Глава ВТБ Андрей Костин предложил ввести отрицательный подоходный налог для малоимущей группы граждан. Об этом он заявил во время дискуссии на Московском финансовом форуме.«У нас есть ряд предложений по стимулированию экономики, в частности, год назад я предлагал ликвидировать для малоимущих НДФЛ, но эта тема не нашла поддержки. Но мы могли бы трансформировать эту идею. Мы видим в ряде стран, в частности, в США ведется стимулирование занятости, когда из безработных делают людей работающих. Одна из мер — вычет НДФЛ из платежей вплоть до отрицательного на регулярной основе. Эти меры стимулирования экономики, которые бы вывели нас на 3-4% ВВП в год. Если мы будем везде экономить, то мы эту задачу не решим», — сказал банкир.
Он также отметил, что выступает за партнерство государства и частных инвесторов.
«Мы очень крупные проекты делали в области инфраструктуры. В этих нацпроектах было заложено около 3 трлн денег частных инвесторов. Но сегодня со стороны правительственных структур желание сильно привлекать туда деньги нет. Я считаю, что государство могло бы выделять больше денег на эти цели, в том числе за счет наращивания внутреннего долга. Он небольшой — 3 с лишним триллиона. Все равно есть для этого резерв. Инвестиции, в отличие прочих социальных расходов, — это вклад в развитие, и он потом даст отдачу в виде налогов», — подчеркнул Костин.
При этом он отметил правильность решения правительства выделить средства на поддержание экономики в период пандемии коронавируса.
Действия правительства были адекватные. Правильным было решение увеличить расходы. То, что не давали вертолетные деньги, тоже считаю правильным. Мы действительно сегодня радуемся финансовой стабильности. Это огромная заслуга нашего правительства.
В то же время, по словам Костина, в отличии от предыдущих кризисов нынешний отличается тем, что он был не финансовым, а «рукотворным».
Что касается чувства кризиса, то этот кризис отличается от всех предыдущих, потому что они были финансовыми. И действительно банки чувствовали его первыми. Чувствовали на кончиках пальцев. Теперь больше чувствуем, наверное, нижней частью спины, потому что, наверное, этот кризис рукотворный, пришел от пандемии.
«Но тем не менее банковский сектор не прибегает к внешней помощи, будь то акционеры или государство. Это показывает то, что за эти годы, конечно, благодаря усилиям ЦБ, банковский сектор стал намного крепче. И мы сегодня не испытываем проблем с ликвидностью — ни рублевой, ни долларовой — кстати, не взирая на все санкционные действия. И в целом справляемся с капиталом. Мы, конечно, испытываем некоторые проблемы, но если брать уровень проблемных долгов, то он очень мало изменился. По ВТБ он вырос с 4,7% до 5%. Это небольшая корректировка», — подытожил глава ВТБ.