В ходе состоявшегося в конце июня 2012 года межгосударственного форума стран – членов Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) президент Грузии Михаил Саакашвили в своем выступлении высказался за «развитие экономических связей с Россией» и «за восстановление с РФ политических взаимоотношений». Отметив, что в этих процессах «важную роль играли и будут играть поставки грузинской электроэнергии в Россию». Добавим, что обе страны участвуют в общерегиональных проектах ОЧЭС, в том числе в проекте сквозного электроэнергетического кольца между всеми странами – участницами ОЧЭС. Так что экономическая, прежде всего энергетическая, база для восстановления двусторонних отношений уже создана.
Нужно отметить, что по объемам российского импорта электроэнергии у Грузии с 2008 года – второе место: в 2010 году эти поставки составили 1,2 млрд. кВт·ч, в 2011-м – 589 млн. Впрочем, РФ тоже поставляет Грузии электричество, но в меньшем объеме: в 2010 году – 212 млн. кВт·ч, в 2011-м – 448 млн. (по данным «Интер РАО ЕЭС» и Минэнергетики и природных ресурсов Грузии). А с октября прошлого по май нынешнего года включительно, по данным Коммерческого оператора электроэнергетической системы Грузии, экспорт электроэнергии в РФ составил 39,9 млн. кВт·ч, встречный же импорт из России пока намного меньше: 2,7 млн. кВт·ч.
До 80% грузинских поставок потребляется на Северном Кавказе – в основном в Краснодарском крае. А российские поставки равномерно распределены между регионами Грузии. Важно в контексте российско-грузинских отношений и то, что продолжается поступление грузинской электроэнергии в Абхазии (40% ежегодной выработки ИнгуриГЭС – крупнейшей в Закавказье) и Южной Осетии.
Грузия располагает самыми крупными на юге экс-СССР гидроресурсами, объем которых минимум вдвое перекрывает ее среднегодовой спрос на электроэнергию. Вдобавок себестоимость выработки электричества в Грузии, где преобладает гидроэнергетика, опять же самая низкая в регионе, включающем не только Закавказье, но и Турцию. Еще один плюс – географическое положение Грузии и ее электроэнергетики, способствующее экспорту и транзиту электричества. Поэтому российскими, грузинскими и турецкими специалистами дорабатывается проект экспорта в Турцию российского электричества через Грузию и грузинского – напрямую в Турцию (через ЛЭП Ахалцихе–Вале) – в рамках проекта ОЧЭС «Электроэнергетическое кольцо». Документы по такому сотрудничеству были подписаны Россией, Грузией и Турцией в 2006–2008 годах. А с 2014 года электроэнергия из Грузии будет экспортироваться и в Иран (через Армению).
В ходе Батумского экономического форума Парламентской ассамблеи ОБСЕ, состоявшегося в Батуми 12–14 мая этого года, министр энергетики и природных ресурсов Грузии Александр Хетагури заявил, что Грузия «становится общерегиональным электроэнергетическим центром». Отметив, что «мы в июне 2011 года достигли прорыва в экспорте электроэнергии, поставляя ее в Россию, Азербайджан, Армению и Турцию (причем на РФ приходится свыше 55% экспорта электричества из Грузии. – Прим. авт.). Основа национальной энергетики – гидроэнергетика – продолжает развиваться. На этом этапе уже идет строительство 15 ГЭС, для чего мы привлекли инвестиции в 4 млрд. долларов».
В ходе форума отмечалось также, что, во-первых, параллельно строятся новые высоковольтные линии электропередачи (ЛЭП) до границ с Турцией, Азербайджаном и Арменией. По данным Министерства энергетики и природных ресурсов Грузии, до 2015 года в стране будет создано шесть новых экспортных ЛЭП. А во-вторых, грузинское правительство приветствует вложение в эту отрасль и российского капитала.
Упомянутые факторы, естественно, способствуют встречному движению со стороны России. Можно сказать, свежее тому подтверждение: правительство Грузии весной этого года разрешило обеспечивающей Тбилиси светом российской компании «Интер РАО ЕЭС» в период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2018 года включительно на 6–8% увеличить тарифы на электроэнергию, вырабатываемую двумя ГЭС на реке Храми. Которые по-прежнему в собственности того же «Интер РАО». То есть отпускная цена производимой ГЭС «Храми-1» и «Храми-2» электроэнергии вырастет на 5,9 тетри (3,6 цента США), составив, соответственно, 8,2 (5,0 цента) и 9,4 (5,7 цента) тетри за 1 кВт. Такое решение грузинских властей, согласно их комментариям, обусловлено тем, что до конца текущего года «Интер РАО ЕЭС» начнет строительство нового каскада из трех ГЭС на реке Храми, поэтому она должна иметь возможность возместить свои затраты.
По сути, это отражает режим наибольшего благоприятствования для российского бизнеса в грузинской электроэнергетике.
Кроме того, с участием той же российской компании в Грузии внедряются энергосберегающие технологии городского освещения. Такой проект – внедрение энергосберегающего светодиодного освещения – в 2012-м реализован с участием Energy Efficiency Georgia в крупном промышленном центре Грузии – городе Кутаиси.
Как заявила в ходе презентации этого новшества, состоявшейся 25 апреля, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Центра энергоэффективности «Интер РАО ЕЭС» Тамара Меребашвили, «использование современных светодиодных светильников позволит втрое сократить потребление электроэнергии в Кутаиси. Модернизация сети уличного освещения Кутаиси сократит выбросы CO2 на 1600 тонн в год». В свою очередь, мэр Кутаиси Гиорги Тевдорадзе положительно оценил результаты этого проекта и выразил «заинтересованность в его дальнейшем развитии и сотрудничестве».
Характерно и то, что сокращение зарубежной инвестпрограммы «Интер РАО» в 2012 году будет происходить не за счет Грузии. Руководитель этой компании Борис Ковальчук 25 июня уточнил, что «на данный момент мы не готовы тратить в больших объемах за рубежом, за исключением нескольких проектов в Казахстане, Грузии и, возможно, Турции, где мы участвуем в проекте АЭС». Если точнее, в 2012–2015 годах данная компания вложит 193–195 млн. долларов в строительство каскада из трех гидроэлектростанций на реке Храми суммарной мощностью 95–100 МВт.
Ни в одной стране экс-СССР пока нет столь же масштабного создания новых энергомощностей, как в Грузии. Причем они создаются, повторим, с участием российской стороны. Что обусловлено не только потребностями Северного Кавказа в электроэнергии, но и экспортными, а также транзитными возможностями грузинской электроэнергетики.
Алексей Чичкин