Авторизация


 

«Двухъядерные и двуглавые»

«Двухъядерные и двуглавые»22 марта пресс-секретарь Президента России Наталья Тимакова заявила, что Президент России Дмитрий Медведев и глава правительства Владимир Путин обсуждают возможную структуру нового кабинета министров, но его окончательный состав объявят только после утверждения премьер-министра. Владимир Путин пообещал, что состав правительства Дмитрия Медведева станет известен еще до инаугурации. Это можно было бы понять так, что по большинству кандидатур тандем договорился. А 27 марта на пресс-конференции в Сеуле Президент РФ Дмитрий Медведев заявил: «Формирование правительства начнется в тот момент, когда будет приведен к присяге и вступит в должность новый Президент РФ. Раньше этого времени все разговоры на эту тему абсолютно напрасны, потому что нет предмета для разговора». Но на самом деле аппаратные дискуссии и консультации в самом разгаре, и предсказать расклад сил в новом правительстве очень сложно.

Те, кто считает, что Медведев не будет самостоятелен в выборе министров, говорят, что не больше двух человек могут прийти с ним в Белый дом. От Медведева в правительство, скорее всего, войдут нынешние помощники президента Аркадий Дворкович и Михаил Абызов. На этом его способность включить в правительство своих людей закончится. Премьер Медведев будет обладать правом вето, но одно дело – отрицательное влияние на формирование кабинета, и совсем другое – положительное.

Кроме того, по некоторым данным, Медведев пробивает для своего человека учреждение поста вице-премьера, который курировал бы правовой блок. Речь идет о Минюсте и о работе над дальнейшим реформированием Уголовного и Административного кодексов, над либерализацией законодательства, начатой Медведевым-президентом. Кандидатом на этот пост называют главу думского Комитета по конституционному законодательству Владимира Плигина. Часть полномочий в будущем кабинете министров будущий премьер и нынешний президент пытается отбить довольно оригинальным способом. Он дал правительству ряд поручений, исполнять которые придется уже после мая. А значит, он дал поручения самому себе. Касаются они борьбы с коррупцией, приватизации, работы госкомпаний. Медведев демонстративно резервирует эти поля деятельности для себя. Дмитрий Анатольевич очень хотел бы оставить за собой контроль над МВД, потому что он запустил реформу этой службы. Сделать это будет сложно. МВД, как и все силовые ведомства, напрямую замыкается на президента. Скорее всего, за Путиным также останется силовой блок, ТЭК и Минфин, то есть структуры, которые отвечают за безопасность, поступление денег и их распределение.

Еще осенью прошлого года Медведев обещал сформировать «кардинально обновленное правительство, состоящее из новых людей», а в марте этого года на заседании рабочей группы «Открытое правительство» по формированию будущего кабинета министров заявил, что оптимальный срок чиновника на одной должности составляет от трех до шести лет. Понятно, что через такой фильтр большинство действующих министров не проходит. С другой стороны, Путин делал заявления прямо противоположные: «Нельзя, раскручивая тезис об обновлении, уничтожить кадровый костяк».

Если формировать новое правительство, ориентируясь на мнение россиян, его придется поменять практически на 90%.

Запрос общества на новые лица в правительстве силен. Практически все министры и вице-премьеры имеют отрицательный рейтинг. Рейтинг положительный или близкий к нулю имеют только три человека: Сергей Шойгу, который не устает спасать страну, Сергей Лавров – лицо внешней политики России и Дмитрий Рогозин, на рейтинг которого играет его прежний политический капитал. Однако это не означает, что правительство полностью поменяется. Можно допустить, что политическая и психологическая неготовность к тотальной замене руководителей кабинета будет способствовать сохранению находящихся в зоне риска министров на нынешних постах – с учетом пожелания Путина о сохранении «костяка команды».

Политическая ситуация объективно требует более публичного правительства с политически ответственными министрами, способными самостоятельно принимать решения и взаимодействовать с разными группами общества, в том числе недовольными. Более того, этот процесс отчасти пошел. Поле неформальных консультаций расширяется, даже с участием непопулярных министров. Но с другой стороны, есть факторы, которые делают задачу создания «правительства народного доверия» почти утопической. Например, такие: привычка Владимира Путина к правительству «экспертов», «технократов», а не политиков; склонность даже министров к работе с «бумажными» формальными нормами, а не с реальными объектами управления; недостаток популярных в народе кадров; политическая слабость реальных авторитетов в профессиональных сферах перед лицом бюрократии. Со всеми этими проблемами можно и, наверное, придется работать, но к маю их точно не устранить.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.