Авторизация


 

Всенародные грабли – 2013

По данным Росстата, рост коммунальной нагрузки на граждан повторяется в РФ каждый послевыборный год.

 

На фоне общего замедления с 2000-х годов темпы роста платежей в ЖКХ ускорялись в 2005 и 2009 годах при почти отсутствующей (за вычетом инфляции) динамике роста цен в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в зажатых тарифными ограничениями ресурсоснабжающих организациях отрасли. Рост платежей на 30% в 2005-м и свыше чем на 25% в 2009 году вызвал массовые протесты в начале 2006 и 2010 годов – и вмешательство правительства в регулирование цен в ЖКХ. В 2006-м такие полномочия получила ФСТ, в 2010 году переданный с подачи Минрегиона муниципалитетам контроль тарифов ЖКХ пришлось возвращать на уровень регионов.

 

В 2013 году коммунальные услуги в некоторых регионах подорожали многократно, в некоторых городах на 225%. Белому дому сегодня предлагается полностью повторить алгоритм 2010 года, при этом желательно было бы обойтись без митингов под лозунгами «Оплати услуги ЖКХ и сдохни». В среднем по стране в течение года рост коммунальных платежей не должен превышать 6% – таков наказ правительству и региональным властям президента Владимира Путина, потребовавшего «выстроить такую систему платежей, которая не била бы людей как обухом по голове».

 

Но полностью избежать протестных акций не удалось. В феврале на митинги против подорожания услуг ЖКХ выходили жители Мурманска, Нижнекамска, Вологды, Бийска и других городов. Волна акций протеста, спровоцированных ростом тарифов ЖКХ, прошла в регионах под лозунгами с социальными требованиями. Февральский протест хоть был и небурный, но при этом имел всероссийский охват. Акции прошли в целом ряде городов в разные дни и были организованы различными силами, между собой не координировавшимися. В феврале крупные акции состоялись в Барнауле, Новосибирске, Пензе. В Москве «Социальный марш» в поддержку прав москвичей собрал больше тысячи человек. В Рязани 31 января несколько сотен человек митинговали против роста тарифов ЖКХ, организовывали митинг РПР-ПАРНАС и «Другая Россия». В Казани аналогичный по численности и лозунгам митинг 11 февраля провела КПРФ. В Челябинской области в городе Аргаяш пенсионеры митинговали 12 февраля, в результате их пустили в здание администрации и обещали решить проблему с ростом тарифов. В Санкт-Петербурге одиночные пикеты у Смольного 19 февраля организовала партия «Яблоко», а в Кандалакше Мурманской области пенсионеры и коммунисты протестовали 24 февраля, причем, согласно сообщению сайта B-Port.Com, людей на центральной городской площади собралось больше, чем на новогодние гулянья. В Липецке митинг 25 февраля организовало движение «Русские», на него опять-таки пришли в основном пенсионеры.

 

Угрозы в таком виде протеста для власти нет, пока этот протест не будет подхвачен какой-либо серьезной политической силой. И власть в лице администрации президента реагирует на социальный протест не то что оперативно, а быстро и сразу. Кадровые решения, последовавшие в течение одной недели после совещаний, проведенных президентом, лучшее тому подтверждение. Лишились своих постов министр энергетики и ЖКХ Мурманской области Геннадий Микичура, вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Козырев, министр регионального развития Алтая Юрий Сорокин и председатель комитета по тарифам Алтая Сергей Романов.

 

Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил своему заместителю Дмитрию Козаку принять меры по ограничению среднегодовых тарифов на услуги ЖКХ в пределах 6% в текущем году по сравнению с предыдущими 12 месяцами.

 

«Проверьте правомерность принятых решений об установлении размера платы за жилищные услуги на 2013 год. Особое внимание обратите на необходимость безусловного выполнения требований к процедуре проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в целях установления платы за жилое помещение», – подчеркивается в поручении Медведева. Что называется, хватились.

 

Однако у Минрегиона РФ уже есть идея, как стимулировать экономию в сфере ЖКХ: ведомство предлагает каждые полгода начиная с 2014-го поднимать на 10% платежи за услуги ЖКХ для жильцов, не установивших счетчики на горячую и холодную воду, отопление и электричество. Уже с конца 2015 года стоимость услуг для них должна вырасти на 60%. Так министерство хочет подтолкнуть рынок ЖКХ к полному переходу на приборы учета.

 

Дмитрий Булгаков, аналитик «Дойче банка»

 

– В конце февраля президент России Владимир Путин обсудил с чиновниками ситуацию вокруг роста тарифов на ЖКУ и заявил, что этот рост не должен превышать 6%.

Я считаю, что к данному заявлению нужно относиться с определенной осторожностью, потому что слова президента могут иметь отчасти и пиар-компоненту. Некоторые социологи наблюдают падение политических рейтингов, и, возможно, для того, чтобы продемонстрировать работу по сдерживанию роста тарифов ЖКХ для населения, а это тема, которая является социально чувствительной, начинают обращаться к таким назревшим и перезревшим проблемам.

 

На мой взгляд, когда речь идет о 6% роста по платежам конечных потребителей, то основной целью таких предостережений являются управляющие компании, а не ресурсоснабжающие организации, поставляющие тепло, электроэнергию и газ. В платежной квитанции, помимо сборов в пользу ресурсоснабжающих организаций, есть еще и значительный компонент, связанный с обслуживанием и ремонтом жилья, общего имущества, уборкой и прочим. Из-за того что тарифы на основные виды энергоносителей и услуг ЖКХ регулируются федеральной и региональной властью напрямую или косвенно и их структура себестоимости находится под надзором регулятора, то самое непрозрачное звено, на мой взгляд, с точки зрения себестоимости – это, наверное, управляющие компании.

 

Также нельзя не обратить внимания, что в перечне правительственных поручений, подписанных заместителем председателя правительства Дмитрием Козаком 7 марта, во втором полугодии 2013 года допускается рост тарифов и значительно выше 6%. В документе говорится, что рост во втором полугодии допускается не более чем на 12%. Далее следует нюанс: указанные ограничения не распространяются на муниципальные образования с преобладанием в структуре совокупного платежа платы за услуги по электро- и газоснабжению. В данном случае допускается прирост платы до 15%. Это в 2,5 раза больше, чем 6%. Таким образом, 6% – это цифра во многом условная. Она присутствует, но с определенными оговорками.

 

6% – это ограничение роста платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году по сравнению с декабрем 2012 года. Это очень важный нюанс, поскольку в четвертом квартале (и в декабре) 2012 года средневзвешенный тариф был выше, чем в первой половине 2012-го (из-за индексации тарифов в середине года). И если сравнивать рост среднего тарифа год к году, то в 2013 году мы можем скорее всего получить двухзначный рост (возможно, ближе к 12–15%). Соответственно, в формулировке «не более 6% по сравнению с декабрем» нужно учитывать достаточно высокую базу конца прошлого года.

 

Что касается эффекта для электроэнергетического комплекса, на мой взгляд, эти 6%, по теории, не должны затронуть энергокомпании и скорее всего не должны привести к дальнейшему ограничению или пересмотру тарифных решений по сетям, теплу и т.д. В этих секторах тарифы регулируются, кроме того, для производителей тепла или электроэнергии, использующих газ в качестве топлива, значительная доля себестоимости (до 70% и больше) составляет стоимость газа. При росте тарифа на газ на 15% в год (следующая индексация ожидается в июле 2013 года) пропорциональное ограничение стоимости роста тарифов на тепло или электроэнергию 6% год к году представляется маловероятным. Если правительство действительно хочет притормозить рост тарифов ЖКХ, оно должно снизить рост цены на газ.

 

Еще один способ сдерживать рост тарифов – начать ограничивать инвестпрограммы в отрасли. У сетей (ФСК, МРСК, ТСО), госгенераторов (Росэнергоатом, «РусГидро») инвестиционные программы очень значительны и скорее всего могут быть существенно оптимизированы. По некоторым оценкам, до 65% тарифа ФСК составляет инвестиционный компонент. И эта пропорция может превысить к 2017 году 80%. В условиях, когда есть много вопросов к эффективности расходования этих средств, удельных расходов, строительству дублирующих или ненужных мощностей, правительство, если оно хочет сдержать тарифы, должно обратить внимание на эффективность инвестпрограмм.

 

6% убьют капитализацию энергетического сектора

После заявления президента о необходимости сдерживания роста тарифов ЖКХ на уровне 6% есть веские основания ожидать ощутимого удара по энергетической отрасли.

 

Аналогичная история уже происходила: в начале 2011 года правительство решило законодательно ограничить темпы роста энерготарифов до 15%. Это привело к тому, что портфельные инвесторы сбежали из сектора, обрушив капитализацию российских электроэнергетических компаний.


Отраслевой индекс MICEX Power Index (ММВБ-энергетика) показывает падение почти в два раза с пиковых значений в начале 2011 года. Падение индекса в первой половине 2012 года было спровоцировано подготовкой проекта Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части ограничения предельно допустимого роста тарифов естественных монополий и жилищно-коммунальных услуг для населения уровнем инфляции». Новые предложения по сдерживанию роста тарифов вновь обещают ударить по отрасли, уверены эксперты: на этот раз пострадают не электрогенераторы, а производители тепла (ТГК). 

 

MICEX PWR (MICEX Power Index) – индекс акций компаний энергетической отрасли. Отраслевые индексы представляют собой ценовые взвешенные по рыночной капитализации индексы наиболее ликвидных акций российских эмитентов, допущенных к обращению на Московской бирже.

 

 

На основе обзора материалов региональной прессы,

не нашедших отражения в повестке федеральных СМИ, 

 подготовил Андрей Агафонов


рейтинг: 
  • 0
теги: Путин
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.