Авторизация

 

Автоматизация ремонтов

Автоматизация ремонтовВ себестоимости любой производимой продукции, в том числе и в энергетике, стоимость ремонтов и обслуживания оборудования достигает 30%.

Со временем происходит естественное старение оборудования. Оно требует ремонта, причем эти сроки зависят не только от вида оборудования, но и от технологических режимов его работы. Неожиданный выход из стоя элементов энергоснабжения грозит большими проблемами, которые влекут за собой косвенные затраты. Сбои в работе оборудования приводят к снижению качества и увеличению брака. Это вызывает срыв производственного плана и, как следствие, потерю ключевых клиентов из-за срыва сроков поставок или низкого качества изделий. Вопрос простоев и точности работы оборудования может выйти на первое место в деле сохранения бизнеса как такового.
Отсутствие должного обслуживания оборудования обычно заканчивается остановкой работы после очередной проверки Ростехнадзора. А в случае аварий – нередко гибелью людей и уголовной ответственностью должностных лиц предприятия.
Вот почему вопросам обслуживания и ремонта оборудования стараются уделять первостепенное внимание как с точки зрения контроля затрат и обеспечения плановой работы производства, так и с точки зрения минимизации промышленных рисков и трагических последствий.
Система ремонта и обслуживания оборудования – это совокупность связанных положений и норм, определяющих организацию и выполнение работ по техническому обслуживанию оборудования. Профильными министерствами разработаны регламентирующие нормы и правила для всех отраслей промышленности, которые включают в себя структуру и продолжительность ремонтных циклов оборудования, циклов технического обслуживания, нормы трудоемкости и нормы расходов материалов.

Как это все обычно происходит?

Обслуживание оборудования – это сложный процесс. Даже среднее по масштабам предприятие имеет более 5 тыс. условных ремонтных единиц оборудования. Несложно оценить документооборот ремонтной службы: заявки на материалы, запасные части, дефектные ведомости, паспорта на оборудования, нормативы на операции, акты вывода из ремонта, ввода в эксплуатацию. Без тщательного оформления документов для ремонта оборудования, находящегося под наблюдением надзорных органов, возможна остановка работы предприятия. Без автоматизации управления ремонтами подготовка даже простого аналитического отчета может вылиться в годы труда.
Возникает закономерный вопрос: почему же это не автоматизируется в первую очередь? Ответ простой: решения с достаточным функционалом были дороги, внедрять их было сложно и долго. Многие системы невозможно адаптировать к техпроцессу без разработчика, а предприятия зачастую сильно удалены от них. Примером могут служить все импортные системы, для которых характерна высокая стоимость работы консультантов, стоимость обучения. Для эффективной работы с разработчиком крайне желательно знание иностранного языка.
С другой стороны, существуют программы российских разработчиков, но они, к сожалению, нередко используют закрытые для изменений системы. Часто такие системы не могут пережить смены очередной платформы, а когда команда разработчиков уходит на предприятие другого заказчика, продукт просто умирает.
Многие российские предприятия, в том числе и энергетические, используют программы или модули для управления ремонтами от таких известных производителей, как 1С (ТОиР: Управление ремонтами и обслуживанием оборудования), «Галактика» (ТОиРО: Техническое обслуживание и ремонт оборудования), Infor (SyteLine FS-Plus), НПП «СпецТек» (TRIM: АСУ ТОиР), Alfa ERP, и другие.

«1С:ТОиР»

Программа «1С:ТОиР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» –− это доступное по стоимости решение, которое может быть легко адаптировано на любом предприятии в России и содержит большое разнообразие услуг.
Для минимизации простоев оборудования в этой программе планы ремонтов, производственный цикл и другие планы предприятия максимально синхронизированы и взаимосвязаны. Технолог, при расчете производственного плана, учитывает нормы простоя оборудования, главный механик, на основе планируемой загрузки оборудования, составляет график планово-предупредительных ремонтов, плановой службой график ремонтов учитывается при составлении планов производства, используется кадровой службой при подготовке графика отпусков работников, службой материального обеспечения – для формирования графика поставок, финансовой службой – при составлении месячных бюджетов.
Существует возможность значительно оптимизировать затраты на обслуживание оборудования. Мониторинг состояния оборудования позволяет предотвратить дополнительные затраты, связанные с поломками: оборудование своевременно получает необходимое обслуживание.
Возможность принятия решений, основываясь на знании четкой структуры затрат и отдачи активов, называют управлением активами. В настоящее время практически не существует программного обеспечения только для управления ремонтами. Практически все системы можно отнести к классу систем управления активами – EAM (enterprise assets management). Не является исключением и «1С:ТОиР». Она обеспечивает возможности: ведения справочной информации, ведения паспортов оборудования, отражение организационных структур ремонтных служб предприятия. Программа позволяет формировать график ремонтов, вести типовые ремонты, планировать их графики, следить за состоянием оборудования и наличием материалов, формировать потребности в МТО, оптимизировать затраты.
Наибольший эффект от применения данного программного продукта достигается при интеграции с типовой конфигурацией «1С:Управление производственным предприятием 8».
Система используется на промышленных объектах с самыми жесткими требованиями Ростехнадзора (например, в нефтехимии), а также на предприятиях первой категории взрывопожароопасности, в том числе на ТОО AES «Экибастуз», МАЭК Казатомпром.

«Галактика»

Интегрированная система автоматизации управления предприятием «Галактика» была выпущена на рынок в 1995 году. В настоящее время она включает более 50 модулей, функционирующих на основе архитектуры клиент-сервер.
Модуль «ТОиРО: Техническое обслуживание и ремонт оборудования» (контур Управление ремонтами) из пакета «Галактика» предназначен для использования в ремонтных службах предприятия. Основной задачей модуля является обеспечение надежного функционирования оборудования и должного содержания производственных помещений, планирование потребностей в ресурсах, учет использования затрат на ремонтные и профилактические работы. Одной из основных функций модуля является формирование оптимального графика технического обслуживания и ремонта оборудования с учетом текущего состояния оборудования и реально отработанного им ресурса.
Работа системы технического обслуживания и ремонта оборудования, как и в пакете «1С:ТОиР», основывается на принципах классической системы планово-предупредительных ремонтов, применяемой многими предприятиями различных отраслей промышленности.
Используя модуль «Управление ремонтами», можно вести базы данных, учитывать особенности конкретного предприятия, планировать ремонты, проводить мониторинг состояния объектов ремонта и анализировать его результаты. Важна возможность учитывать затраты и управлять ресурсами, отслеживать трудовые ресурсы, анализировать выполнение ремонтов, отклонения в сроках и объемах, вести журналы регистрации работы, простоев оборудования и выявленных дефектов.
Особенностью модуля является использование различных методов расчета даты очередного ремонта: либо в зависимости от даты предыдущего ремонта, либо исходя из даты другого ремонта (ремонтный цикл), либо от даты ремонта другого объекта (для одновременного ремонта оборудования).
Для систематического накопления данных о техническом состоянии и работоспособности объектов ремонта предусмотрен Журнал регистрации выявленных дефектов. Он является основным документом для установления характера и объема планового ремонта объекта, а также сроков службы узлов и деталей.
Система используется на промышленных объектах по всей России: ГУП «Горэлектротранспорт» (г. Нижнекамск), Евроазиатская энергетическая корпорация (ЕЭК), Дальневосточная генерирующая компания (ДГК), Мосводоканал, Мострансгаз, Свет (г. Набережные Челны), Северо-Западные магистральные нефтепроводы (г. Казань), Сызранский НПЗ, Тольяттиазот, Туймазинский завод автобетоновозов и другие.

Выводы

Обе рассмотренные программы имеют схожий функционал и техническое устройство. Несомненным преимуществом модуля «ТОиРО» является то, что он может быть использован отдельно от платформы «Галактика», если не требуется расширенный функционал, в то время как «1С:ТОиР» способен работать только с платформой «1С:Предприятие» версии 8.1.11 и выше. Эти программы работают совместно с MS SQL Server и требуют отдельной лицензии на продукт Microsoft. Кроме того. «Галактика» способна работать с СУБД Pervasive SQL или Oracle, что улучшает ее масштабируемость. Время внедрения обоих продуктов схоже и составляет от 6 до 12 месяцев.

Алексей Кармызов
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.