Интервью заместителя председателя правительства Республики Саха (Якутия) Павла Маринычева журналу «Энергополис»
ЭНЕРГОПОЛИС: Недостаточно развитая инфраструктура, в том числе энергетическая, считается одном из главных факторов, сдерживающих развитие Дальнего Востока. Какие основные направления ее преодоления вы сегодня видите?
Павел Маринычев: Если мы говорим о необходимости развития Дальнего Востока и, в частности, Республики Саха (Якутия), то прежде всего мы имеем в виду создание благоприятных условий для осуществления инвестиций и ведения бизнеса. Направления развития определены на основе стратегических документов развития экономики и социальной сферы, включая «Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года и другие.
Указанные документы предусматривают развитие Единой энергетической системы в восточной части России через узлы централизованного энергоснабжения Иркутской области, Якутии и Магаданской области по направлениям запад–восток: Братская ГЭС (Усть-Илимская ГЭС) – Усть-Кут – Талакан – каскад Вилюйских ГЭС – Якутская ГРЭС – Хандыга – Колымская ГЭС (Усть-Среднеканская ГЭС) – Магадан – и север–юг: Якутская ГРЭС – Нерюнгринская ГРЭС – ОЭС Востока. Эти направления объединяют в едином коридоре транспортные, энергетические, трубопроводные коммуникации в так называемые мультитранспортные коридоры, к которым тяготеет большинство крупных инвестиционных проектов в Западной, Центральной и Южной Якутии.
В Госпрограмме «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», утвержденной Правительством РФ в 2013 году, определены основные мероприятия по реализации этих масштабных проектов.
Результатом методичной работы правительства Республики Саха (Якутия), в том числе с федеральными органами исполнительной власти и крупными федеральными энергетическими компаниями, стало многократное увеличение объема инвестиций в электроэнергетику Якутии. Это связано с реализацией крупных инвестиционных проектов освоения минерально-сырьевой базы, в том числе в рамках Восточной газовой программы, трубопроводной системы ВС–ТО, Эльгинского угольного месторождения, строительства железнодорожной магистрали Томмот – Якутск и других.
ЭП: Как вы оцениваете инструмент федеральных целевых программ в формировании энергетической инфраструктуры?
ПМ: Республика Саха (Якутия) участвует в 17 федеральных целевых программах, в том числе в ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья».
Реализация ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» привела к значительным сдвигам в осуществлении проектов развития энергетической и транспортной инфраструктуры. В настоящее время энергосистема Якутии кардинально меняется благодаря таким проектам, как строительство линий электропередачи 220 кВ Чернышевский – Мирный – Ленск – Пеледуй с отпайкой до НПС-14 (ОАО «ДВЭУК») и Нерюнгринская ГРЭС – Нижний Куранах – Томмот – Майя, ВЛ 220 кВ Мирный – Сунтар и ВЛ 220 кВ Сунтар – Олекминск (ОАО «ДВЭУК»), мини-ТЭЦ в п. Депутатский и т.д., которые не могли быть реализованы без участия федерального бюджета. В последние годы идеология целевых программ значительно изменилась, так как вектор стратегического развития Российской Федерации смещается на восток страны, где одной из ключевых задач является развитие инфраструктуры. Роль федеральных программ как инструмента развития в этом смысле будет только возрастать.
ЭП: Какие еще вопросы в области энергетики необходимо решать в первоочередном порядке?
ПМ: Я бы к ним отнес тарифные вопросы. В настоящее время энергосистема Якутии является энергоизбыточной, причем примерно половина электроэнергии вырабатывается на гидроэлектростанциях, мощности которых задействованы не полностью. То есть заделы для роста экономики есть. При этом уровень тарифов на электроэнергию таков, что крупным потребителям дешевле ставить свои автономные энергоисточники – там, где есть сетевой газ, чем подключаться к централизованному электроснабжению. На негазифицированных территориях высокие затраты на электроэнергию делают производство менее, а иногда и вовсе нерентабельным. Таких примеров довольно много. Как следствие – снижение товарной продукции предприятий энергетики и рост цены на электроэнергию.
Уровень тарифов между тем обусловлен, во-первых, большой зоной децентрализованной дизельной энергетики, занимающей 2/3 территории республики, на которой себестоимость выработки электроэнергии составляет порядка 28,4 рубля за 1 кВт∙ч, во-вторых, системой ценообразования, при которой тарифы формируются по котловому принципу и затраты дизельной энергетики включаются в затраты централизованной энергетики, – так называемой системой перекрестного субсидирования. Без решения этой проблемы снижения тарифов на электроэнергию добиться невозможно. Для этого была разработана Программа оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) (ПОЛЭ), предусматривающая снижение затрат дизельной генерации за счет увеличения зоны централизованного энергоснабжения, перехода на альтернативные источники энергии, строительства современных автоматизированных экономичных дизельных станций и т.д.
Сейчас мы ведем работу с федеральным правительством по вопросу выделения субсидий на покрытие затрат дизельной энергетики и финансирования мероприятий ПОЛЭ.
Еще один злободневный вопрос – состояние распределительных электросетей. Если по магистральным линиям узкие места расшиваются, то пропускная способность и технический износ распределительных сетей создают эффект «запертых мощностей» и, как следствие, сложности в технологическом присоединении, увеличение количества аварийных отключений, снижение надежности. Это, конечно, существенно тормозит развитие экономики, влияет на темпы жилищного строительства. Для комплексного решения этой проблемы разработана проектная Программа реконструкции распределительных сетей Республики Саха (Якутия), в которой определены мероприятия, направленные на обновление основных фондов и увеличение мощности сетей. Общая потребность в финансировании составляет 30,2 млрд рублей до 2023 года. За счет тарифных источников электросетевых компаний изыскать такие средства не представляется возможным, так как это приведет к существенному росту тарифов, поэтому ведется работа с федеральными органами власти по изысканию источников финансирования.
ЭП: В ближайшей перспективе какие крупные проекты готовятся к реализации?
ПМ: Среди первоочередных нужно отметить строительство Якутской ГРЭС-2, которая заместит выработавшие ресурс мощности существующие энергоисточники в Якутске. Проект разделен на две очереди. Первая должна быть введена в работу в 2015 году.
Вопросы финансирования решены в рамках Указа президента РФ от 22.11.2012 № 1564 «О дальнейшем развитии открытого акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро».
Заказчиком строительства по основной площадке выступает ОАО «РусГидро», по схеме выдачи тепловой и электрической мощности – ОАО «РАО ЭС Востока». Проект крупный, жизненно необходимый, капиталоемкий, поэтому реализуется с участием средств федерального бюджета.