Счетная палата считает важным при формировании федерального бюджета на 2021-2023 годы рассмотреть возможность предоставления субъектам РФ дополнительных межбюджетных трансфертов, в том числе дотаций на обеспечение их бюджетной устойчивости и сбалансированности.Компенсировать потери регионов невозможно без масштабной поддержки из федерального и сбалансированного планирования региональных бюджетов. Такое мнение высказала заместитель председателя Счетной палаты Галина Изотова на выездном заседании Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, которое прошло в Костроме.
На основе анализа информации, представленной 79 субъектами, можно спрогнозировать, что объем выпадающих доходов регионов составит в 2020 году более 2 трлн рублей.
Галина Изотова, заместитель председателя Счетной палаты
По оперативным данным Федерального казначейства, на 1 июля 2020 года общий объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов составил с начала года 1 376 млрд рублей, что на 57,4% выше аналогичного периода 2019 года. Несмотря на зафиксированный рост региональных доходов на 2,1% по сравнению с соответствующим периодом 2019 года, налоговые и неналоговые доходы снизились на 8,9%, поступления по налогу на прибыль организаций – на 15,2%, по налогам на совокупный доход – на 12,2%.
По мнению Счетной палаты, в сложившихся условиях необходимо понять, какие субъекты могут пострадать от кризиса в наибольшей степени, и оценить ожидаемый масштаб сокращения их бюджетных доходов и расходов. «От кризиса ожидаемо пострадают те субъекты РФ, доходы которых зависят от состояния в сферах предоставления услуг населению. Это в первую очередь курортные регионы (Краснодарский край, Республика Крым и Северный Кавказ) и территории крупных городских агломераций (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская область, Республика Татарстан, Свердловская область). Из-за сокращения численности занятых в рыночных услугах здесь неизбежен спад поступлений НДФЛ», – считает Галина Изотова.
Особенно сложно в текущих условиях приходится средне- и низко обеспеченным регионам, у которых долговая нагрузка остается выше среднего уровня. Чтобы поддержать регионы и облегчить их долговую нагрузку правительство внесло изменения в правила реструктуризации бюджетных кредитов, которые разрешают субъектам не выполнять долговые обязательства в 2020 году, а в 2021-2024 годах погашать лишь 5% от их объема.