20 января 2014 года на сайте Кремля появилось сообщение о поручении президента России Владимира Путина Генеральной прокуратуре, Следственному комитету и МВД РФ «принять исчерпывающие меры по выявлению и пресечению правонарушений в деятельности организаций, занятых в сфере ЖКХ». Таким образом, в начале этого года власть бросила на ЖКХ свой традиционный и последний резерв − силовые органы.
На состоявшемся несколькими днями позже заседании президиума Экономического совета Владимир Путин заявил, что к участию в проектах по модернизации коммунальной инфраструктуры должны допускаться компании с безусловно и исключительно прозрачной структурой собственности, которые имеют, кроме того, опыт работы на рынке. «Мы уже говорили, что даже в этой сфере управляющие и некоторые другие структуры зарегистрированы в офшорных зонах, что совершенно, на мой взгляд, нелепая ситуация», – подчеркнул президент.
Можете представить себе, допустим, Ангелу Меркель с такой повесткой выступления в бундестаге? Слабо?
Основа проблем ЖКХ не столько мошенничества, сколько принципиальная нерыночность отношений между субъектами отрасли, которые невозможно разрешить ни силовыми, ни чисто экономическими методами.
Формирование настоящего и полноценного рынка в сфере ЖКХ тормозят не высокие ставки кредита или плохое исполнение нормативных актов. Отнюдь. Просто банковская среда формируется, живет и работает там, где существует и законодательно обеспечен возврат вложенных денег. Банки, они же не альтруисты. У них все просто: даем рубль в кредит и ждем возврата рубля 20 копеек. Не банки тормозят и ограничивают кредиты в отрасли, а отсутствие гарантий того, что деньги вернутся, а не уйдут на «социально значимые нужды», благоустройство и озеленение например. Деньги стоят денег. Стоимость денег сегодня в России определяется тем, что мы полностью зависим от доллара, евро и правил Международного валютного фонда: купили доллары – провели эмиссию рублей, не купили – не провели, а провели, но не купили – получите девальвацию, так как рубль не обеспечен ничем. В цене каждого банковского кредита сегодня заложены не только рентабельность или маржа банка и стоимость кредита для банка, но и стоимость доллара.
Законодательно и подзаконно ЖКХ прописан настолько подробно, что, можно сказать, избыточно. Даже профессиональные юристы, работающие в этой сфере или сталкивающиеся с ней в своей практике, сначала учатся пользоваться профессиональными поисковыми системами, а потом уже изучают право. Не лишним будет помнить, что в обществе, где главенствует масса правил, закрепленных в законе, нет места праву. А мы ведь строим правовое государство, а не государство закона.
Доверие и транзакционные издержки – связанные друг с другом вещи. Чем ниже уровень доверия, тем выше стоимость операции. Например, вы заключаете договор и доверяете контрагенту. Условия прочитали, все понятно, подписали и исполнили. А вот если не доверяете, то оплатите юристов и включите эту плату в стоимость по договору. А на государственном уровне таких перепроверок сколько? И за каждую надо платить. И мы за это платим, а потом удивляемся ценам. Но это отдельная тема.
Неплатежи населения вкупе с воровством управляющих компаний – посредников между покупателями и продавцами тепло- и электроэнергии снижают доходность последних, тем самым не давая им возможности инвестировать в модернизацию основных фондов и ставя под угрозу бесперебойное тепло- и энергообеспечение городов. Но «федеральная кувалда» на региональные головы не лучший метод и сомнительный инструмент продвижения реформы ЖКХ. Работающим в ЖКХ компаниям, чиновникам и даже силовикам, кроме нормативной базы и действующего законодательства РФ, не лишним будет знать и понимать законы физики. Например, закон сохранения энергии. Чем полезен этот закон из естественной науки в нашей коммунальной бесхозяйственности?
Пользуясь им, можно уяснить, что если мы тратим невозобновляемые ресурсы и не компенсируем их, то, видимо, нас ждет дефицит. Сегодня деньги, оплаченные гражданами за потребление ресурсов, тратятся получателями этих платежей вовсе не на оплату ресурсов. Сколь угодно долго, красноречиво и даже возмущенно можно говорить о долгах потребителей перед энергетиками, можно заниматься поиском дополнительных инвестиций в отрасль и периодически заводить уголовные дела в этой связи или просто так, но ничего не изменится без четкого ответа на вопрос: куда и кому ушли деньги граждан? Кому-то кто-то кое-где у нас порой и зачастую очень запросто сегодня может отправить эти деньги на выборы, например. И может быть, даже хорошему человеку вместо энергетиков деньги отправили, но это ничего не меняет. Ведь уже давно не секрет, что центры расчетов (РЦ, ВЦКП и пр.) стали просто карманами для латания дыр. Только всегда одну дыру они латают, а другая образовывается или, как в случае с долгами за электроэнергию, газ и тепло, растет. Так и работает закон сохранения энергии – больше-то ее не становится.
А если говорить о емкости рынка ЖКХ, то измерить ее нельзя, ибо нет у ЖКХ понятных величин в системе справедливых координат и границ у него нет, если не считать границ государственных. Если угодно, то рынок ЖКХ безграничен, как безграничны растущие день ото дня потребности людей. Потребности в принципе не имеют ограничений. Качество жизни, технический прогресс, технологии для жизни, амортизация и обновление, мода, в конце концов. Маслоу не говорил о предельных значениях уровней своей пирамиды, он говорил лишь об эмоциональной характеристике – «достаточности для каждого индивидуально».