На общественных слушаниях в Министерстве энергетики РФ был рассмотрен проект инвестпрограммы ОАО «ФСК ЕЭС» на период 2015–2019 годов. Формат раскрытия информации впервые был реализован в полном объеме. Это позволило всем заинтересованным сторонам, включая совет потребителей и промышленные предприятия, принять участие в дискуссии и высказать свои предложения по планам компании. Ключевыми спикерами выступили министр энергетики РФ Александр Новак, министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, глава ФСК ЕЭС Андрей Муров.
Важность информационной открытости при обсуждении инвестпрограммы отметил Александр Новак. По его словам, подобные дискуссии помогают провести независимую экспертизу технологических, конструктивных и стоимостных предложений, выявить сложные моменты и определиться с позицией, которая устраивала бы всех участников энергетического рынка. Утверждение инвестпрограммы запланировано на август 2014 года.
Инвестпрограмма ФСК ЕЭС на 2015–2019 годы предполагает финансирование в объеме 563 млрд рублей в течение пяти лет. В общей сложности в этот период планируется построить 18 тыс. км линий электропередачи и 65 тыс. МВА трансформаторной мощности.
В условиях ограниченности тарифных источников финансирования ФСК уделит приоритетное внимание реализации программ и проектов, имеющих важное социально-экономическое и государственное значение. Компания, в частности, сохранит 100% плана по подключению генерирующих объектов, с некоторыми подвижками по срокам по инициативе заявителей.
Базовый сценарий предусматривает финансирование основных направлений работы в следующих объемах: технологическое присоединение – 96,88 млрд рублей, схемы выдачи мощности – 41,47 млрд рублей, развитие сетей – 93,92 млрд рублей, реновация фондов – 158,48 млрд рублей, реализация госпрограмм – 32,42 млрд рублей, мероприятия для обеспечения надежной работы ЕНЭС при раздельном с энергосистемами стран Балтии режиме – 18,06 млрд рублей, развитие электросетевой инфраструктуры на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока – 47,24 млрд рублей, прочее – 74,43 млрд рублей.
По сравнению с ранее утвержденной ИП на 2013–2017 годы базовый инвестиционный сценарий (с учетом корректировки инвестпрограммы на 2014 год) предполагает уменьшение финансирования в горизонте планирования 2014–2017 годов на 24% – до 471 млрд рублей. При этом объем вводов ЛЭП в данный период будет сохранен на 94%, трансформаторной мощности – на 99%. В целях сохранения физических объемов инвестиционной программы ФСК намерена сократить удельные операционные затраты на 25% к 2017 году по сравнению с уровнем 2012 года, что даст экономию до 22 млрд рублей. Сокращение удельных капитальных затрат в этот же период составит 30%.
Как отметил Михаил Абызов, снижение капитальных затрат будет возможным только в ситуации тотальной прозрачности и конкуренции участников рынка инжиниринговых и строительных услуг.
Представленный сценарий предусматривает сохранение расчетов по заявленной мощности для прямых потребителей до 1 июля 2015 года и плату за техническое присоединение (ТП) генерирующих объектов. Без учета полной оплаты ТП генерации, для которой требуется изменение нормативных актов правительства, инвестпрограмма по сравнению с ранее утвержденными параметрами может быть реализована в 2014–2017 годах лишь на 68% по вводам ЛЭП и на 79% – по подстанциям. Менеджмент компании отмечает, что в случае выделения средств из ФНБ на расширение возможностей БАМа, Транссиба и ОЭС Северо-Запада объем физических вводов линий и подстанций составит соответственно 104 и 100% от плана, зафиксированного в ИП на 2013–2017 годы.
Комментируя результаты рассмотрения проекта инвестиционной программы, председатель правления ОАО «ФСК ЕЭС» Андрей Муров отметил:
«Нашей главной целью было максимально сохранить ранее запланированные объемы вводов линий и подстанций. Несмотря на то что финансирование из-за тарифной заморозки снижается почти на четверть в 2014–2017 годах, потери по объемам гораздо менее значительны: нам удастся сохранить в среднем более 90% от утвержденного на этот период инвестиционного плана. Представленный проект позволяет выполнить и другие поставленные перед нами правительством цели – к примеру, в целом сохранить показатель надежности услуг, не допустить роста аварийности, а также обеспечить ввод всех объектов, необходимых для реализации госпрограмм в заданный период».