Авторизация
 

АКАДЕМИК ШЕЙНДЛИН: НАПРАВЛЕНИЯ ГЛАВНОГО УДАРА

АКАДЕМИК ШЕЙНДЛИН: НАПРАВЛЕНИЯ ГЛАВНОГО УДАРА
Шейндлин Александр Ефимович
Академик РАН, почетный директор Объединенного Института высоких температур РАН. Выдающийся российский ученый в области теплофизики и теплоэнергетики.


- Уважаемый Александр Ефимович, под Вашим руководством ведущими институтами энергетического профиля РАН был подготовлен аналитический документ для РАО "ЕЭС России" "Целевое видение стратегии развития электроэнергетики России до 2030 года". Один из выводов - в предотвращении системного кризиса в энергетике определяющую роль должно играть государство, для чего рекомендуется создать госструктуру с широкими властными полномочиями. Что конкретно имелось в виду?
- Ваш вопрос затрагивает одну из наиболее острых рекомендаций для тех структур, занимающихся вопросами отрасли, которые сегодня командуют энергетическим парадом. Но давайте посмотрим, как это командование сегодня осуществляется и к чему оно может привести. Я абсолютно уверен, что энергетика представляет исключительную важность в экономике страны.
Ее уровень развития определяет судьбу государства. Например, социальная проблема. Стоит только "пошатнуться" в обеспечении энергией населения, и выводы народом будут сделаны самые далеко идущие. Проблемы энергетической безопасности государства, экономического могущества страны, вопросы обороноспособности - все это зависит от состояния энергетики.
Для производства электроэнергии очень важной является проблема обеспечения топливом. Но сегодня топливные отрасли живут и развиваются сами по себе, в соответствии с корпоративными интересами, а электроэнергетика как бы существует отдельно и тоже в соответствии со своими корпоративными интересами.

- Разве это не мировая практика?
- Это характерно и для нашей страны, и для мира. Но по-разному. Для России дело усугубляется тем, что в целом ряде топливных направлений мы имеем мощные конгломераты государственно-коммерческих и частных структур. Например, Газпром, который держит в своих руках (и правильно делает, с моей точки зрения!) всю проблематику, связанную с поисками и разработкой залежей природного газа, его транспортировки и продажи потребителям. Это практически полностью государственная структура.
В меньшей степени это можно отнести к жидкому топливу - нефтедобыче, но государственное влияния и в этой отрасли достаточно велико. Еще меньше, к сожалению, роль государства ощущается сейчас в добыче угля - основного вида твердого органического топлива. Хотя в последние годы и здесь отмечается тенденция к росту государственного влияния, что нужно только поддерживать.
Проблема в настоящее время, на мой взгляд, в том, что между электроэнергетикой и топливной частью энергетического комплекса нет, к сожалению, достаточного взаимопонимания и близости интересов. Скажу больше, тенденций к такому партнерству сегодня вообще не наблюдается. В первую очередь это относится к природному газу, который является одним из основных видов топлива в тепловой энергетике (более 70%). Процесс потребления природного газа практически полностью управляется Газпромом, а соответствующих государственно одобренных договоренностей между ведомствами газовиков и электроэнергетиков нет. И говорить об этом нужно открыто.
Более того, программы, которые разрабатывало РАО ЕЭС по развитию электроэнергетики до 2030 года, базируются в основном на том, что в европейской части России рассчитывать нужно (сегодня и в более отдаленной перспективе) на обеспечение предприятий отрасли природным газом как основным видом топлива. Между тем соответствующих договоренностей об этом нет, и пока не предвидится! Вот где требуется проявление властной роли государства.

- Речь идет о создании нового министерства или некоего комитета?
- Необходим единый центр, вырабатывающий техническую политику развития электроэнергетики. Он должен обеспечивать организацию новых разработок в области энергетики и играть ведущую роль в распределении бюджетных средств, направляемых в отрасль, контролировать их использование. Необходима разработка специальной программы развития электроэнергетики во всех ее аспектах: размещение различных типов электростанций, основные характеристики оборудования, определение видов топлива сегодня и в перспективе, подготовка кадров, производство и эксплуатация всех видов энергетического оборудования. Согласитесь, что выполнение такой программы под силу только государственной структуре, наделенной соответствующими полномочиями и финансовыми возможностями.
Министерство, агентство или еще какая-то иная по названию структура должны взять на себя всю ответственность и тяжесть принятия решений по энергетике в целом. При этом отнюдь не стоит отказываться от частных структур. Но зарубежный опыт показывает, что рынок не стимулирует наращивание генерирующих мощностей. Необходим именно государственный орган. Есть же отдельное и очень влиятельное министерство энергетики в США.
Я даже не говорю о таких очевидных истинах, как обеспечение надежности и гарантии недискриминационного энергоснабжения потребителей, безопасность атомной энергетики, проблемах экологии, затопления обширных территорий при строительстве ГЭС и т. д.

- Как Вы оцениваете сегодняшнее состояние электроэнергетики страны? Где, на Ваш взгляд, наиболее проблемные места?
- Как чрезвычайно серьезное. С началом перестройки в стране была фактически свернута какая-либо работа в энергетике, выходившая за рамки потребностей ремонта. Я считаю, что самой большой потерей стал массовый уход из отрасли квалифицированных кадров. Сегодня необходимо поднимать разрушенные и полуразрушенные конструкторские и заводские энергетические подразделения. Но в первую очередь нужны люди. На мой взгляд, старых дееспособных кадров, специалистов осталось еще на 3-5 лет. Вымрут окончательно! Причем не только инженерные и научные работники, но и рабочие. Уже сегодня невозможно найти квалифицированного токаря, в большом дефиците специалисты-монтажники.

- Моральное и физическое старение оборудования отрасли невозможно будет остановить без колоссальных инвестиций. Реально ли будет решить эту задачу в обозримом будущем? Речь ведь идет о триллионах рублей!
- По нашим оценкам, инвестиции не превысят одного миллиарда долларов за 20-25 лет. Но дело даже не в этом. Сегодня в энергетике работает полностью амортизированное оборудование, созданное еще до 1990 года. Инвестиции же в строительство новых станций должны окупаться и приносить прибыль. А это значит -неизбежный рост цен минимум в два раза на электроэнергию, получаемую от новых станций. Полагаю, что это будет неприемлемо ни для промышленности, ни для населения. Есть серьезные опасения, что рост цен на электроэнергию, генерируемую новыми станциями в условиях дефицита или угрозы дефицита, потянет за собой также и увеличение стоимости энергии, генерируемой "старыми" станциями. Это приведет к фактически завуалированному изъятию сверхприбыли с потребителей. И решить данную проблему можно будет только на государственном уровне.

- Реформу электроэнергетики России называют ГОЭЛРО-2. К 2010 году нужно будет ввести дополнительно 41 ГВт мощностей. Насколько реально, на Ваш взгляд, справиться с такой задачей в столь сжатые сроки? Кто и где будет производить необходимое оборудование? Или выход один - все закупать втридорога на Западе?
- Называть реформу электроэнергетики России ГОЭЛРО-2 не совсем верно. ГОЭЛРО был планом развития экономики страны в целом, а не только энергетики, которая рассматривалась как определяющая, но все же обеспечивающая развитие всего экономического потенциала отрасль. И отсутствие такого комплексного плана сегодня очень затрудняет планирование в энергетике.
Относительно развития отечественного энергомашиностроения. Сегодня мы закупаем у компании "Сименс" газовые турбины. Но надо не просто покупать готовое оборудование. Закупки безусловно должны сопровождаться приобретением лицензии на полное производство турбин в России. Лицензию нам предлагают, однако далеко не на самую последнюю разработку и при условии покупки первой серии у фирмы. На это идти нужно. Но одновременно необходимо восстанавливать наши возможности по проектированию и созданию современных газотурбинных установок (ГТУ).
Потенциальные мощности существующих отечественных заводов могут после их реконструкции и модернизации обеспечить поставку необходимого энергетического оборудования практически по всей линейке. Но ряд производств, к сожалению, придется создавать заново - полупроводниковые приборы для электрических сетей, элементная база АСУТП.
И здесь также необходимо участие государства. Это мировая практика. На разработку современной ГТУ требуются такие большие финансовые вложения, что даже столь мощные компании, как, например, американская "Дженерал электрик", выполняют данные работы только на паритетных началах с государством.

- Александр Ефимович, чем может помочь в реализации задач развития электроэнергетики России отечественная наука? Есть ли у нас сегодня или могут ли появиться в ближайшее время "прорывные" энерготехнологии?
- Создание современной ГТУ и ее серийное производство обеспечивают в стране как минимум 10 тысяч высококвалифицированных рабочих мест. А это, заметьте, только один из видов необходимого энергетического оборудования.
Что касается научного задела, то он, безусловно, есть. Например, в области комплексной переработки угля, в прикладной сверхпроводимости, создании реакторов на быстрых нейтронах. К сожалению, после 15-летней паузы, которую трудно назвать творческим отпуском, многое утеряно. И сегодня нужно концентрировать усилия на воссоздании научных коллективов, сооружении экспериментальных и опытных установок, а не на поиске форм контроля зарплаты младшего научного сотрудника.

- Какую роль будет играть атомная энергетика через 15-20 лет?
- Необходимо сбалансированное развитие производства электроэнергии на электростанциях всех видов. На мой взгляд, при всех ее положительных качествах атомная энергетика обладает одним существенным недостатком - АЭС должны работать в базовом режиме. Регулирование мощности атомных станций практически невозможно, особенно в расчете на колебания суточного потребления и значительных сезонных изменений нагрузки. Для покрытия неравномерности потребления требуется строительство гидроаккумулирующих станций, повышение регулировочных возможностей ТЭС и т. д.
Полагаю, доля атомной энергетики в общем объеме производства электроэнергии в России должна составлять примерно 20%, возможно чуть больше.

- По Вашему мнению, способна ли будет альтернативная электроэнергетика занять достойное место в отрасли?
- В ограниченных масштабах. Скажем, на Камчатке и в ряде других мест уже сегодня весьма эффективно развивается геотермальная энергетика. Очень важно развитие солнечной энергетики, использование биогаза. Но в целом вклад альтернативных источников энергии в решение масштабных проблем, о которых мы говорим, пока весьма невелик.

- Какие виды производства электроэнергии и где географически нужно развивать (восстанавливать) в России в приоритетном порядке?
- Абсолютно убежден, что должны развиваться все виды производства электроэнергии. Все без исключения. Конечно, в европейской части страны приоритетными будут по-прежнему газовые и атомные станции, а в Сибири - угольные и гидростанции. Но развиваться должны все виды!

- У Вас есть уверенность, уважаемый Александр Ефимович, что к обозначенной дате - 2030 году - удастся выполнить намеченные планы по развитию российской электроэнергетики? Насколько разумно по срокам и объемам задач составлена, на Ваш взгляд, программа действий?
- Мое личное мнение таково, что любые прогнозы никакой ценности не имеют. За прошедшие 70 лет ни один прогноз развития энергетики не реализовался. И то, что мы сейчас оцениваем к 2030 году, не будет реализовано. Но прогноз необходим для понимания цели развития, для определения направления главного удара.

Сергей Меркулов



Справка:
Александр Шейндлин в 1937 году окончил МЭИ. В 1953 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук. С 1954 года - профессор МЭИ. В 1961 году им создан Институт высоких температур Академии наук СССР.

Академик А.Е. Шейндлин создал научный базис для современной тепловой энергетики, которая сегодня дает 90% всей энергии. Ему принадлежат пионерские исследования термодинамических свойств воды и водяного пара - основа создания тепловых станций нового поколения со сверхкритическими параметрами.

Одновременно с академиком А.Е. Шейндлиным крупнейшие лаборатории мира вели разработки в этом направлении, однако только результаты его работ вошли во все фундаментальные отечественные и зарубежные справочники.

А.Е. Шейндлиным были развернуты работы по изучению теплофизических свойств металлов и их паров (натрий, калий, цезий, рубидий, жидкий уран). Многие из этих свойств были открыты и сформулированы впервые в мире. Результаты труда ученого нашли широчайшее применение в ядерных энергетических установках и установках прямого преобразования энергии.

В 1964 году А.Е. Шейндлин избран членом-корреспондентом АН СССР, в 1974 году - действительным членом АН СССР (РАН). Лауреат Ленинской (1959) и Государственной (1976) премий СССР. Герой социалистического труда (1986). В 2004 году академику А.Е.Шейндлину была присуждена международная энергетическая премия "Глобальная энергия" за фундаментальные исследования теплофизических свойств веществ при предельно высоких температурах для энергетики.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.