1999 годов — именно поэтому его называют «инвестиционным кодексом».

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕЖИМЫ


Набор условий, который получит инвестор — инвестиционный режим — будет определяться размером его вложений. Исключение — общий инвестрежим, который включает отсрочку вступления в силу на 2 года нормативных правовых актов, устанавливающих дополнительные требования в сфере техрегулирования, стандартизации, лицензирования и подтверждения соответствия. В рамках общего инвестрежима требований по объему инвестиций нет ввиду невозможности администрирования.
Проектный инвестрежим может быть базовым и индивидуальным. Базовый набор условий предусматривает неизменность законодательства в части основных налогов (в течение срока действия СЗПК), техрегулирования и лицензирования, административных процедур в строительстве (в течение 3 лет), а также возможность возмещения затрат на создание сопутствующей инфраструктуры в объеме уплаченных налогов. Объем вложений инвестора в рамках базовой настройки условий должен составлять не менее 250 млн руб. (для проектов в сфере здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта), 1 млрд руб. (для проектов в сферах цифровой экономики, сельского хозяйства, обрабатывающего производства), 3 млрд руб. (для всех остальных сфер).
Индивидуальный проектный инвестрежим предусматривает гибкость настройки условий для реализации особо крупных проектов и может быть предоставлен при условии вложения не менее 10 млрд руб. собственных инвестиций. Инвестор получит право выбора в формате «оферты» (в заявительном порядке) регуляторных сфер из состава индивидуальной стабилизационной оговорки, в которых требования, ухудшающие условия деятельности, не применяются в период действия СЗПК (в части вывозных таможенных пошлин, таможенных процедур, формулы расчета тарифов) или в течение трех лет (в части инвестиционных программ регулируемых организаций, квот, обязательных платежей, платы за лесные ресурсы).Территориальный инвестрежим устанавливается в заявительном (по предложению региона или инвестора) и декларационном (по предложению правительства РФ на конкурсной основе) порядках.
Создание территориального инвестрежима в заявительном порядке предполагает наличие у субъекта РФ или инвестора, планирующего создание частного индустриального парка, либо другого аналогичного проекта развития территории, уже заключенных юридически обязывающих соглашений с инвестициями от 3 млрд руб. Создание территориального инвестрежима в декларационном порядке предполагает утверждение правительством декларации и конкурсный отбор субъектов на право получения спецрежима. В рамках территориального инвестрежима осуществляется опережающее создание инфраструктуры в объеме вновь поступающих налогов, также резидентам могут быть предоставлены налоговые льготы, льготы по уплате таможенных платежей, имущество на льготных условиях.
Установление новых территориальных инвестрежимов, включая территории опережающего социально-экономического развития, ОЭЗ, инновационные научно-технологические центры, теперь будет осуществляется в соответствии с новым законом. По замыслу авторов проекта, это решит проблемы действующего регулирования (отсутствие конкурсных процедур при создании режима и требований по объему инвестиций), а также повысит эффективность работы существующих инструментов развития территорий.
Для всех инвестрежимов устанавливаются общие принципы при принятии решений о предоставлении мер господдержки. Господдержка предоставляется организациям, реализующим проекты, на равных началах — эта норма, как сказано в пояснительной записке, появилась в ответ на запросы бизнеса.
Для принятия решения о господдержки в объеме более 1 млрд руб. потребуется финансово-инвестиционный аудит Минфина и регионов (с возможным выполнением ВЭБом, РФПИ «и в установленных случаях — иными лицами» функций агента). Аудит призван подтвердить обоснованность предлагаемых инвестором вариантов и объёмов финансового обеспечения проекта, необходимость предоставления мер господдержки.

СОГЛАШЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ИНВЕСТИЦИЙ


Законопроект вводит институт соглашений о защите и поощрении капвложений — в качестве «платформенного механизма закрепления юридически значимых договорённостей между публично-правовыми образованиями и организациями, реализующими проекты, в рамках проектного инвестрежима». Модель СЗПК «предусматривает возможность взаимодействия бизнеса и государства как равных субъектов гражданско-правовых отношений, что в совокупности с индивидуальной настройкой инвестрежима позволит формировать наиболее адекватные для конкретного проекта условия его реализации».
В большинстве случаев СЗПК будет включать три стороны: РФ, регион и организацию, реализующую проект. Подписание СЗПК на уровне правительства соответствующим уполномоченным лицом «позволит преодолеть перекрещивание различных мер и режимов, которое происходит в современных условиях, когда субсидии, гранты, гарантии, льготы предоставляются одному и тому же проекту различными ведомствами в разные периоды времени и не учитываются комплексно, что приводит к неоптимальным объемам поддержки», надеются авторы документа.
Одним из ключевых положений СЗПК является возможность предоставления права на неприменение нормативных правовых актов, изменяющих указанные в соглашении условия реализации инвестпроекта, то есть стабилизационной оговорки.
Базовая стабоговорка может быть включена в соглашение с организацией, реализующей проект с общим бюджетом более 10 млрд руб. и вносящей не менее 3 млрд руб. собственных инвестиций.
Пониженные требования установлены для некоторых сфер экономики — сельское хозяйство, обрабатывающее производство, цифровая экономика (общий бюджет проекта — 5 млрд руб., объем собственных инвестиций — 1 млрд руб.), здравоохранение, образование, культура, физкультура и спорт (1 млрд руб. и 250 млн руб. соответственно).
Индивидуальную стабоговорку может получить инвестор, вкладывающий в проект не менее 10 млрд руб. своих денег.
Срок соглашений варьируется (в пределах до 6, 15 и 20 лет) в зависимости от размера собственных инвестиций. Действие СЗПК может быть продлено на срок до 6 лет при условии реинвестирования не менее 1 млрд руб. доходов от проекта.
Стабоговорка предоставляется в заявительном порядке организациям, обратившимся за заключением СЗПК, без дополнительной проверки при условии соблюдения общих требований о минимальном уровне собственных инвестиций и бюджете проекта.
Все требования о возмещении ущерба при условии нарушения властями стабоговорки инвестор сможет предъявить только после осуществления заявленных собственных вложений, регистрации имущественных прав в рамках реализации инвестпроекта и ввода в эксплуатацию имущественного комплекса. Эта норма призвана стимулировать реализацию инвестпроекта и обеспечить целевой характер предоставления стабоговорки.
Если инвестор воспользовался стабоговоркой и мерами господдержки и при этом не реализовал проект по причинам, не зависящим от действий властей, он обязан возместить недополученные доходы. «Таким образом, объективные коммерческие риски возлагаются на частного инвестора», — отмечено в пояснительной записке.
Споры между участниками СЗПК можно будет рассматривать не только в государственных, но и в третейских судах, в том числе международном коммерческом арбитраже. Обязательным условием для перехода к судебной процедуре является проведение сторонами переговоров на протяжении не менее полугода.

«Формирование долгосрочных отношений государства и бизнеса при реализации крупных частных инвестпроектов в рамках СЗПК позволит прогнозировать доходы федерального бюджета от реализации таких проектов, а также принимать решения о возмещении осуществленных затрат инвестора на опережающее создание необходимой инфраструктуры с возможностью ее последующей передачи в собственность соответствующего публично-правового образования. Нормы о предоставлении господдержки в рамках проектных и территориальных инвестрежимов в пределах фактически поступивших доходов бюджетов бюджетной системы от реализации инвестпроекта минимизирует риск принятия необеспеченных бюджетных обязательств».
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.