Вокруг да около. Слияние ФАС и ФСТ
Осенняя кампания правительства по ограничению тарифов госмонополий начинает сказываться на росте конфликтов в части ответственности ФАС и ФСТ. Вопрос о единой госполитике в этой сфере и распределении полномочий правительству вряд ли удастся откладывать надолго: практики компенсации монополиями тарифных ограничений за счет клиентов сформируются уже к лету 2014 года.
Вопрос слияния Федеральной службы по тарифам (ФСТ) и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) не снят с повестки дня. Это подтвердил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он также подтвердил, что вопрос о слиянии ФАС и ФСТ остается в повестке дня и в перспективе обсуждение его вполне возможно, тем более что разделение компетенций ФАС и ФСТ, по его мнению, было «достаточно искусственным». При этом, исходя из его слов, возможны различные варианты решения вопроса. Единственное, что Игорь Шувалов исключил, –создание профильного министерства.
На уровне поручений или концепций в правительстве слияние двух структур не разрабатывается – вопрос рассматривается в экспертных структурах, в том числе экспертным советом при правительстве, и пока по крайней мере часть экспертов высказались против такого решения.
Отказ Белого дома полностью снять тему связан все с той же неурегулированностью вопросов, касающихся полномочий ФАС и ФСТ в отношении госмонополий. Белый дом по-прежнему в большей степени интересует не единое ведомство, а необходимость разделения компетенций в регулировании работы госмонополий и постоянное желание ФАС законодательно расширять сферу регулирования.
Так же очевидно, что в Белом доме беспокоятся о возможном всплеске инфляции, спровоцированном ослаблением рубля в ходе украинско-российского кризиса, и предполагаемом (пока соответствующей статистики ЦБ нет) росте инфляционных ожиданий.
Очередной «антимонопольный пакет», над которым сейчас работают ведомства, направлен на решение проблем, связанных не столько с идеологией законопроекта, сколько с претензиями аппарата правительства, Минэкономики и других ведомств к чрезвычайной расплывчатости предлагаемых норм регулирования, ориентированных исходно только на торговлю продуктами питания. Отраслевые объединения и компании, в том числе РСПП, беспокоит, что в предложенном виде разработки ФАС, в первую очередь ограничение торговых практик, могут быть распространены, например, на металлургический сектор, энергетику и ЖКХ.
В компетенции ФСТ находится тарифная политика госмонополий, а вопросы ФАС – в первую очередь обеспечение недискриминационного доступа к их услугам и инфраструктуре. Но, поскольку дискриминация в большинстве случаев связана с ценообразованием в энергосетевых структурах, «Газпроме», коммунальном секторе, отношения ФАС и ФСТ на этой почве достаточно напряженные.
ВСТРЕЧА МИнЭНЕРГО С ЭКСПЕРТАМИ ОТКРЫТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
В Минэнерго состоялась встреча представителей ведомства с экспертами Открытого правительства.
Замминистра энергетики Российской Федерации Алексей Текслер отметил, что в целом План деятельности за 2013 год Минэнерго выполнен. Что касается плана на текущий год, то он был скорректирован с учетом методических рекомендаций Аналитического центра при Правительстве РФ, в новой редакции упор был сделан на общественную и социальную значимость целей, количество которых сократилось с 19 до семи пунктов. В то же время количество ключевых событий возросло с 24 до 84.
В новой версии плана были учтены пункты по развитию энергетики Дальневосточного федерального округа (ДФО) и энергоснабжению Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, предусмотрена разработка новой модели регулирования рынка теплоснабжения.
Прорыва не будет
В Общественной палате РФ состоялось первое заседание Общественного совета Минэнерго России, в рамках которого был определен объем финансирования госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики»
Поступления из средств федерального бюджета на развитие энергоэффективности энергетики, по предварительным данным, в 2013–2020 годах составит 96,2 млрд рублей. Об этом говорится в проекте заключения Общественного совета при Минэнерго, который 11 марта обсудил корректировку этой программы.
Согласно документу, кроме финансирования программы за счет федерального бюджета планируется также привлечение средств внебюджетных источников – юридических лиц.
Основными задачами программы являются развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности, обеспечение внутреннего рынка электроэнергией и теплом, развитие нефтегазовой и угольной отраслей для обеспечения сырьем как внутреннего рынка, так и обязательств по зарубежным контрактам.
Наибольший финансовый объем будет предложен в рамках программы «Энергосбережение и повышение эффективности энергетического порядка» – почти 54 млрд рублей. Минимальные средства планируется направить на развитие и использование ВИЭ – около 190 млн рублей.
МИНИСТЕРСТВО ЖДЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОТ РЕГИОНОВ
На заседании правительства Республики Татарстан замминистра энергетики РФ Антон Инюцын отметил, что в секторах, связанных с госучастием, были достигнуты определенные успехи в области энергосбережения и энергоэффективности в 2013 году. По его словам, были реализованы крупные проекты в электроэнергетике, инвестиции в которые составили около 950 млрд рублей. Общий объем инвестиций в нефтегазовый сектор составил около 2 трлн рублей. За счет государственных средств были проведены капитальные ремонты в бюджетном и жилищном секторе, установлены приборы учета энергоресурсов.
Замминистра отметил, что активизация госполитики в области энергоэффективности обеспечит необходимый приток инвестиций, создаст новые высокопроизводительные рабочие места. В результате можно ожидать ежегодно до 2,2% прироста ВВП по сравнению с инерционным сценарием развития, что будет соответствовать оптимистичному варианту прогноза долгосрочного социально-экономического развития России до 2030 года Министерства экономического развития.
Антон Инюцын отметил важную роль регионов при усовершенствовании государственной политики в сфере энергоэффективности. В рамках расширения взаимодействия органов федеральной власти с субъектами Российской Федерации Минэнерго рассчитывает на конструктивный диалог с представителями региональных властей.
25 СУБЪЕКТОВ РФ МОГУТ ПОЛУЧИТЬ СУБСИДИИ НА ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ
Минэнерго России провело расчеты по распределению субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов, связанных с реализацией программ в области энергоэффективности.
Субсидии на общую сумму более 4,9 млрд рублей после утверждения Правительством РФ могут быть распределены между 25 регионами. Это Сахалинская, Самарская, Белгородская, Ленинградская, Калужская, Липецкая, Кемеровская, Владимирская, Воронежская, Мурманская, Псковская, Иркутская, Тверская, Ростовская области, Красноярский, Приморский, Забайкальский края, Удмуртская Республика, Республика Татарстан, Республика Хакасия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Республика Дагестан и Республика Тыва.
Размер субсидии составит от 59 млн рублей до 500 млн рублей в зависимости от комплекса мероприятий, реализуемых регионами.