Регулирование тарифа по телевизору грозит отрасли инвестиционным голодом. С одной стороны, разговоры, что нужно привлекать инвестиции в ЖКХ, с другой – искусственное занижение роста тарифов. Спросил бы кто президента или его помощников, почему именно 6% – никто объяснить не сможет, сославшись на занятость исполнением поручения президента, что на самом деле – поиски крайнего стрелочника.
ФСТ и Минэкономики склоняются к тому, что средства для реализации поручения президента об ограничении роста платежей населения за коммунальные услуги надлежит искать в управляющих компаниях: ресурсоснабжающие организации, поставляющие им газ, воду, тепло и электричество, уже зажаты тарифным потолком.
За ликвидацию вызвавшего гнев Владимира Путина удорожания услуг ЖКХ для потребителей ФСТ предлагает заплатить управляющим компаниям, которые его и спровоцировали. Еще в день совещания у президента в ФСТ настаивали: рост платежей обусловлен в основном именно действиями УК, предложивших жильцам оплатить завышенные объемы коммунальных ресурсов на общедомовые нужды. Другие источники роста платежа, по версии ФСТ, – решения о повышении нормативов потребления – также в итоге сыграли на руку УК.
Глава ФСТ Сергей Новиков заявил: «Нет уверенности, что те поручения, которые связаны с платежами, приведут к изменению тарифов». Эксперты обещают закрыть УК возможности для повторения этой ситуации – ввести нормативы «общедомовых услуг» и ликвидировать списание на них потерь коммунальщиков. Однако доходы самих компаний по-прежнему формируются из платежей жильцов. Платежи потребителей мало зависят от тарифной политики – у организаций, поставляющих коммунальные ресурсы, тарифный потолок уже есть, а значит, средств на снижение стоимости услуг ЖКХ нет.
Решением проблемы, по версии ФСТ, станет законодательное ограничение роста платежей сверху, которое уже существовало в РФ с 2005 по 2012 год. Его отмена в общем-то и спровоцировала рост сумм в платежках с 2013 года.
Идею ФСТ о законодательной фиксации потолка роста платежей населения, что де-факто означает и поддержку идеи поиска средств для ограничения роста платежей в управляющих компаниях, поддержал и глава Минэкономики Андрей Белоусов. Он при этом все же допускает возможность корректировки темпов роста тарифов на газ и электроэнергию, то есть участия в возврате платежей на прежний уровень и поставщиков коммунальных ресурсов, добавляя, что: «Пока таких планов нет».
В министерстве пояснили, что «не исключают возможности ограничения цен на газ и тепловую и электроэнергию в 2014–2016 годах, но решение принимается правительством при уточнении прогноза социально-экономического развития».
Глава департамента госрегулирования тарифов Минэкономики Павел Шпилевой пояснил, что в ведомстве видят проблему «в тотальном нарушении действующих законодательных норм управляющими компаниями и бездействии муниципальных властей в этой связи. Большинство завышенных платежек – прямое нарушение законов и постановления правительства № 354. Министерство предлагает внести изменения в «Правила оказания коммунальных услуг» и установить предельные допустимые нормативы коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, а если остается небаланс – покрывать его за счет управляющих компаний». Также господин Шпилевой заявил: «Ускорение установления приборов учета поддерживаем. В частности, считаем целесообразным устанавливать общедомовые приборы учета за счет теплоснабжающих организаций».
Министерство регионального развития провело мониторинг цены на коммунальные платежи в 49 российских регионах. Ведомством обнаружен рост тарифов в 42 из них.
По данным Минрегиона, в Краснодарском крае, в Челябинской и Ленинградской областях коммунальные платежи с начала 2013 года выросли в полтора раза и более. В Амурской области плата за водоснабжение выросла более чем в 2 раза. Холодная вода из-за пересмотра нормативов подорожала в 16 регионах: в Амурской области на 223%, в Карачаево-Черкесской Республике – на 148% и Новосибирской области – 143%. Рост платы за услугу горячего водоснабжения произошел также в 15 субъектах РФ: наибольший рост отмечен в Краснодарском крае – 150%, Новосибирской области – 142%, Еврейской автономной области – 132%.
Отопление подорожало в 15 субъектах Федерации: максимальные значения зафиксированы в Челябинской области – 169%, Ленинградской области – 160%, в Санкт-Петербурге – 135%, Камчатском крае – 132%.
Московский регион, безусловно, по-прежнему будет удерживать лидерство в РФ по ценам на эти ресурсы не только для населения, но и для промышленных потребителей. При этом если прирост тарифов на электроэнергию в Москве будет на среднем уровне по стране, то прирост тарифов на тепло здесь все же значительно ниже, чем в других регионах (+12–13%).
В министерстве сообщили, что во всех регионах, где подтвердилось увеличение платы для граждан, были приняты меры по ее снижению и перерасчету начисленных платежей.
О возможных новациях в правилах предоставления услуг ЖКХ размышляют и в экспертном совете при Правительстве РФ.
Рабочая группа по развитию ЖКХ (есть такая) делает вывод, что стрелочником и крайним в ситуации могут оказаться управляющие компании (УК), которые назначены главным виновником проблем отрасли. Так, УК сможет выставлять для собственников расходы на общедомовые нужды только в пределах установленного норматива, что стимулирует УК «заниматься поиском того, кто потребляет, но не платит, устранением протечек... и незаконных подключений».
Следует помнить, что УК существуют за счет платежей жильцов, и строгость правительства к УК, видимо, будет компенсирована большей финансовой ответственностью неплательщиков за коммунальные услуги.
Поставщики ресурсов ЖКХ отвергли идею главы Минрегиона Игоря Слюняева о массовой установке счетчиков за их счет (путем включения их в инвестпрограммы).
Денег на установку приборов учета у ресурсоснабжающих компаний нет, за установку счетчиков должны платить или граждане, или государство, иначе их нужно включать в тариф (то есть поднимать потолок тарифного роста уже для поставщиков газа, воды, тепла и электричества).
От редакции:
В условиях действия неэффективной модели ценообразования в сфере коммунальных услуг, слабого контроля над деятельностью управляющих и снабжающих компаний, а также отсутствия действенных механизмов привлечения частных инвесторов не следует ожидать понижения тарифов ЖКХ в ближайшие годы. В первую очередь это касается тарифов на тепло- и электроснабжение.
Выражение «хорошо забытое старое» не подходит к описанию ситуации с принимаемыми и предлагаемыми решениями в тарифном регулировании сферы ЖКХ. Сегодня речь в основном вновь идет о том, чтобы вернуть федеральный потолок роста коммунального платежа, регионам – сохранить ограниченную свободу в его рамках, а жильцам – зачесть переплату и пересмотреть нормы потребления.
Языком цифр описанное выше зафиксировано в открытых источниках, данные которых говорят о том, что в 2009–2010 годах такая политика позволила правительству резко (в 2,2 раза, на 214 млрд. рублей) нарастить сальдированный финансовый результат в ресурсоснабжающей части отрасли. При этом по статье «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» она выросла со 129 млрд. рублей в 2009-м до 343 млрд. рублей в 2010-м и вернулась к уровню 100 млрд. в 2011-м. В то же время 2009 год стал единственным, в котором положительный финансовый результат продемонстрировали управляющие компании. Однако их сальдо (прибыль минус убыток) по статье «управление эксплуатацией жилого фонда» составило лишь 2,3 млрд. рублей (минус 3 млрд. в 2008 году, минус 2,5 млрд. в 2010-м и минус 6,6 млрд. рублей в 2011-м).
Повторение старого рецепта в 2013 году позволяет предположить, что (с поправками на рост сезонного влияния отопления) повторится консолидация средств ЖКХ в ресурсо-
снабжающих организациях. Тогда в 2014–2015 годах следует ожидать и новых открытий следственных органов в области вывода средств ЖКХ через офшоры: среду для этого правительство склонно сохранить.