Авторизация

 

Татьяна Бутенко: «Я не люблю серийное искусство»

В небольшом уютном бутике на Кузнецком Мосту – атмосфера респектабельности, покоя и стиля. Стиля во всем: от негромких голосов продавцов, консультантов, бережного, с особым почтением, открывания сверкающих витрин с рядами ослепительных драгоценностей, покоящихся в таинственном, известном только им порядке, до стильного кабинета хозяйки бутика Татьяны Бутенко.

 

десь все от самых мелочей продумано и выстроено ее руками, ее сердцем. Татьяна – выпускница отделения истории искусства МГУ, специалист по западноевропейскому искусству. До сих пор она ведет студентов-дипломников, консультирует музейных работников. Но ее страсть – прикладное, ювелирное искусство. Те очаровательные, прелестные мелочи, которые окружают нас, составляют наш быт, делают его не обиталищем, а жизненным пространством, наполненным красотой и гармонией.

 

Стать профессионалом-прикладником непросто. Этому нельзя научиться. Да, за плечами Татьяны Бутенко курсы Sotheby’s, множество курсов и семинаров в Лондоне, Женеве, по всему миру, но главное в прикладном искусстве – предмет, умение почувствовать предмет, одним взглядом или прикосновением понять его ценность и обаяние.

 

– Можно быть специалистом по книгам, но если ты не разбираешься в прикладном предмете, грош тебе цена. Ты его должен чувствовать, – говорит Татьяна Бутенко. – Это на ощущениях. Я всегда знаю, что есть что, тысячи предметов прошли через мои руки, это наработано. Сначала приходилось учиться на конкретных атрибуциях изделия, трогать, щупать и думать, что это такое. Почему это хорошо? Почему это плохо? Почему это настоящее? Кому это надо? Сколько стоит? Мы живем в практичном мире, художники и сегодня создают шедевры, которые стоят денег. Это не «искусство на продажу», а искусство, которое многие мечтают купить. А мне нравится его продавать.

 

– Вы предпочитаете антикварные вещи?

 

– Я очень люблю антиквариат. Я единственная, наверное, в Москве и в России, у кого в коллекции есть антикварные предметы. Но я люблю модный антиквариат. Тот, про который пишут в самых модных журналах и который носит имена ювелиров лучших периодов великих ювелирных домов. Пусть именные или неименные, но это должны быть очень качественные вещи.

 

– А сегодняшние ювелиры? Они работают на заказ?

 

– Конечно, еще как работают! Есть художники-ювелиры самого разного уровня. Можно заказать себе серебряное колечко и сережки, можно сходить в художественный салон, а можно обратиться в великий французский дом. И если это ваш уровень и ваш бюджет, то там всегда есть отдел заказов и с вами будут работать как с индивидуальным клиентом. Допустим, великие имена: Cartier, BVLGARI, – они делают коллекции. Их может быть пятьдесят в год, может быть восемьдесят, а может быть и меньше – это единичные вещи. Но это сделано головой, руками, это уникальные камни, созданные природой… Мне всегда интересны украшения со статусом произведения искусства. Они не обязательно должны стоить миллионы. Но в них – художественная ценность. Я не люблю искусство серийное, массовое, сделанное на компьютере. Этого всего я стараюсь избегать.

 

– Вам легко, вы получили образование…

 

– Естественно, я профессионал, и я специалист, плюс у меня развит вкус годами практики. Но есть и природный вкус. Причем у мужчин даже чаще, чем у женщин. Он не развит, но у делового человека есть привычка, потребность безошибочно выбирать лучшее. И если он полчаса потратит на общение со мной или моими сотрудниками… Можно освоить азы, и ты никогда не будешь чувствовать себя чужаком в ювелирном магазине. Чем отличается изумруд от сапфира? И почему этот стоит пять тысяч рублей, а этот пятьсот? В чем разница? Не надо стесняться задавать вопросы. Часто люди, особенно со статусом, в возрасте и положении, стесняются, им кажется: «Какая-то продавщица знает больше! Как я буду выглядеть в ее глазах, если покажу, что я в первый раз бриллианты покупаю?» Ну так это она их каждый день продает, а ты в первый раз покупаешь, что ж такого-то?

 

– Какие-то принципы подарка существуют, как вам кажется как эксперту?

 

– Конечно. Подарок должен быть уместным. Если подарок обезличен, то лучше обращаться к проверенным брендам. Например, безошибочный подарок – пара жемчужных серег. Или жемчужная нитка. Достойно, благородно, в разном бюджете и достаточно абстрактно.

 

– А правда, что к нити жемчуга обязательно нужны кольцо, сережки?..

 

– Нет, не обязательно. Мы живем в такое время, когда можно носить все со всем. А про жемчуг вообще много чего говорят: что он к слезам и так далее. Глупости! Если уж говорить о символике, то это символ Богородицы, символ чистоты. И если говорить о символе слезы, то это слезы Богородицы и к слезам бытовым они отношения не имеют. Поэтому в окладах икон именно Богородице делали убор из жемчуга.

 

– Возвращаясь к подаркам...

 

– Если подарок личный: мужчина что-то дарит женщине, нагружает его эмоциями, чувствами, – то хорошо бы вложить частичку души, потратить личные усилия и личное время. Мужчинам нелегко, они мучаются, пытаясь что-то выбрать.

 

– То есть вы против того, чтобы я посылал своего водителя, говоря ему: «Купи подарок, цена такая-то»?

 

– Это же чувствуется. Если мужчина выбрал подарок сам, если он выкроил полчаса в своем безумном расписании, ценность подарка будет во много раз выше.

 

– Вернемся к реалиям. Тема «Искусственные камни и камни естественные». Есть ли сейчас натуральные рубины?

 

– Практически нет. И тут, скорее, лучше искать старые украшения, потому что добыча бирманских рубинов из-за политической ситуации проблематична.

 

– Их легче выращивать?

 

– Я бы даже отсекла выращенные рубины. Сейчас это граница – выращенные и облагороженные. Вот что называть бриллиантами, где эта граница? Их облагораживают. Их выращивают. Так что мы все-таки называем словом «бриллиант», а что будем называть каким-то другим словом? Где эта граница? Мы пережили это с рубинами, сапфирами и изумрудами, когда натуральные изумруды красят и нет больше непромасленных изумрудов. Но если задаешься целью купить натуральный-пренатуральный рубин, то искать нужно в старых украшениях. Но новых рубинов нет. Все, что сейчас называется рубином, – это облагороженные камни. Это корунд – от черного до белого, всех цветов. Красные корунды называют рубином, все остальные сапфирами. Поэтому сапфиры бывают и черные, и белые, и синие, и желтые – всякие. И их облагораживают. Китайцы их вообще в огородах варят в печках, в котлах. Синие сапфиры, которые привозят из поездок в Таиланд, – вот эти гретые сапфиры. Да, это натуральный материал, но, когда его откопали, он был невообразимого цвета, а потом стал темно-синим. И это не плохо и не хорошо, просто надо иметь информацию и делать свой выбор. Если ты очень хочешь натуральные сапфиры, это возможно, но, конечно, это очень дорого.

 

– И неспециалист никогда не определит, что это?

 

– Глаз, конечно, чувствует. А так должен быть или сертификат, или доверие к продавцу. Вот как раньше, когда ювелир был вроде семейного доктора. Ты должен ему верить. Наша профессия построена только на доверии и репутации. В этом смысле бутик лучше потому, что я отвечаю за то, что я делаю, а в ювелирном супермаркете ответственности меньше. Вот и надо или документы спрашивать, или перепроверять. Или быть готовыми к тому, что покупаешь в основном коммерческие товары, и поэтому не надо питать каких-то иллюзий, вот и все. Почему люди думают, что они такие умные и покупают за три копейки в Таиланде великий сапфир, который на аукционе продадут за миллион? Ну что, он один такой умный, а все вокруг дураки?

 

– Неотвратимо надвигается Восьмое марта. За пять дней до праздника мужчины рванут в магазины и наверняка начнут совершать ошибки. Как уберечься?

 

– Есть несколько сценариев. Хороший сценарий – когда есть дама, которая сама любит выбирать. К нам приходят дамы, которые могут приходить пять раз в неделю, часами пить кофе и выбирать себе оттенки бирюзы, а затем мы пишем «письмо Деду Морозу». И это, кстати, работает. И ставит в комфортную ситуацию всех.

Если мужчина настроен выбрать подарок сам, здорово было бы потратить полчасика в ювелирных магазинах. Вот, допустим, в нашем магазине есть коллекция серебра – очень модно, очень красиво, и порядок цен начинается от 9 тысяч рублей. А это ювелирное изделие, и оно ультрамодное, и его можно купить хоть всем дочкам-племянницам и получить удовольствие. Женщинам очень нравится! Женщины так устроены, что даже если у нее в сейфе уже лежат и бриллианты, и сапфиры, и изумруды, то она все равно никогда не откажется от еще одних маленьких сережек. А мужчины устроены по-другому: «Я тебе уже купил, у тебя кольцо есть и серьги есть, иди отдыхай». А женщине, ей нужны не просто серьги, ей нужны новые серьги.

 

– А что дарить мужчинам?


– Мужчины любят часы, запонки – есть мужчины, которые их коллекционируют. Запонки – это то, что может скучный мужской костюм разнообразить, внести в него изюминку. Запонки могут нести смысл. Есть, например, прекрасные запонки, покрытые эмалью, – жабы, а жаба – к деньгам. Одел на переговоры, веришь в это, и какая-то частица твоей души будет радоваться и верить в удачу.

 

 


 

 

Разговор в бутике вели Алексей Иванов и Сюзанна Герасимова

 

рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.