Здесь, на Владивостокском форуме, наша страна учитывает и исходит из консолидированной позиции трех участников интеграционной тройки – России, Белоруссии и Казахстана. Уже сейчас работаем с партнерами над созданием Евразийского экономического союза, а это еще более высокая степень интеграции с передачей большего количества функций на наднациональный уровень, с согласованной макроэкономикой, технологической и финансовой политикой. Фактически мы хотим создать мощный центр регионального развития. Будущий Евразийский экономический союз может стать таким фактором связки между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом».
Владимир Путин, Президент РоссииНа экономику АТЭС приходится около 55% глобального ВВП, почти половина объемов мировой торговли, около 45% от всех накопленных в мире прямых иностранных инвестиций. Но это не главное. А что же главное? А главное – это то, что АТР как макрорегион, несмотря на известные сложности в глобальной и мировой экономике, все последние 20 лет развивается самыми быстрыми темпами, наращивая финансовый, инвестиционный и научно-технологический потенциал.
Темпы роста в Азиатско-Тихоокеанском регионе несопоставимы с темпами роста других развитых экономик. Проблемы тем не менее в банковской сфере и нестабильность на финансовых рынках отрицательно сказались на темпах экономического глобального роста.
На пике кризиса удалось избежать скатывания в тупик глухого протекционизма и жестких торговых войн и, напротив, выбрать логику совместных антикризисных действий, продолжить долгосрочную повестку реформирования системы финансового регулирования. Задачи, которые стоят сегодня, не менее, а может быть, и более сложны, чем те, которые решались в предыдущий период, в предыдущие этапы кризиса. Сейчас всем нам нужны новые подходы, новые модели экономического развития.
Ландшафт мировой экономики меняется на глазах. По темпам роста развивающиеся рынки в ближайшие два десятилетия будут значительно опережать традиционно развитые экономики мира – это для всех уже является фактом.
Мир переходит в другую экономическую, технологическую и геополитическую эпоху. И этот переход будет длительным, непростым, а для некоторых и болезненным. Многие привычные подходы подвергнутся переоценке. Вместо деклараций жизнь потребует прагматизма и практических действий.
Поэтому, думаю, далеко не случайно, что в период кризисных испытаний импульс получили проекты региональной экономической интеграции. Безусловно, это позитивный феномен, имеющий многообещающие перспективы, особенно на фоне объективных сложностей внутри Всемирной торговой организации и пробуксовки Дохийского раунда переговоров.
На наш взгляд, именно региональная интеграция, построенная на общем понимании и совместном учете интересов друг друга, интересов близких партнеров, даже близких географически, может и должна сыграть ключевую роль в отстаивании фундаментальных принципов открытости рынков и свободы торговли, подтолкнуть к динамичному развитию всю мировую экономику. Диалог между крупными региональными структурами, такими как наш форум АТЭС, НАФТА, ЕЭС или вот рожденное недавно на постсоветском пространстве Единое экономическое пространство, – это хорошая основа для совершенствования правил мировой торговли и инвестирования. Важно стимулировать глобальный переговорный процесс и инициировать его снизу, из регионов, формировать расширенные интеграционные пространства, механизм диалога между региональными и субрегиональными объединениями. Именно по такому пути, при активном участии России, и развивается евразийская интеграция, пространство свободной торговли в СНГ.
Мы недавно подписали, и практически все страны СНГ ратифицировали, договор о зоне свободной торговли в СНГ. Также [существуют] Таможенный союз и Единое экономическое пространство, созданное тремя государствами на постсоветской территории – это Россия, Казахстан и Белоруссия. Они стали не просто нашим общим ответом на вызовы кризиса – у нас появились новые возможности для совместных проектов с экономиками АТЭС.
Вступив во Всемирную торговую организацию, Россия взяла на себя и будет выполнять ряд обязательств по снижению тарифных и нетарифных ограничений. При этом мы убеждены в том, что профессиональные преференциальные торговые договоренности должны быть максимально транспарентными. Это позволит всем отчетливо видеть как плюсы, так и минусы действующих и находящихся в процессе подготовки соглашений о свободной торговле и в перспективе создать оптимальную интеграционную модель.
Одним из безусловных приоритетов считаем развитие транспортного контура АТР. В связи с рекомендуемой Деловым консультативным советом АТЭС дальнейшей диверсификацией торговых маршрутов мы с партнерами по Единому экономическому пространству готовы предложить географические инфраструктурные возможности России, Белоруссии и Казахстана. Наше единое экономическое пространство освобождено от внутренних таможенных и прочих формальностей и, конечно, в этой связи не только открывает бизнесу Тихоокеанского региона прямой путь в экономики наших стран, но и в инфраструктурно-транспортном смысле обеспечит наиболее оптимальные пути взаимодействия с Евросоюзом.
Традиционно особое внимание уделяем региональному энергетическому сотрудничеству, обеспечению устойчивого баланса энергетики в регионе. Россия как один из ведущих и надежных мировых поставщиков энергоресурсов способна сыграть здесь одну из ключевых ролей. За последние годы мы реализовали несколько знаковых для региона проектов, имею в виду и сахалинские проекты нефтедобычи.
Это ярко выраженные международные проекты. Мы и дальше будем работать в этом направлении. Будем укреплять наше взаимодействие с нашими партнерами, укреплять энергетическую безопасность не только России, но и стран, с которыми мы сотрудничаем, всего региона.
Наличие достаточных, доступных и безопасных источников энергоресурсов – базовые условия обеспечения устойчивого роста и мировой экономики, и региона АТР.
Отдельная тема – укрепление международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Мы все знаем о трагедии на «Фукусиме», она стала для всех нас серьезным уроком. Высокая надежность, строительство и безопасность эксплуатации АЭС – это требование, отступать от которого мы не намерены. Мы сейчас осуществляем целый ряд проектов, в том числе в Азии, мы строим атомные электростанции в Китайской Народной Республике. Мне очень приятно отметить, что наши китайские друзья и партнеры удовлетворены качеством продукта, которое предоставляет наше атомное машиностроение.
Россия – неотъемлемая часть Азиатско-Тихоокеанского региона. Мы вкладываем серьезные инвестиции в подъем Сибири, Дальнего Востока. Будем и дальше двигаться в этом направлении.
Традиционный девиз нашего форума звучит так: «АТЭС – значит бизнес». А слово «бизнес» в русском языке переводится как «дело». Я хочу пожелать всем нам, чтобы именно дело, целеустремленность, смелость в известном смысле слова, видение перспективы определяли всегда характер нашей с вами совместной работы. Мы должны ставить перед собой амбициозные цели, идти вперед, отвечать на вызовы времени, и, безусловно, именно в этом залог наших общих успехов.
Из выступления Президента РФ
Владимира Путина на Саммите АТЭС, Владивосток, о. Русский, 7 сентября 2012 г.