Андрей Липатов,
генеральный директор ЗАО «УК Холдинга «Теплоком», руководитель экспертной секции Консультативного совета при председателе Комитета по энергетике Госдумы РФ
Парадоксально, но факт: усложнение проблем, которые стоят перед Россией в сфере повышения энергоэффективности, вполне можно считать признаком роста и успеха. В самом деле, что мы имели каких-то три–пять лет назад? Непаханое поле, его даже возделывать еще было нельзя: речь шла о банальном отсутствии семян. Неудивительно, что одной из первоочередных задач ФЗ № 261 стал простой учет производства и потребления энергоресурсов.
Сейчас учет продолжает оставаться одной из проблем, не до конца решенных в части регионов РФ, но все же многое изменилось кардинально. Подтверждение тому – обсуждение, состоявшееся на заседании нашей секции «Учет и регулирование потребления энергоресурсов» Консультативного совета при председателе Комитета по энергетике Госдумы РФ.
Заседание состоялось в Петербурге. На нем присутствовали как юристы, которые должны будут перевести предложения наших экспертов на язык юридических норм и правил, так и признанные в отрасли специалисты, а также представители объединений собственников квартир и нежилых помещений.
Перед началом заседания мы специально посмотрели статистику, которая могла бы определить, в правильном ли направлении мы работаем. И оказалось, что уже в 2012 году при достаточно значительном росте экономики России, при росте жилищного строительства и постоянном вводе в эксплуатацию новых жилых зданий производство тепловой энергии в стране впервые за многие годы не выросло, а сократилось. Пока ненамного – на 1,2%, несмотря даже на то, что декабрь в связи с всплеском холодов дал всплеск производства тепла аж на 17,5% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Но и этот факт – подтверждение результативности в том числе и той работы, которая связана с производством и установкой узлов учета и регулирования потребления тепла.
Впрочем, результаты этой работы могли бы быть более значительными, если бы пакет нормативных документов, регулирующих эту сферу, содержал бы меньше противоречий и давал бы более широкие возможности. Именно поэтому участники экспертной секции постарались выделить те проблемы, решение которых в первую очередь в нормативных документах могло бы помочь нашему общему делу. Кстати, такой подход в Госдуме вполне оценили. Недаром участники нашей встречи от Госдумы РФ Михаил Байзаков и Рашид Артиков заявили, что из 22 аналогичных экспертных объединений наша секция является наиболее результативной.
Эксперты считают, что давно пора официально признать и публично обсудить те проблемы, которые возникают в производстве и потреблении энергоресурсов в связи с широким внедрением систем учета и регулирования потребления энергоресурсов и одновременным переходом на новые правила предоставления коммунальных услуг. В частности, проблемы, возникающие из-за нестыковки различных нормативных актов разного уровня: законов РФ, постановлений Правительства РФ, распоряжений отдельных ведомств и правоприменительной практики регионов. Так, не стыкуется со многими нормативными документами Градостроительный кодекс РФ, в результате вновь возводимые объекты годами не могут быть подключены к коммунальной инфраструктуре по постоянной схеме и вынуждены существовать по временной, а это значительные финансовые издержки для всех сторон и особенно для собственников. Не стыкуются положения Жилищного кодекса и ряд пунктов новых Правил предоставления коммунальных услуг. Не стыкуются или ведут к неоправданному росту платежей некоторые моменты, связанные с разделением платежей за ОДН по отоплению и ГВС, и так далее.
Особого внимания требует проблема достоверности учета энергоресурсов и появление в этой связи независимых операторов учета. Их существование вообще никак не регламентировано, но ведь по факту они есть. При этом операторы учета не должны ориентироваться ни на ресурсоснабжающие организации, ни на потребителей коммунальных услуг. Следовательно, идет речь о создании независимых частных или государственных структур. А также – о возможностях диспетчеризации и увязке вокруг этого интересов поставщиков и потребителей коммунальных ресурсов.
Парадоксальной является и проблема тарифов на энергоресурсы. Тарифы вроде бы регулируются, однако таким образом, что не могут обеспечить ни потребностей населения в качественных и недорогих услугах, ни потребностей РСО в развитии. Между тем есть опыт Дании, где тарифы на коммунальные услуги самые высокие в Европе и даже, пожалуй, в мире – но платежи населения самые низкие.
На наш взгляд, значительную часть проблем, возникающих в ходе развития учета и регулирования потребления энергоресурсов, мог бы помочь решить специальный фонд энергосбережения. На секции были внимательно проработаны предложения к законопроекту о таком фонде. Фонд энергосбережения в основе своей работы будет иметь целевые вложения государства в повышение эффективности госвложений в первую очередь в объекты инфраструктуры ЖКХ и многоквартирных домов. В частности, предполагается упростить доступ собственников жилья к государственным средствам, направляемым на повышение энергоэффективности – на возвратной основе, но без процентов и с длительным сроком погашения предоставляемых сумм. Напомним, это в числе прочего даст возможность гражданам погашать выделенные на модернизацию их домов суммы за счет экономии энергоресурсов. Кроме того, это оптимальный путь к улучшению комфортности среды проживания российских граждан.
Тот факт, что эксперты – лучшие специалисты страны в сфере энергоучета и регулирования потребления энергоресурсов – видят не только проблемы, которые появляются в ходе исполнения ФЗ № 261, но и пути их решения, в том числе на самом высоком уровне, на мой взгляд, подтверждает, что оптимистичные прогнозы в части повышения энергоэффективности всех сфер экономики и жизнедеятельности в РФ вполне оправданны.