Результаты технологического и ценового аудита проектов ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Тюменьэнерго».
Комитет по инвестициям Совета Потребителей при Правительственной Комиссии по развитию электроэнергетики обсудил итоги ТЦА ряда проектов ОАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС» и ОАО «Тюменьэнерго». В заседании приняли участие представители органов исполнительной власти, самих энергетических компаний, члены Совета Потребителей и Национального объединения Технологического и ценового аудита.
На площадке Национального объединения Технологического и ценового аудита (НО ТЦА) состоялось заседание Комитета по инвестициям Совета Потребителей при Правительственной Комиссии по развитию электроэнергетики. Обсуждение результатов проведения технологического и ценового аудита дало возможность проанализировать выводы аудиторов и учесть замечания экспертного сообщества. «Экспертное обсуждение является одним из этапов проведения публичного технологического и ценового аудита. Открытая дискуссия позволяет получить максимальный эффект от проведения ТЦА, услышать разные точки зрения, выяснить каким образом Заказчики в лице ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Тюменьэнерго» учли комментарии аудиторов. Заключение об эффективности реализации инвестиционных проектов будет направлено в Минэнерго России и Правительство Российской Федерации», - отмечает Член Правления НО ТЦА Борис Ярышевский.
В заседании Комитета по инвестициям Совета Потребителей при Правительственной Комиссии по развитию электроэнергетики приняли участие представители департамента развития электроэнергетики Минэнерго России, компаний «Россети», «ФСК ЕЭС», «Тюменьэнерго», аудиторы, проводившие ТЦА сетевых проектов и являющиеся членами Национального Объединения Технологического и Ценового Аудита, руководство НО ТЦА.
В 2014 году технологический и ценовой аудит прошли 14 проектов ОАО «ФСК ЕЭС». Аудит проводили:
- ООО «ЭФ-Инжиниринг» (проекты по реконструкции подстанции (ПС) 500 кВ Ногинск и ПС 500 кВ Череповецкая, строительству ВЛ 20 кВ Мильково – Усть-Камчатск, ВЛ 220 кВ Ростовская АЭС – Ростовская, а также по реконструкции ПС 500 кВ Невинномысск и строительству подстанции 110 кВ и ЛЭП 110 кВ для снабжения индустриального парка в г. Невинномысск);
- ООО «Проектное бюро № 1» (проекты по строительству ПС 500 кВ с заходами ВЛ 500 кВ и220 кВ, комплексной реконструкции ПС 330 кВ Выборгская, строительству ПС 330/110 кВ Ломоносовская с заходом ВЛ 330 кВ Ленинградская АЭС – Западная);
- ЗАО «Ким и партнеры» (строительство подстанций 500 кВ Енисей и кВ Усть-Кут с заходами по ВЛ 500 кВ и ВЛ 220 кВ, линий электропередачи ВЛ 220 Усть-Кут – Бобровка, Бобровка – Киренская, Тира – Киренская, ПС 220 кВ Бобровка, ПС 220 Киренская, ПС 220 кВ Тира, реконструкция подстанции 500 кВ Усть-Кут, строительство двух ВЛ 220 кВ Уренгойская ГРЭС – Мангазея (Ванкорское месторождение), ПС 500 кВ Святогор с заходами Сургутская ГРЭС-2 – Магистральная, ПС 220 кВ Ермак с заходом одной цепи ВЛ 220 кВ Уренгойская ГРЭС – Мангазея).
Технологическим и ценовым аудитом в ОАО «Тюменьэнерго» в 2014 году занималась компания «ЭФ-Инжиниринг», ТЦА прошли инвестиционные проекты по строительству ВЛ 110 кВ Игрим – Саранпауль с подстанциями 110 кВ в поселках Анеева, Сартынья, Сосья, Ломбовож и Саранпауль, а также проект строительства ВЛ 220 кВ Надым – Салехард с подстанциями 220, 110 и 6 кВ в Салехарде.
Принципиально важным результатом проведение ТЦА стало заключение о проекте по строительству линии электропередачи 220 кВ Мильково – Усть-Камчатск ОАО «ФСК ЕЭС». В ходе ТЦА объекта общей стоимостью более 42 млрд. рублей (включая НДС) была выявлена возможность оптимизировать затраты на сумму около 1 млрд рублей с учетом стадии проработки проектно-сметной документации (ПСД). Однако прежде, чем заканчивать разработку ПСД необходимо показать целесообразность реализации данного объекта в целом, с учетом изменившихся рыночных условий и сокращения круга потенциальных потребителей.
По другому проекту ОАО «ФСК ЕЭС» - строительству линии электропередачи Ростовская АЭС – Ростовская - были обнаружены огрехи в сметных расчетах проектной организации, которые привели к завышению сметной стоимости на 11-17% или около 1 млрд руб.
По проектам ОАО «Тюменьэнерго» эксперты также выдвинули ряд замечаний, которые будут направлены в Правительство РФ.
Главный вывод, сделанный на заседании Комитета по инвестициям Совета Потребителей при Правительственной Комиссии по развитию электроэнергетики, заключается в необходимости скорейшей доработки стандарта проведения ТЦА для компании ОАО «Россети» и ДЗО, разработки типовых технических заданий на всех пяти этапах реализации проекта, а также методик оценки проекта и подготовки заключений экспертными организациями. Данной работой займется НП «НО ТЦА» с учетом накопившейся практики проведения техаудита, в том числе и по другим отраслям. Также необходимо отдельно утвердить критерии целесообразности строительства объектов и включения их в инвестиционные программы, учитывая специфику различных проектов и стадию их реализации.
При этом представители ФСК ЕЭС отметили, что имеющиеся финансовые критерии серьезно ограничивают возможности проведения технологического и ценового аудита. В соответствии с законодательством стоимость ТЦА ограничивается планкой в 0,58% от стоимости проекта. «У нас 220 проектов, но в нашей стране нет достаточного количества организаций, которые готовы были бы проводить техаудит за те деньги, которые установлены законодательно в Постановлении Правительства №382», - отметил начальник Департамента инвестиционной деятельности ФСК ЕЭС Дмитрий Паришкура. При этом он уточнил, что по состоявшимся в 2014 году проектам, с учетом ограничений по финансированию, «максимальная глубина анализа была проведена».
«Для нас данные проекты во многом были инвестиционными в отношениях с Заказчиком, – согласились представители аудиторских организаций, участвовавшие в заседании. - Ни о какой прибыли и речи идти не может. А тот факт, что в течении полугода мы не можем получить оплату за проделанную работу, делает все проекты по ТЦА нерентабельными.
Необходимо срочно менять нормативы, установленные в Постановлении Правительства, и приводить их к рыночным реалиям. К сожалению, при установлении нормы, мнение участников рынка никто не спрашивал». В ближайшее время Комитет Совета потребителей по инвестициям при Правительственной Комиссии по развитию электроэнергетики подготовит своё заключение о ТЦА проектов ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Тюменьэнерго».
В настоящий момент НО ТЦА завершает подготовку стандарта о проведении технологического и ценового аудита и методологии оценки проектов для членов Объединения. «Также мы планируем подготовить предложения по улучшению стандарта ТЦА «Россетей» и её дочерних компаний и критериев оценки проектов на каждом из пяти этапов их реализации, кроме того у нас уже готовы рекомендации относительно поправок в Постановление Правительства №382», - отмечает Борис Ярышевский.
«Если за 150 тыс. рублей «поверхностной проверки» можно выявить экономию в 1 млрд руб. (а по некоторым проектам она составляла до 20% от общей стоимости), то что же мы получим, если аудитор сможет выполнять работу в адекватно отведенное время и с привлечением первоклассных специалистов? 40-50% экономии без потерь установленных характеристик?» - задает вопрос Борис Ярышевский.
Очень важно, чтобы все выводы аудиторов и замечания Совета потребителей были учтены госкомпаниями при корректировке инвестпрограмм и Минэнерго при их утверждении. НО ТЦА ставит себе задачу отслеживать, каким образом результаты будут использоваться, и направлять доклады в Правительство на регулярной основе.
Справка
Некоммерческое партнерство «Национальное объединение технологического и ценового аудита» (НО ТЦА,www.texaudit.ru) создано для реализации задач по повышению эффективности расходов с государственным участием (в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года №596 "О долгосрочной государственной экономической политике")