Авторизация
 

Глобальный регулятор

На 14-й министерской встрече Международного энергетического форума в Москве министр энергетики России Александр Новак предложил создать международную институциональную структуру для регулирования рынка энергоресурсов. На его взгляд, этот международный орган должен кроме прочего прогнозировать ситуацию на мировых рынках энергии для выявления негативных тенденций.

Министерская встреча международного энергетического форума (МЭФ) традиционно рассматривается как одна из площадок для обсуждения ключевых вопросов мировой энергетической повестки дня в разрезе максимального учета интересов и приоритетов стран-производителей, стран-потребителей и стран – транзитеров энергетических ресурсов.

Международный энергетический форум, участниками которого являются 89 стран, основан в 1991 году. В эту организацию входят крупнейшие
страны – производители и потребители энергоресурсов, а также Европейский союз, Международное энергетическое агентство (МЭА) и Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Основная цель МЭФ состоит в расширении неформального диалога между странами – производителями и потребителями энергоресурсов.

МЭФ – неправительственная организация, осуществляющая деятельность на основании устава и программы секретариата МЭФ и бюджета на текущий год.

Министерские встречи МЭФ проводятся один раз в два года за счет принимающей стороны в одной из стран – членов организации. Организация и проведение министерской встречи дает стране-организатору право возглавить исполнительный совет МЭФ, координировать деятельность форума и, соответственно, определять его политику на последующие два года.

14-я встреча состоялась в Москве, и, открывая первую сессию этого форума, министр энергетики России Александр Новак отметил, что причиной значительных перемен в энергетических и международных отношениях стали изменение географии спроса и предложения энергоресурсов, укрупнение региональных рынков энергоресурсов и электроэнергии, а также ускорение глобализации рынка природного газа.

Значительную часть своего выступления министр посвятил вопросам мировой энергетической безопасности. «Кажущаяся доступность энергоресурсов, связанная с разработкой нетрадиционных месторождений, имеет свою обратную сторону – удорожание производства», – считает глава Минэнерго.

Другим фактором риска Александр Новак назвал усиление роли политики в энергетических и международных отношениях, которое приводит к росту неопределенности. В качестве примера руководитель энергетического ведомства России привел Третий энергетический пакет ЕС, принятый с целью либерализации, диверсификации импорта и повышения энергетической безопасности. По мнению Александра Новака, напротив, он породил риски недоинвестирования в энергетическую инфраструктуру.

Министр подчеркнул, что основными драйверами роста потребления энергоресурсов в XXI веке являются Азия и Ближний Восток, продемонстрировавшие «практически трехкратный рост». «В то же время потребление в Европе и Америке приросло всего на 10–15%. Здесь играют роль и замедление темпов экономического роста, и, конечно, факторы энерго­сбережения и политики по развитию ВИЭ», – пояснил министр.

В соответствии с прогнозами, которые привел Александр Новак, в ближайшие десятилетия в Европе ожидается отрицательный рост потребления, а в Америке он будет в 4 раза меньше среднемирового.

«Наибольшая дифференциация происходит в потреблении газа. При среднемировом росте потребления газа на 65% по отношению к 2000 году Азия и Ближний Восток увеличили потребление в 4-5 раз. При этом опережающие темпы прироста потребления в АТР сохранятся и в перспективе», – рассказал глава российского энергетического ведомства.

Александр Новак выразил уверенность в потенциале будущего спроса, в том числе в АТР: «В мире сегодня 1,3 млрд человек не имеют доступа к электроэнергии, 2,6 млрд – к современному топливу для приготовления пищи».

В ходе своего выступления министр также обратил внимание на основные тенденции, которые наблюдаются в отношении корреляции спроса и предложения как по объ­емам, так и по географии. Министр пояснил, что из-за изменения географии производства, спроса и распространения новых технологий добычи трудноизвлекаемого сырья страны-импортеры становятся экспортерами.

Еще одной тенденцией является приближение производства к потребителю, которое, в свою очередь, влияет на экспортные потоки и технологии доставки. Александр Новак отметил, что на рынках нефти усиливается конкуренция производителей, в 2 раза выросла доля СПГ на рынках природного газа. Глава Минэнерго сделал особый акцент на развитии инфраструктуры СПГ для производителей природного газа, не имеющих возможности экспортировать его по трубопроводам. «Доля СПГ в экспорте быстро растет: сейчас она составляет 32%, а к 2020 году может составить уже более 40%», – сказал Александр Новак.

В сложившейся ситуации Российская Федерация последовательно отстаивает необходимость создания новой институциональной среды в мировой энергетике, учитывающей интересы всех ее участников. Именно Россия, подчеркнул Александр Новак, продвигает тему глобальной энергетической безопасности. В числе мер, которые предпринимаются для удешевления добычи энергоресурсов и логистики поставок, расширения ресурсной базы и перемещения центров добычи к границам перспективных рынков, глава Минэнерго назвал налоговое стимулирование добычи трудноизвлекаемых и труднодоступных ресурсов, либерализацию экспорта СПГ, развитие нефтегазотранспортной инфраструктуры в направлении дефицитных рынков АТР и стимулирование спроса на «чистые» энергоресурсы.

Александр Новак охарактеризовал совершенствование институциональной среды в мировой энергетике как сложный и длительный процесс. Вместе с тем министр выразил надежду, что на 14-й встрече МЭФ удастся внести значимый вклад в процесс формирования глобального системного диалога по созданию международной институциональной среды, которая будет отвечать интересам всех участников энергетических рынков и соответствовать требованиям времени.

Одним из таких инструментов он назвал решение спорных вопросов по исполнению контрактов, имея в виду нынешнюю ситуацию с неплатежами Украины за российский газ. Заранее упреждая все вопросы почтенного собрания, министр энергетики России заявил, что «возросла необходимость создания адекватной международной институциональной структуры, которая будет решать вопросы международного сотрудничества, формируя комплекс инструментов регулирования рынка энергоресурсов».

Международная структура регулирования нефтегазового рынка будет полезна всем потребителям и поставщикам, но ее создание маловероятно в нынешних политических условиях из-за ситуации на Украине. Притом что в случае появления «энергетического арбитража» от России потребуют поступиться ее базовыми интересами в нефтегазовой отрасли, по словам министра энергетики, Россия готова участвовать в такой организации.

«Одним из главных факторов обеспечения надежности поставок является добросовестное выполнение контрактных обязательств, в частности своевременный расчет за поставленные энергоресурсы, – сказал Александр Новак. – К сожалению, практика последних месяцев показывает, что это не всегда соблюдается, что приводит к серьезным рискам и создает угрозу безопасному и надежному снабжению потребителей».

Долги Украины за российский газ достигли 3,5 млрд долларов, в связи с чем «Газпром» перешел на авансовую систему платежей. В июне Украина получит столько газа, сколько оплатит. В связи с этим в Европе уже обеспокоились тем, что Украина начнет забирать транспортируемый по ее территории газ для Европы, как это уже было в 2009 году. По мнению Александра Новака, новая международная структура помогла бы избежать таких рисков.

Сейчас в Европе, да и в мире нет единой структуры регулирования энергетического рынка. Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) объединяет несколько государств, главным образом из Южной Америки и с Ближнего Востока. Но ОПЕК действует скорее как картель и не преду­сматривает защиты интересов потребителей энергии. В Европе тоже нет единого регулятора. Его функции выполняет энергокомиссия при Евросоюзе, которая стоит на страже интересов европейских потребителей энергии.

В рамках межпарламентской группы Россия–Евросоюз обсуждали недавно создание единой структуры для регулирования совместных долгосрочных контрактов, в том числе для перехода от них к спотовому, краткосрочному определению цены, и курирования совместных проектов в области энергетики. Проблема в том, что Европарламент бесправен, не имеет права законодательной инициативы, может только рекомендации давать. Поэтому идея дальше переговоров между депутатами не продвинулась.

Идею консолидации энергетического комплекса с Европой несколько лет назад высказал Владимир Путин, будучи премьер-министром.
«Буквально стучится в двери идея о создании единого энергокомплекса Европы. Последние годы тема взаимодействия России и Европейского союза в сфере энергетики привлекала к себе повышенное внимание и, прямо скажем, была излишне политизирована. Вплоть до того, что России приписывали намерение использовать поставки нефти и газа для решения каких-то политических задач. Что, конечно, не имело никакого отношения к действительности, – говорил Владимир Путин. – Главное, нам надо научиться не на словах, а на деле учитывать стратегические интересы друг друга. Чего не скажешь о логике Третьего энергопакета».

Третий энергопакет предполагает разделение функций управления газопроводами при транспортировке от бизнеса, связанного с добычей и поставками природного газа. В то же время «Газпром», владея наряду с нефтегазовыми месторождениями и газотранспортной системой, никак не вписывается в условия Третьего энергопакета.

Энергетическая стратегия Евросоюза предусматривает усиление внешней политики в сфере энергетики. В частности, Европа стремится привести существующие договоры с партнерами к правилам внутреннего рынка, позиционировать Брюссель в качестве глобального лидера в сфере энергетической безопасности. Поэтому при любом удобном случае от России требуют в том числе придерживаться правил Третьего энергопакета.

Сейчас в мире действует ряд международных соглашений в энергетической сфере. Наиболее известен Договор к Энергетической хартии от 1991 года (ДЭХ), членами которого являются 51 страна Европы и Азии. Но Россия не является участницей этого соглашения, хотя долгие годы на нее оказывается политическое давление по его ратификации. ДЭХ и Транзитный протокол к нему обязывают страны-участницы обеспечивать свободный доступ к национальной системе трубопроводов и осуществлять транспортировку энергоносителей, принадлежащих третьим странам, по внутреннему транзитному тарифу. При этом европейские трубопроводы оказались предусмотрительно выведены из-под действия Транзитного протокола. Таким образом, участие России в ДЭХ привело бы к ограничению ее национального суверенитета в энергетической сфере и к односторонним потерям прибыли национальных энергетических компаний. То есть в случае обсуждения создания международного регулятора нефтегазового рынка для России непременно возникнет вопрос об изменении собственных законов и частичных уступках в ряде спорных вопросов.

Идея создания международного регулятора в области энергетики пока нигде среди экспертов рынка не обсуждалась. Но в нынешней политической ситуации она трудно реализуема, особенно после конфликта на Украине. Кроме того, среди стран, которые поставляют и потребляют энергоресурсы, слишком много исторических разногласий.

Одним из них является лоббируемое Европой строительство Транскаспийского трубопровода, который должен пройти по дну моря. По нему предполагается пустить туркменский газ в обход газотранспортной системы России. Очевидно, что при переговорах о создании международного энергетического регулятора от России потребуют изменить свою позицию и по проблеме Транскаспийского газопровода.

Третий энергопакет для России неприемлем, он сдерживает инвестиции, в Европе никто не берется строить трубу отдельно от добычи, поскольку это не создает гарантий. По модели Третьего энергопакета у нас реформировали электроэнергетику, чем привели ее к упадку и получили завышенные цены. Поэтому при создании международной структуры острые вопросы вокруг Третьего энергопакета вновь выйдут на первый план.

В условиях несогласия по многим вопросам с Европой, особенно сейчас на фоне конфликта на Украине, создать международную структуру в сфере энергетики будет очень трудно. Но зато это даст России дополнительные позиции при любых переговорах. Идея создания международной структуры может стать и дополнительным условием при любых требованиях к России.

Сегодня в топливно-энергетическом комплексе нашей страны происходят довольно серьезные перемены. Они связаны прежде всего с разработкой ресурсов на шельфе, с добычей в полярных широтах.

Российские компании выходят на новые экспортные маршруты. Я имею в виду Азиатско-Тихоокеанский регион. Это отражают объективные изменения на карте экспорта энергоносителей. В балансе мирового спроса на энергоресурсы все большую роль играют именно страны АТР. На эти государства будут ориентироваться производители углеводородов.

Вообще в целом в этом регионе сегодня во многом определяются контуры будущей глобальной экономической безопасности. Россия, будучи неотъемлемой частью региона, намерена принимать в этом самое активное участие. Поэтому взаимодействие со странами АТР значимо для нас не только как будущий рынок или текущий рынок, но и с точки зрения ускорения развития нашей страны, точнее ее огромной части, а именно Сибири и Дальнего Востока. При этом я хотел бы особо подчеркнуть, что для России важны все ее партнеры – и азиатские, и европейские. Мы ни от кого не отказываемся и никому не собираемся говорить нет.

Энергоресурсы должны обеспечивать улучшение условий жизни людей, формировать базу для устойчивого роста экономик, но политизация вопроса энергопоставок создает серьезные риски для энергетической безопасности. Искусственная диверсификация энергопотоков может привести к разрыву традиционных хозяйственных связей, к гигантским затратам (подчеркиваю: к гигантским затратам) и нерентабельным производствам. В этих условиях, особенно принимая во внимание экономическую нестабильность, все это может сказаться на развитии национальных экономик. Мы должны об этом помнить.

Из выступления Дмитрия Медведева
на 14-й министерской встрече Международного энергетического форума



Россия была и будет надежным партнером в обеспечении глобальной энергетической безопасности, оперативно реагируя на вызовы и изменения.

При этом мы понимаем, что ситуация на рынках остается сложной и волатильной, что создает серьезные угрозы устойчивому развитию мировой экономики. Кроме того, одним из важнейших факторов обеспечения безопасных и надежных поставок является добросовестное выполнение контрактных обязательств. В частности, своевременные расчеты за поставленные энергоресурсы. К сожалению, практика последних месяцев показывает, что это не всегда соблюдается. А это приводит к серьезным рискам и создает угрозу безопасному и надежному снабжению потребителей.

В этой связи возрастает необходимость создания адекватной международной институциональной структуры, которая будет решать актуальные задачи развития международного сотрудничества, формирования комплекса инструментов регулирования рынков энергоресурсов, разработки методологии сбора статистических данных и другой информации. Она должна определять подходы к прогнозированию ситуации на мировых рынках с целью своевременного выявления негативных тенденций и согласования политики для купирования рисков.

Российская сторона открыта для обсуждения любых мнений и предложений. При этом мы последовательно выступаем за важность стабильности рынка для гарантирования достаточности инвестиций в новые проекты; справедливое распределение рисков между всеми участниками рынка энергоносителей с целью обеспечения безопасности поставок и спроса; неоспоримую роль долгосрочных контрактов на поставку энергоносителей в финансировании крупномасштабных проектов.

Из выступления Александра Новака на 14-й министерской встрече Международного энергетического форума
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.