Генеральный директор ЗАО "СП ЕЕЕ Энергия Экология Инжиниринг" Юрий Павлович Черкун считает главной проблемой отечественной энергетики нехватку проектного ресурса. Об этой и других болевых точках энергетики и экологии глава петербургской фирмы рассказал корреспонденту журнала "Энергополис" писателю Алексею Самойлову.ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЕ ОБОРУДОВАНИЕ- До встречи с вами, Юрий Павлович, мне приходилось слышать об экологически чистых картошке, кабачках, моркови, огурцах, помидорах на российских фермерских ярмарках, от своих друзей, овощеводов и садоводов-любителей из Ленобласти и Карелии. И вдруг, неожиданно для себя, знакомясь с материалами последней конференции электроэнергетиков в Праге, я узнаю, что ваша фирма, занимающаяся проектированием и строительством электростанций, имеет непосредственное отношение к экологически чистому оборудованию. Так ли это? И как давно вы занимаетесь и энергетикой, и экологией?- Девятнадцать лет назад было подписано соглашение между советскими предприятиями - лидерами отечественного энергетического машиностроения и ведущими промышленными фирмами Германии (Steinmuller Engineering) и Финляндии (Outo Kumpu Oy) о создании совместного предприятия "ЕЕЕ Энергия. Экология. Инжиниринг". Его главной задачей было использование мощного потенциала таких отечественных заводов, как котельный Таганрогский, Барнаульский, Дорогобужский, головной организации Минэнергомаша - Центрального котлотурбинного института имени Ползунова. Опыт и знания наших зарубежных партнеров-акционеров нужны были для внедрения передовых западных технологий, прежде всего для проектирования и поставки экологически чистого энергетического оборудования.
Основной сферой деятельности "ЕЕЕ" являются инжиниринг и поставка экологически чистого энергетического оборудования и природоохранных систем в отрасли промышленности, которые используют энергетическую технику: целлюлозно-бумажную, металлургическую, химическую, угольную, машиностроительную, мусороперерабатывающую, а также в жилищно-коммунальное хозяйство.
Мы сотрудничаем с разными странами - от Болгарии до Индии, но главная задача "ЕЕЕ" - продвижение новейших технологий в области теплоэнергетики на российский рынок.
- За двадцать без малого лет деятельности СП производственно-научные задачи, которые оно решало, очевидно, менялись?- Я разделил бы деятельность нашего предприятия на три этапа.
Первый - 1988 - 1992 годы, когда у нас действовала централизованная система и были созданы очень серьезные заделы. Мы внедрили тогда котлы с кипящим слоем на Кондопожском целлюлозно-бумажном комбинате в Карелии, они успешно работают с тех пор. На Новосибирском электродном заводе перевели два котла на технологию кипящего слоя для сжигания отходов производства. В Сирии на ТЭС "Тишрин" перевели два котла таганрогского завода с мазута на газ с хорошими экологическими показателями. Много сделали по сжиганию мусора, сложных промышленных отходов. Подготовили к реконструкции полигон "Красный бор", после чего он перестал бы быть опасным источником загрязнения окружающей среды. Увы, не все в нашей власти. Кардинальные изменения в системе хозяйственных отношений в стране не позволили довести эту работу до конца.
Занимались мы проектированием котельных для "Норильского никеля". Поставили котельное оборудование в Германию, на ТЭС "Ведель" и ТЭС "Боксберг-3", оно было сертифицировано в соответствии с европейскими стандартами. Для этого было сертифицировано производство на наших питерских заводах - Кировском, Обуховском, а также на Таганрогском котельном. По этой же схеме мы затем в период с 1993 по 1998 год осуществили с нашими акционерами в Германии еще несколько проектов.
Новый, очень важный этап наступил для нашего предприятия в 1999 году: мы начали проектировать не отдельные узлы электростанций - мы начали проектировать электростанции. Прежде всего это были предприятия целлюлозно-бумажной промышленности. На картонно-полиграфическом комбинате в Петербурге спроектировали и построили турбинный цех. Завершили реконструкцию котельного и турбинного цехов на электростанции в Кондопоге. На Кондопожском ЦБК сейчас проектируем мощную электростанцию и участвуем в ее строительстве - там три котла по 160 тонн и три паровые турбины по 16 МВт мощности каждая. По сути - яркий пример экологического проекта: с вводом этой электростанции, работающей не на угле, а на газе и мазуте, ситуация с экологией в этом районе Карелии значительно улучшится.
ПАРОГАЗОВЫЕ СТАНЦИИ ОЧЕНЬ ЭФФЕКТИВНЫ- А в какой этап развития входит "ЕЕЕ" в год своего 20-летия?- Следующий этап - строительство парогазовых электростанций по схеме аналогичной той, что была реализована РАО "ЕЭС России", Ленэнерго, Технопромэкспортом на Северо-Западной ТЭЦ в Петербурге. Эта схема весьма перспективна с точки зрения экономической эффективности и экологической целесообразности. На том же Кондопожском комбинате должны быть два газотурбинных агрегата по 50 МВт и паровая турбина. Эффективность этого цикла увеличивается до 55 процентов, а у паросиловых установок она не превышает 30 - 32 процентов.
Для "Северстали" нами проведены предпроектные проработки парогазовой установки со сбросом газов от газовой турбины мощностью 50 МВт в паровой котел Таганрогского завода паропроизводительностью 500 т/ч. При этом в котле сжигается коксовый и доменный газы. Эффективность установок несколько меньше, чем у установок бинарного цикла, зато в этих котлах мы можем сжигать и уголь, и мазут, и некондиционные виды топлива.
- Это новое направление или оно относится к хорошо забытому старому?- Все это давно и хорошо известно. Все эти схемы были у нас разработаны в 70 - 80-е, даже еще в 60-е годы, когда в Советском Союзе были созданы и запущены первые парогазовые установки со сбросом газа в котел. Но это были очень дорогие установки, и в той ситуации, когда надо было вводить много мощностей, это не находило применения. В нашей старой энергетике, когда была дешевая электроэнергия, промышленности требовался пар. Тогда ставили котельные определенного типа, а электроэнергию брали из сети. Так как на технологию требовался пар под давлением от 5 до 15 атмосфер, а давление пара в сети было выше, от 40 до 140 атмосфер, этот пар дистиллировался в охладительных установках, на чем терялось немало денег.
Сейчас ситуация кардинально изменилась. В стране много газа. Большинство наших заказчиков заинтересовано в быстром получении энергии. Экологически чистой энергии. Не случайно в Московском регионе, в Петербургском регионе строится так много парогазовых установок со сбросом газа в котел. Пар от котлов используется для выработки электроэнергии.
МИНИ-ТЭЦ- Все чаще в последнее время говорят о мини-ТЭЦ, о больших перспективах малой энергетики. Как относятся к этому в СП "ЕЕЕ"?- Мини-ТЭЦ вызваны к жизни теми изменениями, которые происходят в нашей экономике, во всем общественном укладе. Создаются новые производства. Крупные промышленные субъекты делятся между отдельными собственниками, у них возникают друг с другом разные отношения, и, естественно, все они хотят иметь свою энергетику, и тепловую, и электроэнергетику, и свои мини-ТЭС.
В классических мини-ТЭЦ единичная мощность отдельных агрегатов - газопоршневых, паровых турбин, газовых турбин - невелика: от 1 МВт до 5 МВт. Она позволяет заказчикам без подключения к сетям крупных электростанций получить локальную энергетическую независимость. Окупаются эти мини-ТЭЦ за 4 - 5 лет. Они сравнительно недороги и надежны в эксплуатации. Все больше хозяйствующих субъектов стремятся обзавестись этими станциями и не зависеть от длинных и не всегда эффективных тепловых сетей. То же самое относится и к жилищно-коммунальному хозяйству, когда крупные домообразования, жилищные комплексы с площадью от 60 до 100 тысяч квадратных метров обзаводятся собственным энергохозяйством в виде мини-ТЭЦ и котельных.
- На каком топливе особенно эффективно работают мини-ТЭЦ?- На газовом. Конечно, есть объекты, особенно в удаленных лесных местностях, где для мини-ТЭС можно использовать биотопливо - кору, щепу, сучья, некондиционное топливо, сжигать все это и получать пар и электроэнергию.
Если все это подытожить, можно предложить следующий алгоритм действий. Первый этап - предпроектные проработки и обоснование инвестиций. Каждый заказчик должен ясно понимать, что для него выгодно. Иногда ведь он за модой гонится, иной раз пользуется случайной, непроверенной информацией... Но надо понимать, что удельная стоимость установленного кВт на мини-ТЭЦ будет выше, чем у больших электростанций.
- Таких заказов много?- Очень много. При плановом хозяйстве все это тоже было востребовано, но там были типовые решения в основном по котельным. С предпроектными проработками и обоснованиями инвестиций заказчик уже может отправляться в банк, кредитоваться. Сроки реализации и окупаемости очень важны. Поэтому заказчики предпочитают решения с быстровводимыми модульными установками.
- Где, в каких краях особенно часто заказывают у вас мини-ТЭЦ?- Стараемся работать в Европейской части России: на Северо-Западе, в Центре, на Юге. Есть заявки из Сибири, с Алтая. Болгары хотят, чтобы мы спроектировали и построили им мини-ТЭЦ с использованием отходов деревообработки... Заказов очень много, но наш проектный ресурс не бесконечен. Поэтому анализируем, что можем сделать в ближайшей перспективе, а что придется отложить на завтра...
ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА ЭНЕРГЕТИКИ- Ваша инжиниринговая фирма и проектирует, и строит электростанции - и крупные, и малые, выполнив за прошедшие годы большой объем работ по проектированию теплоэнергетического оборудования, его модернизации, по реконструкции объектов теплоэнергетики предприятий. Как руководитель фирмы, имеющей дело с самыми разными аспектами отечественной энергетики, какую ее проблему вы считаете самой главной?- Самая главная проблема отечественной энергетики - нехватка проектного ресурса. Это очень серьезная проблема, потому что в течение длительного промежутка времени, лет 15 - 17, в силу многих известных причин у нас в энергетике наблюдалось определенное затишье в развитии. Так что кадровый голод на высокопрофессиональных проектировщиков остро сказывается и еще какое-то время будет негативно сказываться на темпах развития нашей энергетики.
Но в последние годы в проектировании произошли и большие позитивные изменения. Все проектные организации перешли на компьютерные методы проектирования, что значительно повысило производительность труда.
- Какой видится вам путь решения этой проблемы - проблемы ресурсов ума и энергии не в рамках одной фирмы, одного СП "ЕЕЕ", а в масштабах отрасли?- В современной России можно на пальцах пересчитать полновесные проектные организации, где представлены все специальности, как было в старые времена. В основном, это институты, имевшие в 90-е годы экспортные заказы, а также заказы металлургии, атомной энергетики, нефтяной и газовой отраслей. Поэтому для нас решение этой проблемы - это путь создания сетей. Сетей из небольших по численности инжиниринговых компаний, специализирующихся на отдельном продукте. Мы, например, себя позиционируем как генпроектировщики, технологи, тепломеханики, специалисты по топливу, топливным системам и т.д. И мы организуем этот процесс. У нас есть партнеры, которые специализируются в разработке систем автоматики, электрики, вентиляции, отопления, пожаротушения, и конечно, строительном проектировании. В конечном счете это позволяет выдавать продукт, который от нас ждут.
Тот же метод давно используется и на Западе.
МЫ - МИРОВЫЕ РЕКОРДСМЕНЫ ПО ЗАТРАТАМ- Семь лет назад наш выдающийся писатель-фантаст Борис Стругацкий в беседе с автором этих строк предсказал (беседа была опубликована в петербургском еженедельнике "Дело" 25 декабря 2000 года), что в середине ХХI века в мире наступит энергетический кризис, если не удастся запустить какие-то альтернативные источники энергии вроде термояда...- В мире скорее всего наступит серьезный энергетический кризис, но нашей страны это не коснется. Наши ресурсы совершенно иного порядка. Насколько я могу судить, на внутреннее употребление мы используем лишь малую часть того, что имеем и производим. В основном наши ресурсы идут на экспорт. К тому же мы совершенно не занимаемся ветром, строительством гидроэлектростанций. На атомную энергетику приходится у нас только 12-13 процентов вырабатываемой электроэнергии, а во Франции, Японии более трети всей энергии дают атомные электростанции...
Если же вести речь не о глобальном энергетическом кризисе, а о локальных негативных явлениях, которые, сложившись вместе, могут нанести нашей стране серьезный урон, то надо говорить об экономии. В первую очередь мы должны думать об экономии тепла, электроэнергии, воды. Наверное, мы - мировые рекордсмены по их затратам, неэффективным затратам.