Завершившийся в Питсбурге саммит «Двадцатки» не ответил большинству ожиданий, которые на него возлагались, но он придал G20 новый институциальный статус. Теперь это своего рода «совет директоров» мировой экономики.Саммит скоординировал усилия крупнейших экономик мира в борьбе с кризисом. «Большая двадцатка» констатировала: теперь именно она, а не «Семерка», «Восьмерка» или какая-то другая «цифра» будет определять правила игры на мировом рынке. Для этого G20 учредила Совет по финансовой стабильности (Financial Stability Board) – орган, призванный разработать правила наднационального финансового регулирования и надзора. Именно совет воплотил в себе главную идею форума, идею финансовой стабильности, и именно он теперь призван заниматься «координацией и мониторингом мер финансового регулирования», говорится в коммюнике, принятом лидерами стран «Двадцатки». Основной задачей совета, согласно документам саммита, является «координация на международном уровне работы национальных финансовых властей и устанавливающих стандарты международных организаций по созданию эффективной надзорной и регуляторной политики в мировом финансовом секторе».
Именно СФС займется и регулированием рынка деривативов: согласно принятым в Питсбурге решениям все стандартные контракты деривативов (OTC) должны торговаться на традиционных биржах или электронных площадках и проводиться через центральных агентов самое позднее к концу 2012 года. Контракты, проводимые не через центральных агентов, должны стать объектом для более высоких требований по достаточности и качеству капитала.
Саммит призвал министров финансов и глав центробанков стран-участниц достичь международного соглашения по вопросам построения высококачественного капитала и ослабления цикличности. «Мы намерены разработать к концу 2010 года согласованные на международном уровне правила по улучшению величины и качества банковского капитала», – говорится в итоговых документах встречи. Эти правила, разработанные СФС, будут вводиться поэтапно (по мере экономического восстановления) и должны окончательно вступить в действие к концу 2012 года. Контрциклические меры, рост требований к высокорисковым продуктам и забалансовым активам, как и требования к капиталу по стандартам «Базеля-2» и требования по ликвидности, призваны снизить для банков привлекательность чрезмерных рисков и повысить устойчивость финсистемы. Питсбургский саммит поддержал, к примеру, введение такого показателя, как соотношение уровня заемного капитала к собственному (leverage ratio) в качестве дополнительного инструмента в рамках соглашения «Базель-2» по оценке рисков. Все главные финансовые центры «Двадцатки» намерены принять названные стандарты к 2011 году.
Питсбургский саммит также обсудил борьбу с «налоговыми гаванями»: по оценкам глав государств, она привела к «впечатляющим результатам». «Мы намерены продолжать активно воздействовать на «налоговые гавани», бороться с отмыванием денег, коррупцией, финансированием терроризма», – констатировали лидеры G20. Страны готовы применять меры воздействия к налоговым убежищам уже с марта 2010 года и поручили FATF опубликовать список высокорисковых юрисдикций к февралю 2010 года. По последнему вопросу особое мнение высказал Президент РФ Дмитрий Медведев. Выступая на пресс-конференции по итогам саммита, он заявил, что не видит ничего плохого в «налоговых гаванях». «Это, в конце концов, вопрос национальной политики того или иного государства. Пока у нас нет единых мировых налогов, будут государства, где высокие налоги, где более низкие налоги, и мы не можем запретить предпринимателям регистрировать структуры в этих государствах, – сказал Президент РФ, уточнив: – Вопрос в том, чтобы такие государства открывали эту информацию».