ВИКТОР РУМЯНЦЕВ
Вице-президент – директор Центра внедрения инновационных технологий ОАО «Энергострой-М.Н.»
Несмотря на решения Правительства Российской Федерации, связанные с ограничением роста тарифов в будущем году, в стратегиях многих компаний остаются планы по участию в крупных инвестиционных проектах, затрагивающих различные сферы деятельности целых регионов и связанных с применением инновационных технологий. Одним из таких многообещающих проектов в сфере электроэнергетики стал проект создания высокоэффективной энергетической инфраструктуры в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО).
ЭНЕРГОПОЛИС: Виктор Геннадьевич, в чем принципиальное отличие вашего проекта от других?
Виктор Румянцев: Сегодня существуют десятки программ и проектов, цель которых – способствовать социально-экономическому развитию регионов. Не буду останавливаться на других, скажу о нашем проекте. В нем мы постарались учесть не только сегодняшние требования, но и потребности завтрашнего, а может, и послезавтрашнего дня. Поэтому отличий очень много. И самое главное из них – проект разрабатывают и реализуют профессионалы.
Что же касается сути проекта, то на первом этапе мы сосредоточились на сборе достоверной информации о состоянии дел в региональной энергетике. Не секрет, что электросетевое хозяйство нуждается в серьезной модернизации и обновлении. Для этого есть все возможности и резервы, которые почему-то раньше не учитывались. Общаясь с заинтересованными сторонами – энергетиками, органами местного самоуправления, предприятиями, – мы убедились, что они готовы объединить свои усилия ради достижения поставленной цели.
В августе 2012 года на саммите АТЭС во Владивостоке ОАО «ФСК ЕЭС» (входит в группу компаний ОАО «Россети»), корпорация Toshiba и ОАО «Энергострой-М.Н.» подписали соглашение о создании высокоэффективной энергетической инфраструктуры на территории СКФО.
ЭП: Что это за программа и из чего она состоит?
ВР: Программа состоит из трех этапов. И, поскольку мы работаем в энергетической отрасли, первым этапом стала модернизация электросетевого комплекса региона. Она включает строительство новых и перевооружение действующих с применением инновационных решений и «умных» технологий. Пилотными проектами стали подстанции 330 кВ «Ильенко» (Ставропольский край) и 330 кВ «Каспий» (Республика Дагестан). Мы предложили решения, связанные с безопасностью подстанций, применением цифровых технологий, интеллектуальной системой управления, системой мониторинга основного технологического оборудования и выполнения команд. Внедряемая «умная» система управления позволит из множества возможных решений выбрать то единственное, которое реализуется мгновенно или с минимальными потерями.
Второй этап, над которым мы работаем в настоящее время, – проекты «умных» городов: Каспийск (Республика Дагестан), Магас (Республика Ингушетия), Гудермес (Чеченская Республика) и Кисловодск (Ставропольский край). Наша компания выступила в качестве разработчика и интегратора этого проекта. Город – это живой организм, ему требуются постоянный уход и забота. Только тогда он сможет стать для жителей удобным и безопасным.
На втором этапе мы перешли от подстанций и магистральных сетей к сетям распределительным и городским. Воплощая утвержденный в северокавказских республиках и ОАО «Российские сети» план развития, мы постарались привлечь к участию в проекте всех заинтересованных лиц, от мэров городов до специалистов – экспертов в различных областях городского хозяйства.
На третьем этапе мы планируем объединить все решения и расширить границу проекта до уровня республики, а затем и всего СКФО. Мы начали от подстанции, которая питает город, прошли по сети, сделали город «умным» и безопасным, из города мы вышли в район, а из района на весь регион. Мы будем продолжать интеграцию уже существующих в регионе решений с нашим проектом. Оптимизируя отдельные блоки, достигаем большей эффективности.
Кроме того, ориентированная на клиента программа «умного» управления позволяет на практике реализовать виртуальную службу «одного окна», когда в личном кабинете клиента собирается информация по всем направлениям: электроэнергии, газо-, тепло-, водоснабжению и другим. Вы можете представить потребителя, у которого пять кабинетов и который вынужден тратить уйму времени, чтобы получить информацию или внести плату за услуги? Мы предлагаем реализовать все это в рамках одного личного рабочего кабинета, где собирается вся информация о потребителе.
ЭП: Простите, но это уже какая-то муниципальная история?
ВР: Наверное, хотя это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Мы общаемся с руководством Северо-Кавказского федерального округа, муниципальными властями, ЖКХ городов и представителями различных служб и предлагаем как можно скорее забыть о корпоративных интересах и перейти к новым технологиям, позволяющим снизить расходы и повысить эффективность системы управления, применяя уже существующие решения.
Например, многие говорят, что солнечные батареи не очень интересны с точки зрения окупаемости. Согласен, если они конкурируютс традиционной электроэнергетикой. Ветрогенерация в этом случае тоже не конкурент. Мы же предлагаем другой подход. Есть ветряки? Прекрасно. Давайте их поставим в городе Каспийске и будем обеспечивать опреснение морской воды. Почему? Потому, что, кроме средств, которые нужно вложить в водовод от реки Сунжи до Каспийска, необходимо учитывать, что наполняемость горных рек из года в год становится все меньше. За последние несколько лет падение составило около 30%. Поэтому воды может просто не хватить, и значит, водовод здесь уже нельзя строить. Второй вопрос – капиталовложения, которые необходимы для строительства водовода от Сунжи до Каспийска. Мы говорим: если поставить ветряки, сильфонные фильтры и специальное оборудование, то мы решаем две задачи – обеспечение и электроэнергией, и пресной водой. Эффект синергии!
Дошли до вопросов воды и понимаем, что есть проблема городских стоков. Сейчас они сбрасываются в Каспийское море и порождают новые проблемы. Что мы предлагаем? Существуют технологии, которые позволяют вырабатывать из сточных вод биогаз, а из донных отложений в коммуникациях – фосфаты. У нас получается замкнутая система полного цикла: очистка стоков, низкозатратное тепло и недорогая электроэнергия, которую мы получаем с помощью газогенераторных установок. Ах да, забыл еще про фосфатные удобрения – сточный осадок, очень опасная консистенция. Так вот есть российские технологии, которые позволяют, сжигая этот осадок, получать фосфатное удобрение. Этим ноу-хау уже заинтересовались немцы и австрийцы. Сейчас мы ведем переговоры с разработчиком и держателем патента о том, чтобы испытать это изобретение в первую очередь у нас в России, чтобы наша отечественная технология не ушла на Запад и не вернулась к нам же потом за большие деньги.
ЭП: И все-таки почему именно СКФО был выбран стартовой площадкой для реализации ваших идей?
ВР: В СКФО сложилась уникальная ситуация. Регион находится в стороне от России, отделен Кавказскими горами и зажат с двух сторон морями. Это порождает много проблем, но наша компания в этом регионе не новичок, и многое мы знаем, что называется, изнутри.
В конце сентября в Берлине проходил Всемирный конгресс по «умным» городам, куда я был приглашен выступить с докладом «Пилотные проекты «Умный город» и «Умные сети» в России». Всего было четыре основных доклада. Выступали президент Международной электротехнической ассоциации МЭК, президент Союза немецких промышленников и президент Китайской государственной электросети. Они представляли компании, которые уже давно работают в области альтернативной генерации и «умных» сетей. Так вот я выступал со своим докладом о российских проектах и могу честно сказать, что наши решения вызвали очень большой интерес. Зарубежные коллеги не ожидали, что мы можем говорить вслух в рамках всемирного форума о реальных технических решениях и представлять развернутую инновационную программу, которая подтверждена соответствующими соглашениями. Тем более что реализация наших идей происходит в таком регионе, как Северный Кавказ.
Сегодня мы подписали соглашение с самым большим и известным китайским проектным институтом, который принадлежит Китайской государственной электросети. Наши китайские партнеры заинтересованы в том, чтобы мы приняли участие в совместном проекте на территории Китая и России. Есть соглашение с Правительством Российской Федерации о реализации программы строительства китайских теплоэлектростанций на российских месторождениях низкокалорийных бурых углей. Полученная электроэнергия будет транспортироваться в Китай, и наша компания будет помогать в реализации этого проекта. Соответственно, мы заинтересованы в получении от китайских коллег опыта проектирования «умных» сетей и «умных» городов.
ЭП: Давайте вернемся на Кавказ к вашему проекту.
ВР: Чем интересен СКФО? Мы создаем там большую инвестиционную и инновационную площадку, где у разных компаний есть возможность реализовать свои идеи и достижения. Мы вовлекаем в проект новые компании и приводим в регион лидеров нашего рынка: ЛИСИС, РТСофт, «Тавриду Электрик» и многих других. Эти компании уже вовлечены в наши проекты и благодаря этому попали в обойму предприятий, работающих по программе Северного Кавказа, которая рассчитана на 20 лет – ведь это программа, а не сиюминутная сделка.
Опыт внедрения инноваций и результаты, уже достигнутые в проекте по СКФО, позволяют позиционировать нас как компанию, которая занимается реальным внедрением новых технологий на уровне региона. Сегодня у нас есть предложения из Казани, Тольятти, Мурманска и других городов, куда нас приглашают приехать поделиться нашим опытом и согласованными решениями. Сейчас, после полутора лет исканий и работ, когда мы набили кучу шишек и узнали достаточно много в этом направлении, я могу, как Фидель Кастро, в течение нескольких часов убедительно говорить о нашем проекте, рассказывая поэтапно и пошагово, что мы будем делать сегодня, завтра и послезавтра.
ЭП: Фидель Кастро как-то сказал, что за время выкуривания одной сигары можно совершить революцию.
ВР: Открою маленький секрет: я тоже курю сигары. Может, поэтому и в нашей истории есть революционные моменты. Движение к «умному» городу должно быть инициировано снизу, когда население и городские власти стремятся к тому, чтобы воплотить новые идеи, улучшить и облегчить свою жизнь. Чтобы наверху, например в Министерстве регионального развития, на стол легли региональные программы строительства «умных» городов и «умных» регионов, мы должны приложить значительные усилия.
Сейчас мы готовимся к очередному серьезному этапу – совещанию в «Россетях» по проекту в СКФО, где мы уже будем не просто говорить о проекте, а представлять и защищать стоимость реализации отдельных решений. Вопрос формулируется просто: есть ряд решений, каждое из которых стоит конкретных денег. Какое решение приоритетное? На какое уже сейчас есть деньги?
Сейчас у нас есть предложения от ряда фондов. Японские компании, в принципе, хотят вложиться в наш проект. С другой стороны, у китайцев тоже есть интерес. Причем они готовы идти на какие-то риски, связанные с вложением в этом регионе. Как только проявился интерес со стороны китайцев, поступило предложение от АВВ. Они готовы нам поставлять для наших пилотных проектов свое оборудование на очень комфортных условиях. Я удивился и спросил: ребята, в чем смысл? Они говорят: смысл в том, что нам нужен опыт реализации подобного проекта, референции, которые впоследствии помогут и дальше совершенствовать свои разработки, оставаясь европейским лидером в области инноваций. А еще с нами хотят встретиться американцы. И мы будем говорить с ними о возможных финансовых вложениях.
Давайте я расскажу вам маленькую историю. В свое время я устанавливал рабочие связи с Hyundai Heavy Industries и впервые встретился с вице-президентом этой южнокорейской компании. Когда я предложил создать в России компанию-дистрибьютора, он со мной вообще не захотел разговаривать. Потом я составлял какие-то графики, диаграммы, показывал инвестиционную программу ФСК и говорил об отличной ситуации, в которой мы сейчас оказались с точки зрения конкуренции. Я убеждал, что пик инвестиционной активности на рынке прогнозируется на тот момент, когда вы зайдете на него. Это был 2006 год. В 2007 году меня наконец-то пригласили в Корею, и я подготовил презентацию, в которой робко намекнул, что у нас будет 7% рынка, если мы немедленно активизируем свою деятельность. Мне ответили: слушай, ты такой фантазер! Я продолжаю: а через три года у нас будет уже 15% рынка. Мне говорят: все, давай так, семь хватит, семь нормально, больше не надо… Так вот ровно через три года мы владели 35% рынка и еще через год начали строительство завода во Владивостоке.
И когда я начал говорить про Северо-Кавказский федеральный округ, про создание некой инфраструктуры, мне говорили: ну боже мой, это бред полный! Ну кто позволит? Кто даст? И так далее. Сейчас есть реальное продвижение по этому проекту. Это первое. А второе – все зависит от команды и людей, которые заинтересовались этой идеей. Я пока еще не встречал тех, кто бы мне мешал это делать. Может быть, не так много тех, кто помогает, но зато нет и тех, кто мешает. Идущему дается дорога. Пусть она трудная, но она дается.