Так получилось, что основной темой обсуждения во время российско-германских переговоров между президентом России и канцлером Германии в Ганновере стали не вопросы состояния экономик двух стран. Нет, конечно, о Кипре Путин и Меркель поговорили, не без этого. Деятельность НКО в России, эскалация напряженности в КНДР, поставки оружия в Сирию и снова Кипр – повестка дня, продиктованная главными заголовками недели, во время которой Путин посещал Германию.
Того, что скандировали собравшиеся на митинг перед входом в Конгресс-холл в день открытия Hannover Messe, поднимавшийся по красной дорожке Путин, по его словам, не расслышал. Толпу манифестантов легко и задорно заглушили залихватские казачьи песни, которые тут же распевали студенты Южного федерального университета.
«Укрепляется наша финансовая система, улучшается инвестиционный климат. Мы знаем о наших проблемах, но целенаправленно таргетируем все эти проблемы, в том числе и инфляцию, которая остается у нас пока еще высокой», – сказал с трибуны Путин. Собравшиеся в зале поаплодировали, а Путин продолжил: «Хорошие показатели демонстрируем и в социальной сфере, что тоже важно для экономического развития. Сейчас я только госпоже федеральному канцлеру сообщил: у нас самый высокий уровень рождаемости за последние 19 лет. Это тоже показатель настроения населения, это отражается на всех сферах нашей жизни, в том числе и на производительности труда. И это, к сожалению, пока у нас проблема, поэтому мы планируем существенно улучшить здесь ситуацию в ближайшие 5–10–15 лет. И в этой связи участие в таких мероприятиях, как Ганноверская ярмарка, где мы можем показать свои достижения, посмотреть на достижения наших немецких партнеров, пообщаться с коллегами из десятков других стран, – это очень важное мероприятие».
Рождаемость повысилась, а производительность труда, надо понимать, нет. Поэтому в Ганновере мы это обсудим. Рождаемость обсудим или ее влияние на производительность труда? Как-то так поняли или не поняли Путина большинство из тех, с кем удалось поговорить после открытия.
Церемония открытия получилась не очень. Особенно странной в церемонии была российская часть программы. Не только речь Путина, но и «русский балет» от Мариинки был какой-то и не русский, и не балет, да и не к месту совсем. Но зато – Мариинка. В смысле, бренд. И поэтому дорого.
То, что Владимир Путин «не расслышал» в первый день в Ганновере, ему на следующий день на стенде Volkswagen во время осмотра стендов ярмарки повторили несколько полуголых активисток Femen. Опасаясь, что они не успеют прокричать все, что они про него думают, или что опять не будут услышаны Путиным, они написали ЭТО на своих девичьих телах. Так кроме НКО и Кипра у журналистов и у Путина появилась еще одна тема для пресс-конференции, ответ на вопрос по которой у президента России был бодрым и жизнеутверждающим.
– Что касается акции, – заявил он, – мне понравилось.
Журналисты подумали и согласились. Действительно, там было на что взглянуть.
– Скажите, – добавил Владимир Путин, – спасибо украинским девушкам, они вам помогают раскрутить ярмарку.
– Что они там кричали, я, честно говоря, не расслышал, потому что секьюрити работали очень жестко. Такие здоровенные лбы навалились на девчонок! Это, мне кажется, неправильно, можно было бы мягче с ними обращаться, – произнес Путин.
Госпожа Меркель, правда, не сказала, что ей понравилось, – все-таки упреки девушек были адресованы не ей.
– Мы свободная страна,– заявила она, – и можно демонстрировать.
Она не стала расшифровывать, что именно, это и так было ясно. Но вот то, что «без такой акции интерес к Ганноверской ярмарке был бы меньше», не спорно, нет – просто ошибочное мнение и высказывание. Понятно, что стенд Газпрома вряд ли может хоть кого-то заинтересовать, но Ганновер – это не Сочи, здесь есть на что взглянуть.
Путин и Меркель уехали с выставки, и началась работа Hannover Messe 2013.
Русские привнесли в формат крупнейшего технологического и инновационного мирового форума свою специфику. Есть у нас это, наше, неистребимое и непонятное для всех остальных в мире – показательные выступления. Что-то типа «навстречу съезду КПСС»… Этим славятся Сочинский форум и ПМЭФ, когда в присутствии президента или премьер-министра наши государственные компании или корпорации подписывают соглашения и договора, меморандумы и протоколы о любви и дружбе. Зачастую между собой.
Ряд российских компаний приурочил к визиту Владимира Путина на Ганноверскую промышленную выставку-ярмарку заключение соглашений с немецкими партнерами. Так, «Металлоинвест» договорился с консорциумом Siemens VAI Metals Technologies GmbH (Австрия) и Midrex Technologies, Inc. (США) о строительстве третьего цеха горячебрикетированного железа (ЦГБЖ-3) на Лебединском ГОКе. Мощность цеха составит 1,8 млн. тонн в год, установка станет крупнейшей в мире. Общая сумма инвестиций в проект – около 850 млн. долларов.
Siemens также подписал соглашение о стратегическом партнерстве с «Транснефтью». Стороны планируют сотрудничать по программе модернизации и реконструкции существующего оборудования нефтеперекачивающих станций российской нефтетранспортной монополии, в частности, Siemens примет участие в проекте расширения трубопровода ВСТО в части поставки оборудования.
Кроме того, «Уралвагонзавод» заключил с канадской Bombardier Transportation (штаб-квартира в Берлине) договор о совместной разработке поездов метро для рынков России и СНГ, а также соглашение о начале подготовки совместного производства по техобслуживанию метропоездов для Москвы.
В Ганновере было объявлено, что ОАО «Российские железные дороги», ЗАО «Группа «Синара» и Siemens планируют до октября 2014 года подписать твердый контракт на производство и поставку 350 односекционных грузовых локомотивов. Соответствующие договоренности стороны отразили в «соглашении о стратегическом сотрудничестве по расширению модельного ряда магистральных грузовых локомотивов». Документ предусматривает создание четырехосных односекционных грузовых электровозов переменного и постоянного тока для РЖД. Производство будет организовано на ООО «Уральские локомотивы» (Верхняя Пышма, Свердловская область) — совместном предприятии «Синары» и Siemens. В этом твердом контракте, в частности, будут определены «конкретные объемы поставок с разбивкой по годам». До 2020 года предполагается выпустить 350 локомотивов. В настоящее время СП выпускает локомотивы 2ЭС6 «Синара» и 2ЭС10 «Гранит». В отношении последнего существует твердый контракт с РЖД на 220 локомотивов. Он обеспечивает загрузку предприятия до 2015 года.
Ганновер – это не Давос, не Санкт-Петербург и уж совсем не Сочи. Здесь нет дискуссий о вариантах развития мирового финансового кризиса и макроэкономических прогнозах, обычно здесь не обсуждаются и политические вопросы. Ярмарка, она на то и есть ярмарка, что сюда привозят товар показать лицом, продать что-нибудь, купить, повидаться с друзьями, посмотреть на конкурентов, и все это как-то легко, обыденно, запросто. Ярмарочный дух и настрой есть. Конечно, ярмарка в Ганновере не та, что когда-то бывали на Руси, и не такая, как в фильме «Свинарка и пастух», но хорошо и одновременно жаль, что здесь совсем не так, как в сегодняшней России…
Так получилось, что основной темой обсуждения во время российско-германских переговоров между президентом России и канцлером Германии в Ганновере стали не вопросы состояния экономик двух стран. Нет, конечно, о Кипре Путин и Меркель поговорили, не без этого. Деятельность НКО в России, эскалация напряженности в КНДР, поставки оружия в Сирию и снова Кипр – повестка дня, продиктованная главными заголовками недели, во время которой Путин посещал Германию.
Того, что скандировали собравшиеся на митинг перед входом в Конгресс-холл в день открытия Hannover Messe, поднимавшийся по красной дорожке Путин, по его словам, не расслышал. Толпу манифестантов легко и задорно заглушили залихватские казачьи песни, которые тут же распевали студенты Южного федерального университета.
«Укрепляется наша финансовая система, улучшается инвестиционный климат. Мы знаем о наших проблемах, но целенаправленно таргетируем все эти проблемы, в том числе и инфляцию, которая остается у нас пока еще высокой», – сказал с трибуны Путин. Собравшиеся в зале поаплодировали, а Путин продолжил: «Хорошие показатели демонстрируем и в социальной сфере, что тоже важно для экономического развития. Сейчас я только госпоже федеральному канцлеру сообщил: у нас самый высокий уровень рождаемости за последние 19 лет. Это тоже показатель настроения населения, это отражается на всех сферах нашей жизни, в том числе и на производительности труда. И это, к сожалению, пока у нас проблема, поэтому мы планируем существенно улучшить здесь ситуацию в ближайшие 5–10–15 лет. И в этой связи участие в таких мероприятиях, как Ганноверская ярмарка, где мы можем показать свои достижения, посмотреть на достижения наших немецких партнеров, пообщаться с коллегами из десятков других стран, – это очень важное мероприятие».
Рождаемость повысилась, а производительность труда, надо понимать, нет. Поэтому в Ганновере мы это обсудим. Рождаемость обсудим или ее влияние на производительность труда? Как-то так поняли или не поняли Путина большинство из тех, с кем удалось поговорить после открытия.
Церемония открытия получилась не очень. Особенно странной в церемонии была российская часть программы. Не только речь Путина, но и «русский балет» от Мариинки был какой-то и не русский, и не балет, да и не к месту совсем. Но зато – Мариинка. В смысле, бренд. И поэтому дорого.
То, что Владимир Путин «не расслышал» в первый день в Ганновере, ему на следующий день на стенде Volkswagen во время осмотра стендов ярмарки повторили несколько полуголых активисток Femen. Опасаясь, что они не успеют прокричать все, что они про него думают, или что опять не будут услышаны Путиным, они написали ЭТО на своих девичьих телах. Так кроме НКО и Кипра у журналистов и у Путина появилась еще одна тема для пресс-конференции, ответ на вопрос по которой у президента России был бодрым и жизнеутверждающим.
– Что касается акции, – заявил он, – мне понравилось.
Журналисты подумали и согласились. Действительно, там было на что взглянуть.
– Скажите, – добавил Владимир Путин, – спасибо украинским девушкам, они вам помогают раскрутить ярмарку.
– Что они там кричали, я, честно говоря, не расслышал, потому что секьюрити работали очень жестко. Такие здоровенные лбы навалились на девчонок! Это, мне кажется, неправильно, можно было бы мягче с ними обращаться, – произнес Путин.
Госпожа Меркель, правда, не сказала, что ей понравилось, – все-таки упреки девушек были адресованы не ей.
– Мы свободная страна,– заявила она, – и можно демонстрировать.
Она не стала расшифровывать, что именно, это и так было ясно. Но вот то, что «без такой акции интерес к Ганноверской ярмарке был бы меньше», не спорно, нет – просто ошибочное мнение и высказывание. Понятно, что стенд Газпрома вряд ли может хоть кого-то заинтересовать, но Ганновер – это не Сочи, здесь есть на что взглянуть.
Путин и Меркель уехали с выставки, и началась работа Hannover Messe 2013.
Русские привнесли в формат крупнейшего технологического и инновационного мирового форума свою специфику. Есть у нас это, наше, неистребимое и непонятное для всех остальных в мире – показательные выступления. Что-то типа «навстречу съезду КПСС»… Этим славятся Сочинский форум и ПМЭФ, когда в присутствии президента или премьер-министра наши государственные компании или корпорации подписывают соглашения и договора, меморандумы и протоколы о любви и дружбе. Зачастую между собой.
Ряд российских компаний приурочил к визиту Владимира Путина на Ганноверскую промышленную выставку-ярмарку заключение соглашений с немецкими партнерами. Так, «Металлоинвест» договорился с консорциумом Siemens VAI Metals Technologies GmbH (Австрия) и Midrex Technologies, Inc. (США) о строительстве третьего цеха горячебрикетированного железа (ЦГБЖ-3) на Лебединском ГОКе. Мощность цеха составит 1,8 млн. тонн в год, установка станет крупнейшей в мире. Общая сумма инвестиций в проект – около 850 млн. долларов.
Siemens также подписал соглашение о стратегическом партнерстве с «Транснефтью». Стороны планируют сотрудничать по программе модернизации и реконструкции существующего оборудования нефтеперекачивающих станций российской нефтетранспортной монополии, в частности, Siemens примет участие в проекте расширения трубопровода ВСТО в части поставки оборудования.
Кроме того, «Уралвагонзавод» заключил с канадской Bombardier Transportation (штаб-квартира в Берлине) договор о совместной разработке поездов метро для рынков России и СНГ, а также соглашение о начале подготовки совместного производства по техобслуживанию метропоездов для Москвы.
В Ганновере было объявлено, что ОАО «Российские железные дороги», ЗАО «Группа «Синара» и Siemens планируют до октября 2014 года подписать твердый контракт на производство и поставку 350 односекционных грузовых локомотивов. Соответствующие договоренности стороны отразили в «соглашении о стратегическом сотрудничестве по расширению модельного ряда магистральных грузовых локомотивов». Документ предусматривает создание четырехосных односекционных грузовых электровозов переменного и постоянного тока для РЖД. Производство будет организовано на ООО «Уральские локомотивы» (Верхняя Пышма, Свердловская область) — совместном предприятии «Синары» и Siemens. В этом твердом контракте, в частности, будут определены «конкретные объемы поставок с разбивкой по годам». До 2020 года предполагается выпустить 350 локомотивов. В настоящее время СП выпускает локомотивы 2ЭС6 «Синара» и 2ЭС10 «Гранит». В отношении последнего существует твердый контракт с РЖД на 220 локомотивов. Он обеспечивает загрузку предприятия до 2015 года.
Вадим Кузьмин,
операционный директор ОАО «НИПОМ»
– В прошлом году наша компания вошла в список тридцати лучших инновационных компаний России. С одной стороны, статус надо поддерживать, с другой – хочется расти и попасть в список, скажем, десяти лучших компаний страны. Ехать в Ганновер обязательно надо, и на то есть как минимум две основные причины: посмотреть, куда движется мировая инновационная мысль, чтобы сверить и определиться, правильно ли ты сам идешь в своих разработках, и найти контакты для делового общения. Может быть, все уже изобрели и без нас и, может быть, нам стоит переориентировать наш НИОКР?
Ганновер показал, что мы в общем-то идем в правильном направлении, но есть какие-то моменты, которые потребуют корректировки наших программ. В первую очередь, это программы по развитию автономных источников питания на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), применение таких источников в труднодоступных регионах, в промысловой энергетике или, скажем, при транспортировке нефти или газа на трубопроводах. Почему бы ВЭИ не использовать как источник питания при транспортировке нефти, при условии их автономности? У многих сегодня есть разработки в этом направлении, но на сегодняшний день никто не может сделать приемлемого ценового предложения в этом сегменте оборудования.
Ганновер дал много новых контактов. Самое интересное, что большинство из них – российские предприятия. Такое ощущение, что мы в России друг друга не видим. То ли территория большая, то ли еще что-то, а здесь мы встретились, и у всех находится какой-то обоюдный интерес к возможному сотрудничеству.
Виталий Пулях,
первый заместитель генерального директора ОАО «ВНИИР»
– Hannover Messe – это уникальная возможность в формате живого диалога обсудить возможности сотрудничества с мировыми промышленными лидерами. В Ганновере были представлены все последние инновации отрасли, которые задают направление развития промышленности на несколько лет вперед.
На выставке были продемонстрированы комплексные наработки ведущих компаний в области силового первичного и вторичного оборудования, систем автоматизации и управления конструкторскими и производственными процессами.
Что касается, например, частотных приводов, то они демонстрировались такими гигантами, как АВВ, Siemens, компаниями из Азии: Hyundai, Mitsubishi – Toshiba, LSIS (подразделение LG), из Южной Америки – Weg. Как всегда, активно позиционировал себя Китай. Уровень китайских разработок достаточно высок, они совсем немного уступают мировым трендсеттерам. Лейтмотивом стала высокая степень автоматизации производства, сверхточное позиционирование элементов кинетических систем, которые требуют совершенной технологии обработки металлов, высокоточных редукторов, сложнейших комплексов моделирования и мощных процессоров, обеспечивающих управление этими системами. Все это – темы, которыми живет сегодня промышленный мир.
Примечательно, что Россия, являющаяся страной – партнером мероприятия, разделяет эти стремления и уверенно заявляет о себе.
Как рыбак рыбака, так примерно и я увидел пару парней на лавочке ярмарочного комплекса и сразу подумал, что «наши». Подошел, спросил. Оказались они из небольшого волжского города, где «инженерят» в приличной компании, работающей в энергетике. Разработчики, конструктора. Как раз те, кто мне и нужен был для разговора о русских инновациях и впечатлениях соотечественников о Ганновере, где проходит Год России.
Разговор в кафешке за кофе и пошел у нас как раз об этом.
У нас в России как с инновациями-то… Если, предположим, у нас чего-то вдруг хотят разработать, то деньги выделяются не на разработку, а исключительно под бизнес-план. Получается, что то, чего еще нет, что еще только надо разработать, оно уже должно окупиться. Так получается, что мы, те, кто занимается разработками, мы ж не идиоты, мы понимаем, что разрабатывать надо то, что принесет пользу предприятию, прибыль и окупится в какой-то перспективе, но сам подход к финансированию разработок в России порочен.
– Приходили тут к нам недавно из какого-то ведомства по статистическому вопросу: Собирают они данные для отчета по инновационным продуктам, производимым на предприятиях. Приехали они к нам то ли из Академии при президенте, то ли из президентского совета, то ли из управления его делами. Приехавшие к нам товарищи сказали, что в мире нормальной считается ситуация с инновациями, когда в стране производится 50% инновационной продукции. У нас в России пока (!) выходит порядка 10%. Это, говорят они нам, очень плохо, но мы думаем, что у нас просто занижены цифры потому, что не все правильно считают инновации, и поэтому сейчас мы вам расскажем, что и как считать инновациями. Это очень важно, потому что кладут они свою статистику Самому на стол. Так вот, говорят они нам, инновациями надо считать все, что способствует увеличению прибыли. Ну мы им так: да какие же это инновации?! Инновации – это на самом деле новый продукт. А они нам: вы не путайте. То, о чем вы говорите,
– это не просто инновации, это – прорывные инновации.
– Рассказать вам, как в России делается «типовой инновационный проект» (вдумайтесь, как это звучит: типовая инновация!) в больших компаниях? Я сам разработчик и расскажу вам, как это делается. Но это не только у нас в компании, это – общая практика или так называемая средняя температура по больнице. Так вот, есть у нас в компании третий этаж. Там сидят администрация и отдел маркетинга. Сидят там наши эффективные менеджеры, рассказывают друг другу байки, тычутся в социальных сетях, обсуждают вопросы моды, где поплавать в январе, на Бали или еще где-то, – в общем, работают. И тут вдруг прослышал кто-то из них о чем-то таком, на чем можно сейчас срубить бабла. Или прочитал кто, что какие-то конкуренты объявили о том, что сделали что-то новое. Или кто-то прочитал, что в мире на что-то вдруг увеличился спрос. Причем не важно, что спрос увеличился на что-то такое, чего мы сами не делали никогда. Кто-то чудом сделал что-то, и оно нам теперь очень надо. Доложил этот «открыватель» руководству об услышанном. Руководство, в свою очередь, собрало, соответственно, подчиненных и озвучивает, что у кого-то где-то все очень здорово и круто и нам тоже так надо. Надо было вчера, но до утра завтрашнего дня мы, так и быть, потерпим.
Начинается, так сказать, разработка проекта с того, что все, включая «открывателя», смотрят друг на друга с испугом в глазах: только бы не мне поручили! Начинается формирование рабочей группы, которую собирают по принципу или «те, кто ничего не делает», или «что-то не слишком много у него, на мой взгляд, работы», или «у него много свободного времени». Если человек занимается наладками, отгрузками или пусками у заказчика, то такого лучше не трогать, потому что там все сразу без него сорвется. Собирают в группу «бездельников», по мнению начальства. Этим глубоко несчастным в общем-то людям ставят бредовую, по сути, задачу, обычно нереальную по срокам и по финансированию.
Эти несчастные, попавшие на том совещании в рабочую группу, зачастую впервые слышат, что они что-то
должны разработать. Даже название такое слышат впервые. Когда я рассказываю вновь принятому на работу сотруднику, который начинает какую-то такую «типовую инновационную разработку», что у нас совершенно нормальным считается положение дел, когда исполнитель проекта, получив задание, идет читать Википедию, чтобы узнать, что это такое… Спустя какое-то время они мне сами признаются: мы думали, ты шутил, когда такое говорил. У меня сейчас уже человек пять таких, кто думал, что я тогда шутил. Поработав у нас год-два, они понимают, что это – правда. Люди читают научные журналы, статьи, дата-шиты, какие-то рекламные буклеты, чтобы узнать, что им вообще поручили.
– Особенностью любого нашего предприятия является отсутствие системного развития. Допустим, взять силовую электронику ABB. Простите, но они же весь свой модельный ряд не за три года сделали. У них годами шли инвестиции в разработки в определенной тематике. За эти годы появлялись наработки по теме и росли специалисты в этой области. Теперь, когда им надо что-то сделать в этом секторе – вариант чего-то или новую версию, адаптированную под условия заказчика модель или модификацию, – они собрались и сделали. Они, в отличие от нас, работают по вменяемому план-графику, делают что-то с прогнозируемым результатом, то, что нужно, что они умеют, что они довели, считай, до совершенства за годы работы в этом направлении.
– Думаю, что случай с разработкой электроусилителя руля для «Лады-Калины» можно смело назвать «типовым инновационным проектом», каноническим для России изобретением. Прослышал кто-то, что есть на свете такая хрень, как электроусилитель руля, и что она может скоро понадобиться в России в больших количествах. В связи с чем можно будет срубить бабла. Контора, которая взялась разрабатывать электроусилитель, по этой тематике имела две разработки: энергосберегающий привод насоса и электромаслобойку для фермеров.
Короче, что получилось из этой инновации? ВАЗ несколько лет продолбался с творениями инновационной мысли, а потом купил корейский электроусилитель, перекрестился и успокоился.
– Какое направление ни возьми, в России нарушена системность. Планомерного развития нет, и делается у нас все в России не с бодуна, нет, хуже – под бизнес-план делается. А на самом деле кому-то просто моча в голову ударила разработать «вот это».
– Если даже набрать лучших специалистов в разных областях на тематику, которой они никогда не занимались, то примерно через год они будут знать, как надо было делать эту штуку, как она должна работать. А у нас «сроки», «бизнес-план» и «срочно в производство».
Илья Юдин,
генеральный директор ООО «Оптим Электро»
– Для многих компаний Ганноверская выставка-ярмарка – это шанс заявить о себе в международном масштабе. Москва уже второй год подряд представляет коллективный стенд на Hannover Messe. У Москвы огромный потенциал в сфере инновационного развития, и столица готова показать это международным инвесторам, а также привлечь внимание к практическому применению самых последних достижений в энергосбережении, развитии инфраструктуры мегаполиса.
В экспозиции Москвы представлены ведущие инновационно-технические предприятия города: технополис «Москва», центр «Сколково», кластер «Зеленоград», среди участников, которого электротехническая компания «Оптим Электро», и другие. Все компании разбиты по секциям с определенной тематикой, среди которых: школа, офис, общественное пространство, ЖКХ и «умная» энергетика.
Крупнейшая в мире выставка как для уже реализованных и востребованных на рынке компаний, к коим относится наша, так и для перспективных проектов для внедрения в город будущего, ожидающих целевого финансирования от различных инвесторов. В первый же день, несмотря на небольшое количество посетителей, продукцией нашей компании заинтересовались не только российские компании, чьи стенды представлены по соседству, но и иностранные делегации. Уже первые часы работы выставки показывают заинтересованность посетителей в представленной нами продукции, а именно ПЧ и УПП для управлени асинхронными электродвигателями. Мы установили контакты с литовской и египетской сторонами для взаимовыгодного сотрудничества.