Авторизация


 

25 миллионов конвертов

Около 25 млн россиян в той или иной форме причастны к теневому рынку труда. Одни трудятся на основной работе без официального оформления, другие заключили трудовой договор с работодателем, но получают часть зарплаты в «конверте» по обоюдному соглашению, третьи подрабатывают дополнительно к своей основной занятости, не оформляя при этом трудовых отношений.


По данным опроса, проведенного НИЦ социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС, 32,5% жителей России в той или иной форме причастна к теневому рынку труда. Различается только степень их вовлеченности.

ВЫЙТИ ИЗ ТЕНИ
Данные опроса, в котором приняли участие 1215 человек из 27 субъектов Российской Федерации, занятых на предприятиях различных форм собственности, показывают, что на российском рынке труда наметился обнадеживающий тренд — выход из тени.
За счет чего сократилась теневая занятость в России? Оказывается, за счет официально оформленных и неоформленных подработок, которые давно уже стали частью жизни россиян. Если в 2017 году 45,3% занятого населения признались социологам, что подрабатывают, то в 2019-м об этом заявили только 27,6%. Ученые предположили, что это связано не с более высоким уровнем правосознания, а со снижением потребительской активности граждан: многие просто не могут оплачивать те или иные виды работ или услуг, которые раньше были им доступны.
На рынке труда наметился еще один тренд. Работодатели и заказчики разворачиваются в сторону официально оформляемой дополнительной занятости. В 2017 году 59,7% подрабатывающих рассказали социологам, что официально не оформляли свои подработки. В 2019-м такой ответ дали только 50,7%. Снижение на 9% не может рассматриваться как статистическая погрешность и свидетельствует об определенных тенденциях на рынке. Можно предположить, что отмеченное снижение распространенности дополнительной занятости обусловлено, скорее всего, снижением потребительской активности граждан, поскольку именно они в значительной степени являются заказчиками данных работ или услуг.
Однако социологи РАНХиГС выявили тревожный симптом: россиян, для которых неоформленная занятость является основным источником дохода, не становится меньше. В 2013 году 11,9% занятого населения работали полностью в тени, в 2017-м — 13,6%, в 2019-м — 13,1%.
Второй тревожный симптом заключается в росте позитивного отношения россиян к различного рода неофициальной занятости. Пока государство борется с зарплатами «в конвертах», растет число граждан, приветствующих факт оплаты «из рук в руки».
Россиян, для которых неоформленная занятость является основным источником дохода, не становится меньше. В 2013 году 11,9% занятого населения работали полностью в тени, в 2017-м — 13,6%, в 2019-м — 13,1%
В 2017 году чуть более половины опрошенных (50,8%) положительно отнеслись к выполнению различных работ и услуг (строительных, ремонтных, репетиторских) с получением за них наличной оплаты минуя кассу. Но в 2019-м уже 72,9% россиян приветствуют оплату за работы или услуги «из рук в руки». При этом респонденты, давшие такой ответ, трудились на официальном месте работы и понимали, что оплата «из рук в руки» проходит без уведомления налоговых органов и без выплаты налогов, то есть осуществляется в обход закона. Социологи считают, что для большинства россиян неофициальная занятость остается единственной возможностью увеличить свой небольшой доход. Кроме того, она позволяет совмещать несколько видов деятельности или работать при наличии ограничений по возрасту или здоровью.
Исследование выявило тревожный симптом. Выросло число россиян, считающих, что неофициальная экономическая деятельность в целом приносит больше пользы для общества. Это говорит о значимости для граждан теневого рынка товаров и услуг в обеспечении их потребностей.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС
Чтобы как-то заметно изменить ситуацию с теневыми доходами, в чем напрямую заинтересована власть, последняя должна предпринять для этого какие-то реальные действия, такие же радикальные, как пенсионная реформа, но со знаком плюс для гражданина. Важный вопрос, который задали социологи в ходе интервью с респондентами face to face: в каком случае вы готовы полностью заплатить налоги со своей трудовой деятельности? Снижение величины налоговых выплат (45,1%), страх наказания (31,5%) и обеспечение равенства всех групп граждан перед законом (30%) — вот основные факторы, которые могли бы заставить россиян трудиться официально и выплачивать все налоги. Ни угрызения совести (18,9%), ни чувство гражданского долга (15,7%) не могут склонить опрошенных к легализации своей трудовой деятельности. В некоторых случаях это объясняется тем, что для респондентов работа в тени — временная, иногда случайная возможность получения дополнительного дохода и она не воспринимается ими в правовом контексте.
По мнению экспертов, чтобы сбалансировать легальный и теневой рынок труда, государство должно предпринять действенные и заметные шаги для повышения социальной и экономической защищенности работников. В частности, усилить значимость социальных гарантий. Пока они не выступают эффективным стимулирующим аргументом труда в официальной экономике. Одно из важнейших условий — повышение ответственности работодателей за нарушения трудового законодательства.
Немалую роль в этом может играть и проведение четкой и последовательной фискальной политики. По данным исследования РАНХиГС, каждый второй работник отмечает несправедливость осуществляемой налоговой политики. Это связано как с размерами необходимых налоговых выплат, так и с непостоянством законодательства, которое заставляет людей с осторожностью относиться ко всем нововведениям, а то и просто игнорировать их.
В 2017 году 45,3% занятого населения признались социологам, что подрабатывают. В 2019-м об этом заявили только 27,6%.
Эксперты полагают, что следует повышать мотивационную функцию оплаты труда, которая сегодня не является эффективным инструментом стимулирования трудовой активности. Каждый второй опрошенный не ощущал соответствия между своим вкладом в работу и размерами заработка. Неудовлетворенность вынуждает людей искать дополнительный доход, зачастую не связанный с официальной экономикой.
В России остро стоит вопрос улучшения морально-нравственного климата в обществе. Распространенность некриминальной теневой экономики во многом связана с правовым нигилизмом части российских граждан и их ориентацией на прагматические ценности.
Перечисленные меры являются необходимыми, но не достаточными для снижения объема теневой экономики. Проблема требует комплексного решения. Каждая категория занятых имеет свои причины включенности в теневой рынок труда, поэтому необходимо учитывать потребности различных социальных и профессиональных групп населения, соблюдать баланс интересов государства и других субъектов экономических отношений.
Меры по легализации рынка труда не будут эффективными без решения вопроса о социальной справедливости, равенства перед законом всех групп граждан. Исследование Президентской академии показало, что респонденты обосновывают свое противоправное экономическое поведение отсутствием социальной справедливости, невозможностью равного доступа к различным благам. Органы государственного управления должны усилить внимание в данном направлении.
Безусловно, привлечение даже части граждан в правовое поле позволит увеличить отчисления в бюджет страны. Однако эффект от такой легализации стоит рассматривать в среднесрочной перспективе, поскольку на начальном этапе могут возникнуть существенные расходы по организации и настройке механизмов регулирования теневых процессов.

Текст: Андрей Покида, канд. социол. наук, директор НИЦ социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.