Генеральный консул Китая в Екатеринбурге Тянь Юнсян назвал Россию и КНР «стратегическими партнерами в области энергетики»
Экономические санкции, введенные в прошлом году Западом против России, дали новый импульс развитию наших отношений с Китаем. Стоит напомнить, что тренд не новый. Лет пятнадцать примерно власть говорит отечественному бизнесу: работайте с Китаем, развивайтесь, создавайте совместные предприятия. Все шло ни шатко ни валко, но теперь можно сказать, что власть уже «назначила нам нового друга».
Развитие отношений с Китаем – альтернатива отношениям с Западом. По-другому и не скажешь. Дружить и с теми и с теми у нас не получается. Не по нашей вине, но это уже другой вопрос. Дружба с Китаем как вариант решения вопроса привлечения инвестиций в Российский реальный сектор и инфраструктурные проекты. Китайские инвестиции ничем не хуже других. А может, и лучше, потому что их готовы дать прямо сейчас. Только сколько и на что? Прежде всего КНР нужны природные ресурсы, а значит, участие в бизнес-проектах, обеспечивающих доступ к сырью и энергомощностям.
Чего больше в китайском векторе развития отечественного бизнеса: реальных контрактов или политического пиара? В чем этот «импульс нового развития» и для какого он бизнеса? Для продажи нефти и газа?
Что реально сделано в этом направлении и какова в этом роль государства, обсудили на IV Международном энергетическом форуме в Челябинске.
На открытии мероприятия генеральный консул Китая в Екатеринбурге Тянь Юнсян назвал Россию и КНР «стратегическими партнерами в области энергетики». В подтверждение серьезности намерений он сообщил, что сразу несколько крупнейших компаний Китая готовы вложить четверть миллиарда долларов в Южный Урал. Для энергетики региона это стало первой китайской инвестиционной ласточкой. Она ко всему оказалась еще и весьма упитанной. При этом, по словам президента Ассоциации малой энергетики Урала Максима Загорнова, обещанная сумма может быть и больше. «Сколько освоим, столько и дадут», – заявил эксперт. Сейчас в Челябинской области в разработке находится сразу несколько крупных совместных с соседями объектов в области электроэнергетики. В частности, Троицкая ГРЭС и проект корпорации «ТВЕА» по строительству подстанции в Магнитогорске.
Загорнов считает, что щедрость китайцев объясняется, в первую очередь, расположением российской власти к КНР: «Если бы руководство не определило развитие нашей экономики в сторону Востока, то нас бы там так радушно и не встретили. В этой стране очень ценится государственная поддержка». Импульс на работу с Китаем, по его мнению, адресован властью среднему и малому бизнесу: «Сейчас необходимо активно осуществлять поездки в Китай и налаживать связи. Для этого все есть, и надо этим моментом пользоваться».
С тем, что дружба с соседями не началась бы без благословения сверху, согласен и директор по техническому развитию ОАО «МРСК Урала» – Челябинск Александр Бондаренко. «После поездки президента в Китайскую Народную Республику на уровне «Россетей» было подписано соглашение между ними и Китайской энергетической компанией в области развития энергетики, – говорит он. – У нас есть заинтересованность в электротехническом оборудовании при строительстве трансформаторных подстанций сетей линий электропередачи. В сегодняшней ситуации, когда оборудование, которое мы изготовляли, имеет комплектующие из Европы и Америки, почему бы нам не попробовать покупать их у китайских партнеров, учитывая, что качество продукции у них не хуже, чем у европейских производителей. Сейчас на Троицкой ГРЭС устанавливается блок производства Китая».
О другом варианте сотрудничества с КНР в области энергетического машиностроения рассказывает директор программы развития региональной энергетики московской компании «ОДК – Газовые турбины» Сергей Короткевич: «Сейчас Китай на подъеме, но машиностроение в нем выстроено по принципу локализации. То есть практически основная часть оборудования, которое производится в Китае, локализованное западное. У нас тоже появляется хорошая возможность работы в этом направлении. То, что создано уже сейчас в России, образцы нашего оборудования, ими рассматривается как вариант локализации и привлечения китайских инвестиций для производства на территории Китая».
Но основным направлением работы с Китайской Народной Республикой Короткевич называет привлечение инвестиций в инфраструктуру России: «Наш холдинг участвует в проекте по поставке газа в Китай (газопровод «Сила Сибири»), несколько компрессорных станций будут оснащаться силами нашего производства. Также мы работаем в Томской области, где китайские инвесторы создают на территории РФ производства и заинтересованы в создании объектов собственной генерации».
Российский бизнес всерьез нацелен на сотрудничество с Китаем по заданному властью ориентиру, считают эксперты. Но только призывов и подбадриваний со стороны государства ему будет недостаточно. Как вариант поддержки хорошим примером должно стать законодательство КНР. «В Китае гораздо меньше уровень бюрократических процедур, барьеров, – говорит Короткевич. – Эта разница сразу чувствуется, когда китайцы приходят сюда. Они транслируют понимание процессов, происходящих у них, на нашу действительность и иногда неприятно удивляются нашим проволочкам. Законодательство у нас, может быть, и хорошее, но не способствующее ряду бизнес-процессов по времени. А время – это деньги, и там это понимают буквально. В Китае была создана благоприятная атмосфера для развития частной инициативы при сохранении доминирования в экономике государства. Некое такое государственно-частное партнерство в действии. Возможно, это более правильный путь, поскольку чисто рыночный, безудержный такой вариант развития, похоже, пока не оправдывает себя в нашей стране».
«Смена законодательства – процесс долгий, а работать надо уже сейчас, – уверен Максим Загорнов. – Для прихода инвестиций необходимы государственные гарантии. Предоставление таких гарантий стало бы серьезной поддержкой для малого и среднего бизнеса. Если бы сейчас правительство еще сделало смелый шаг в сторону снижения налогов, мы бы этим шагом воспользовались и с помощью Китая активно развивали бы у нас производство. Несмотря на наше предвзятое в свое время отношение к Китаю как к младшему брату, он показал гораздо большие успехи, чем мы, и теперь надо у него учиться».