– Дмитрий Александрович, вопрос энергосбережения становится актуальнее год от года. Как позволяет решать эту задачу использование светодиодных светильников?– В России дефицит электроэнергии сегодня остро ощущается практически во всех регионах. Скажем, в Липецке потребление ежегодно возрастает на 3–5%, электрические сети сильно перегружены. Прибавьте сюда новое строительство, особенно торговых, развлекательных центров и десятки других объектов, которые требуют дополнительной мощности. Но ее попросту нет. В Москве ежегодный рост потребления вообще более 6%. При этом ежегодный рост тарифов на электроэнергию для промышленных предприятий составляет более 17–20%, а подключение дополнительных мощностей порой становится просто невозможным. Конечно, исправить эту ситуацию можно только за счет эффективного использования энергоресурсов. И вот тут встает вопрос, какое освещение считать эффективным. И не только эффективным, а перспективным. Перед предприятиями, которые перешли когда-то на люминесцентные источники света как на энергосберегающие, встала другая проблема – утилизации ртутьсодержащих ламп. Светодиодные системы освещения – это, во-первых, минимальное потребление электроэнергии: по сравнению с лампами накаливания на 85–90% меньше, с люминесцентными – на 60–70%. Во-вторых, масса других уникальных преимуществ: большая по сравнению с другими лампами светоотдача, огромный срок работы ламп (50 тыс. часов и более) и абсолютная экологичность. На многих предприятиях затраты на электроэнергию и обслуживание электросетей доходят до 35%, а могли бы составлять максимум 10–12% при тех же потребностях в освещении.
– Светодиоды, светодиодная отрасль – довольно новая вещь для России. На ваш взгляд, можно ли говорить о том, что российский светодиодный рынок сформирован? Какова конкуренция на этом рынке? И как ощущает себя на рынке ENERCOM?– Можно говорить, что рынок сформирован в некоторой части. Существует несколько крупных игроков, которые конкурируют между собой. Но каждый из этих игроков имеет поддержку в госкорпорациях, поэтому они ориентируются в первую очередь на госзаказы. Те же компании, которые ориентированы на обслуживание потребностей частного бизнеса, еще нащупывают свое место на рынке. Безусловно, и здесь очень скоро появится несколько компаний-лидеров, которые и будут влиять на рынок, задавать тенденции, – одной из этих компаний и будет ENERCOM. Уйдут фирмы, которые не создают и не развивают собственные технологии. Поскольку такие фирмы заведомо не поспевают за развитием светодиодного рынка – это раз; доверив весь цикл производства ламп азиатам или несертифицированным предприятиям, не могут гарантировать качество продукции – это два. ENERCOM изначально был ориентирован на инновации: сегодня мы собираем LED-светильники из комплектующих европейских и американских производителей, но по собственным технологиям. Сборку осуществляет липецкий завод «ЛПО «Электроаппарат» (завод имеет международные сертификаты ISO и VDE (проводит тестирование изделий на соответствие европейским стандартам IEC или EN)).
На сегодняшних пионерах отрасли лежит еще одна важная миссия – просвещение конечного потребителя. Светодиодное освещение – это не только экономия, это и 100%-ная экологичность и здоровьесбережение. В светодиодной технологии нет ни ртути, ни стекла, как в люминесцентных лампах. А сам свет максимально приближен к естественному солнечному.
– Да, но системы светодиодного освещения – достаточно дорогой продукт. – Если рассматривать в комплексе стоимость переоснащения предприятия на светодиодное освещение, последующую экономию расходов по электроэнергии и обслуживанию систем освещения, то оказывается, что это очень рентабельно. Срок окупаемости проектов по внедрению систем светодиодного освещения в среднем полтора года. Вот пример. ENERCOM модернизировал освещение в производственном цехе ткацкой фабрики площадью 738 кв. м. В цехе до модернизации было 512 люминесцентных ламп, светодиодных же ламп, для сохранения того же уровня освещенности – 600 Lux, понадобилось 340 штук. Расход электроэнергии на освещение цеха и суммы затрат с учетом отсутствия расходов на утилизацию и замену ламп уменьшились в 3,5 раза. Срок окупаемости – всего 14 месяцев. Но безусловно, светодиодные лампы дороже других видов ламп, поскольку в производстве светодиодов используется дорогостоящее оборудование. Сырьем для производства светодиодов являются чистые газы, содержащие галлий, индий, азот, и сапфировые подложки – недешевые, надо заметить.
– Дмитрий Александрович, ваша компания ENERCOM очень активно осваивает рынок. Вы работаете с большинством российских ритейлеров, производителей пищевой продукции, многие предприятия страны уже переведены на энергономичное светодиодное освещение. Каковы планы вашей компании на будущий год?– В 2011 году объем продаж у нас вырос в десять раз. В следующем году планируем вырасти как минимум на столько же. В конце этого года выводим на рынок собственную уникальную разработку – светодиодный светильник по принципиально новой технологии, которая кардинально будет отличаться от того, что мы видим на рынке сегодня. Мы уверены в будущем этого светильника и в 2012 году будем готовы освоить вначале мелкосерийное производство, а затем и серийное. Наш основной клиент не госструктуры, а коммерческие предприятия. Поэтому мы нацелены не на то, как правильно распилить бюджет госзаказа, а на выпуск конкурентоспособной продукции и на эффективные продажи. В идеале наш клиент должен реально ощутить, что с переходом на светодиодные системы освещения ENERCOM он избавился от многих проблем: больше нет проблем с утилизацией ртутьсодержащих ламп, с отсутствием энергетических мощностей, нет затрат на замену ламп, нет проблем с плохой освещенностью, а есть только серьезная экономия и послепродажный сервис, который берет на себя ENERCOM.
Беседовал Виталий Аксенов