28 мая 2013 года было подписано постановление № 449, прописывающее механизм стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке, оживившее ситуацию вокруг инвестиций в зеленую энергетику в России. На III ежегодной конференции газеты «Ведомости» «Будущее возобновляемой энергетики в России» эксперты, участники рынка и регуляторы собрались обсудить результаты первого конкурсного отбора инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов на базе ВИЭ.
По мнению участников конференции, проекты по развитию ВИЭ в России находятся под угрозой срыва, несмотря на оказанную принятым постановлением господдержку. Инвесторам не удается привлечь кредиты в пределах установленной государством доходности, а оплата мощности объектов уже не позволяет покрыть затраты на импортное оборудование. Из-за роста курса доллара и планового снижения доходности проектов с 2015 года победители государственных конкурсов, гарантирующих возврат инвестиций в зеленые станции, практически лишились возможности привлечь кредитное финансирование и сторонних инвесторов.
Во время первой сессии конференции участники обсуждали текущую ситуацию и развитие механизмов поддержки возобновляемых источников энергии, развитие нормативной правовой базы в области ВИЭ на ближайшую перспективу.
Система поддержки ВИЭ за счет оптового энергорынка введена в 2013 году. Раз в год на конкурсе отбираются ветровые (ВЭС), солнечные (СЭС) электростанции и малые ГЭС, удовлетворяющие требованиям по капзатратам и локализации оборудования, им дается право заключения договора на поставку мощности (ДПМ; гарантирует возврат инвестиций за счет повышенных платежей). Активным спросом на конкурсах пользовались проекты СЭС – распродан весь объем мощности на 2015–2018 годы, но по ВЭС и малым ГЭС расторговано лишь 8,5 и 4,8% соответственно. Основной преградой для участников было отсутствие производства оборудования в России. По плану доля зеленой энергетики на оптовом рынке к 2020 году должна быть 2,5%, или около 6 ГВт.
В ходе дискуссии было отмечено, что проекты на основе ВИЭ должны получать реальную господдержку, а также входить в областные программы развития, особенно если речь идет о решении вопросов надежности энергоснабжения или экологии.
По мнению участников, когда речь заходит о розничном рынке, то надо понимать, что это – включение объектов ВИЭ в схему программы развития региона. Схема программы развития региона – это ответственность региональных властей, которые должны включать туда объекты исходя из всей совокупности факторов, которые действуют в регионе, не только снижение стоимости для потребителей, но и повышение надежности, вопросы экологии, развития малого и среднего бизнеса и прочее. В этом смысле, по крайней мере на том уровне, как прописано в требованиях по конкурсу в настоящий момент и действующем постановлении, вполне позволяют региону учитывать такие факторы, как снижение стоимости для потребителей, как жесткое требование, которое задано только для изолированных энергорайонов. Для остальных это конкурсная процедура, которая должна позволить выбрать наиболее эффективные проекты, например, по доле потерь, допустим, 5%.
По словам генерального директора белгородской компании «АльтЭнерго», в России по-прежнему существует много законодательных препон, мешающих развитию возобновляемых источников энергии.
Примерно половина стоимости СЭС номинирована в валюте, поэтому девальвация рубля привела к снижению интереса инвесторов к проектам, признает директор по развитию ГК «Энергия солнца» Виктор Антонов. Компания выиграла значительную часть проектов СЭС на конкурсах 2013–2014 годов, но не смогла реализовать ни одного проекта из 30 МВт, намеченных на 2014 год. «Нас удерживает отсутствие подтверждения инвестора о вхождении в капитал, из-за политической ситуации некоторые зарубежные инвесторы предпочитают инвестировать в аналогичные проекты в других странах, например в Казахстане, – говорит господин Антонов. – Надеемся, что построить эти станции удастся до середины 2015 года». За просрочку ввода начисляются серьезные штрафы. «Предварительные оценки показывают, что капзатраты создают слишком большие риски для проектов ВИЭ», – соглашается директор по развитию бизнеса компании «Энел Россия» Роман Боровских.
Насколько выполнимыми оказались условия локализации и не станет ли это препятствием к развитию определенных направлений возобновляемой генерации? Каковы планы ведущих мировых производителей оборудования в сфере ВИЭ по размещению своих мощностей на территории РФ? Сможет ли предельная величина затрат, прописанная постановлением, обеспечить эффективность проектов на начальном этапе развития отрасли при отсутствии необходимой инфраструктуры? Не станет ли требование наличия поручительства в лице крупного генератора преградой для выхода на рынок новичков? Насколько опыт оптовой генерации может быть учтен при подготовке изменений в механизме поддержки возобновляемой энергетики на розничном рынке и в изолированных энергосистемах?По мнению Игоря Акмерова, генерального директора совместного предприятия «Хевел», пришло время поменять представление о ВИЭ в России.
– Если посмотреть на то, какова доля солнечной генерации в энергобалансе стран, в целом сопоставимых с нами по климату, то средний уровень составляет 5,5%. Если мы перемножим нашу энергетическую составляющую на 5,5%, то можем понять, что потенциал Российской Федерации в области солнечной энергетики составляет 16,5 ГВт к 2020 году. И это та цель, которую мы легко можем заявить для правительства Российской Федерации при двух условиях. Первое – если нам удастся переварить то, что уже было взято на конкурс. И второе – если нам удастся достичь европейской себестоимости или сделать ее ниже, потому что нет причин, по которым у нас она должна быть выше, чем в ЕС. Мы считаем это абсолютно достижимым, потому что, уважаемые коллеги, время высоких цен прошло не только на нефть и газ, надеюсь, и на все остальное оно тоже прошло. Время менять представления.
Еще одним барьером для инвесторов в ВИЭ станет снижение доходности с 2015 года с 14 до 12%. Это было сразу оговорено, но с тех пор выросли ставки банков, уверяют участники рынка. После того как прекратилась поддержка ВИЭ в Крыму, банки стали отказывать в финансировании проектов до первой выручки, что увеличивает потребности начинающих компаний в энергетике в собственном капитале, добавляет Виктор Антонов. Текущие ставки под строительство проектов ВИЭ на оптовом рынке составляют 14–15% годовых, подтверждает управляющий Сбербанк CIB по работе с клиентами энергетического сектора Вадим Логофет.
При этом наладить выпуск в России ветровых лопастей и турбин для ГЭС малой мощности так и не удалось. По мнению энергетиков, для привлечения в страну производителей необходимо продлить механизм поддержки ВИЭ «за 2020 год» с переносом невыбранных объемов мощности и расширением горизонта планирования с четырех до пяти лет. Одновременно нужно отложить требования по локализации оборудования, считают участники отрасли (сейчас – 65% на 2016–2020 годы). Но сами инвесторы ничего хорошего от будущего не ждут. «С учетом экономической, геополитической ситуации и курса на сдерживание цен на электроэнергию мы не исключаем, что меры стимулирования ВИЭ могут быть вообще отменены», – отметил господин Боровских.
Время высоких цен на нефть, газ и на все остальное прошло. Время менять представленияЕгор Гринкевич, замдиректора департамента электроэнергетики Минэнерго РФ, в своем выступлении сообщил, что Правительство РФ разработало подпрограмму «Развитие использования возобновляемых источников энергии» как часть программы «Энергоэффективность и развитие энергетики». В рамках подпрограммы субъекты ВИЭ получают поддержку на розничном и оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также субсидии из бюджета на компенсацию издержек на техприсоединение. Как сообщил г-н Гринкевич, до конца года планируется изучить перспективы развития возобновляемой энергетики в России и прописать соответствующие сценарии.
– Минэнерго рассматривает возможность перенести не востребованные в 2013–2014 годах объемы мощности по всем видам генерации на период после 2020 года, а по ветру – увеличить программу поддержки в следующий период, – сказал он.
Кроме того, Минэнерго предлагает снизить требования по локализации оборудования ВЭС до 20% с 2016 года с ростом до 55% к 2019 году. Но Минпромторг считает, что требования по локализации снижать нельзя.
Наталья Порохова из ЦЭП Газпромбанка отмечает, что предложения генераторов противоречат политике правительства по сдерживанию конечных цен на электроэнергию и импортозамещению в промышленности, хотя программа развития ВИЭ незначительно влияет на цены.
Со слов участников рынка ВИЭ понятно, что к моменту конкурса в 2015 году желающих строить зеленые станции за счет ДПМ может стать еще меньше. Одна из основных проблем – низкие капзатраты, рассчитанные по курсу доллара 2012 года. Хотя конкурс предусматривает локализацию оборудования, значительная часть поставок все равно идет из-за границы. Так, по расчетам «Норд Гидро», изменение курса доллара привело к тому, что пакет проектов к реализации сократился с 34 малых ГЭС общей мощностью более 500 МВт до восьми объектов. Капзатраты для малых ГЭС необходимо увеличить на треть – со 144 тыс. до 184 тыс. рублей за 1 кВт·ч, а нелокализованную часть расходов привязать к курсу доллара, считает управляющий директор «Норд Гидро» Алексей Виноградов.