Moscow Bar Show – международная выставка для профессионалов и неотъемлемая часть мировой барной индустрии. Центральная площадка на территории России и стран СНГ, объединяющая всех членов сообщества.
Есть статистика, есть цифры: 130 компаний, 8000 посетителей, и есть вопрос: а что приводит на эту профессиональную площадку гостей, простых людей, далеких от индустрии, которых на Moscow Bar Show больше, чем на любой другой отраслевой выставке?
Moscow Bar Show – 150 мастер-классов и семинаров от настоящих звезд барной сцены, авторитетных экспертов, лучших из лучших и обыкновенных волшебников. Яркие премьеры алкогольных и безалкогольных напитков, легенды миксологии и флейринга. Новинки и возможность первыми в России увидеть и попробовать до сих пор не представленные в стране напитки – главное, что привлекает каждый год на Moscow Bar Show посетителей и гостей, завсегдатаев баров, ценителей и знатоков барной культуры и коктейлей.
И еще вопрос: а что такое бар? Если подумать, то это – предприятие общественного питания, где продают вкусные психоактивные вещества, блокирующие две лобные доли. Ал-ко-голь. Именно это ты получаешь у стойки или за столиком заведения. Так зачем люди ходят в бар? Отдохнуть-расслабиться? В предприятии общественного питания? В точке продаж? В булочную человек идет за буханкой хлеба и рогаликом, а не потому, что ему грустно. А бар и булочная – это одно и то же. Почти.
Ты должен понимать, зачем ты приходишь сюда, где всегда уютно, но бывает шумно, весело и ярко или камерно, спокойно и тихо, как у тебя дома. Но и в баре, и дома все зависит от тебя и от твоего собственного настроения и состояния души.
Ты приходишь сюда, если тебе не очень и хочется побыть одному или отвлечься беседой с первым встречным, переключиться и вернуться к себе самому. Если твое настроение, ты сам и твое состояние не попадают в ноту бара, в его атмосферу, ты меняешь заведение, ты идешь в другой бар, в свой бар… Стоп. А какая атмосфера в булочной? Нет рижского или бородинского? Тогда и дарницкий подойдет, но ты не прешься через весь город за нарезным батоном… А в бар на другом конце Москвы – легко.
А теперь давайте представим себе, что это всего лишь бизнес. Бар покупает оптом и продает в мелкую розницу, увеличивая цену в три-четыре раза. Хороший бизнес, поэтому еще бар похож на казино. Сюда тоже надо приходить, понимая, сколько ты готов тут оставить денег, чтобы в самом баре не считать их уже, чтобы не отвлекаться от соотношения здесь и сейчас, например, «доли ангелов» и «доли дьявола». Именно так называют остатки виски в бочке, которые оттуда никак не вытекают – остаются в угле и в дереве.
Кстати, на Moscow Bar Show Jim Beam представил Jim Beam Devil’s Cut. Аромат не очень сильно отличается от его же восьмерки. И все-таки больше дуба, именно углей. Не такой гладкий, и вкус более маслянистый. Нашел я намеки на шампиньоны и вообще сушеные грибы, но в целом карамель и специи – все довольно обычно для Jim Beam, но это уже не джим-бимовский стиль. Есть тут агрессивная хватка и напор. В основном резкие специи, агрессивный дуб. Потом брусника в сахаре и клюква, мята. Напиток идеально раскладывается на две составляющие. Каждому свое, но я бы кисленькие ягодки на фоне дуба оставил, а жар молодого спирта поумерил и от переизбытка специй избавился. Осталось, как и полагается, послевкусие. Да, сначала мокрые доски, но потом все успокаивается и обретает интересные черты – что-то вроде тех же лесных ягод.
И про что получилась вот эта история? Про то, что это очередной удачный маркетинговый ход – сделать из простой и рутиной процедуры мытья бочек из-под виски отдельную марку? Бочки на всех американских винокурнях моют просто. Шарообразный спринклер засовывается в бочку, и микроструйками под сильным напором омывает бочку изнутри, а потом эта вода, перемешанная с вымытым виски, добавляется в тот виски, что только что слили из бочки. Не знаю, насколько загадочен процесс при производстве Jim Beam Devil’s Cut и чем он отличается от традиционной мойки бочек, но сам бурбон мне рассказал о чем-то другом. Вот она – магия, вот оно – то, что отличает бар от булочной.
Но это – раз. А есть еще и коктейли. «Лонг-Айленд». Классика. Превосходные ингредиенты. Но только в Москве вечно лимонного сока или кока-колы перельют. А есть еще «Кайпиринья» – крестьянский напиток, который лучше всего пьется на пляже Копакабана. Его надо пить там. И только там можно научиться его готовить. Ну или здесь, на Moscow Bar Show, у бармена, который учился готовить этот напиток в правильном месте. Изучать рецептуру и технологию приготовления напитка у мастера и в стране, где он впервые был разлит, – это старая барменская традиция, старое правило. Со времен, когда люди носили шляпы и галоши. Сейчас мало кто носит шляпы, никто не носит галош и пепельниц в маленьких карманах. Но пепельницы эти до сих пор продаются в каждом ларьке. И зажигалки у всех одноразовые, хотя есть настоящие зажигалки, только мало кто умеет ими пользоваться. И вот тут в разговоре о баре, о бизнесе, об индустрии, о магии появляется главное действующее лицо, персонаж и герой – бармен, или, как они себя называют, бартендер (bartender). Другими словами, опять человеческий фактор.
Все видят их такими, какими они должны, по нашему представлению, быть: всегда улыбающиеся, здоровые, радостные, приветливые. Даже тогда, когда позади 15-часовая смена, они улыбаются гостям, шутят, травят байки и ни в коем случае не портят им настроение. Они едва ли не самые главные для нас, посетителей-потребителей, случайно зашедших в заведение, или его завсегдатаев, потому что мы доверяем им свои заблуждения, сомнения, проблемы, успехи и наш отдых. И ты сразу можешь сказать, хороший ли бармен за стойкой, по тому коктейлю, который он тебе приготовил, потому что это не просто слова, что бармен отдает часть своей души напиткам, которые он готовит гостям. Ты гость здесь, а для него бар – его дом.
Есть такая «великая мечта бармена» – это чтобы все гости пили дома, а чаевые присылали по почте. Желательно используя службу UPS: у них конверты хорошие.