Авторизация


 

Стратегический архитектор: пути развития отрасли обсудили на высшем уровне

В Государственной думе состоялось расширенное заседание Комитета по энергетике под председательством его руководителя Ивана Грачева, с участием министра энергетики РФ Александра Новака и председателя правления ОАО «ФСК ЕЭС» Олега Бударгина. Актуальность встречи в таком серьезном составе обуславливала ее тематика: реформирование электросетевого хозяйства России, объединение ФСК ЕЭС и Холдинга МРСК и создание новой компании «Российские электрические сети»

 

Никто не будет спорить, что развитие электросетевого комплекса России занимает одну из ключевых позиций, потому что все прекрасно понимают: услуги, которые он оказывает, их качество связаны с каждым потребителем. Клиент, как известно, всегда прав, поэтому совершенно небезразлично, как эти самые услуги предоставляются.

 

Принято считать, что основными проблемами электросетевого комплекса сегодня являются: высокий износ, ведущий к аварийности, потерям, снижению надежности; вопросы тарифного регулирования; проблемы неплатежей. Это и разрозненность сетевых организаций. Низкая операционная и инвестиционная эффективность относительно аналогов, невысокое качество обслуживания клиентов технологического присоединения. По сравнению с лучшими практиками, которые есть в других странах, у нас выше потери в сетях (примерно в 1,5–2 раза, чем в европейских странах). Количество аварий, которые приводят к отключению генерирующего оборудования или снижению мощности, у нас также значительно больше.

 

Факторы, которые влияют на развитие электросетевого комплекса, условно можно разбить на две группы: отраслевые и корпоративные. Отраслевые, в свою очередь, делятся на регуляторные и инновационные. Что касается регуляторных факторов, здесь, совершенно очевидно, нужно создавать долгосрочную систему регулирования, позволяющую получить стабильную доходность на инвестированный капитал, нужно исполнять ранее заявленные меры по экономическому стимулированию, направленные на повышение надежности и качества, – внедрять тарифы, зависящие от качества оказания услуг. Решать вопрос с необходимостью более прозрачной и четкой реализации инвестиционной деятельности для компаний отрасли и создавать конкуренцию для сравнения компаний электросетевого комплекса между собой.

 

Инновационный фактор при развитии электросетевого комплекса должен быть реализован следующим образом: повышение энергоэффективности, локализация производства оборудования и технологий на территории РФ, оптимизация инвестиционной программы. В области корпоративных факторов – это привлечение долгового и акционерного капитала, улучшение стандартов корпоративного управления. Вывод напрашивается сам собой: необходимо создание четкой регуляторной среды, направленной на повышение операционной и инвестиционной эффективности электросетевого комплекса.

 

С учетом этих критериев наиболее эффективным был признан вариант, который был представлен правительству и президенту России – вариант внесения пакета акций ФСК ЕЭС в уставный капитал Холдинга МРСК с одновременным переименованием управляющей структуры в Российские электрические сети.

 

«Роль, которую мы видим на текущем этапе развития Российских сетей и непосредственно компании, которая создается как управляющая компания, – это стратегический архитектор магистральных и распределительных электрических сетей, – считает министр энергетики Александр Новак. – По сути своей, это центр ответственности перед акционерами за скоординированную работу магистральных и распределительных сетей, это координатор работы по повышению экономической эффективности инвестиционной деятельности, разработчик единых стандартов для сетей, показателей качества, операционной эффективности. Это стратегический центр управления активами всего электросетевого комплекса отрасли».

 

По мнению министра, реализация вышеупомянутой модели управления позволит добиться следующих синергетических эффектов: повышение эффективности на корпоративном уровне, создание стратегического центра управления по принципу единого окна, проведение единой технологической политики, синхронизация инвестиционных программ, создание квазиконкуренции – бенчмаркинга, возможность формирования единого пула закупок соответствующего оборудования. Создание квазиконкуренции и сравнение затрат позволят повысить эффективность функционирования отрасли, а эффективность инвестиций – на 30%. В рамках консолидации произойдет увеличение доли РФ в обеих компаниях.

 

Есть несколько ключевых показателей, которые Минэнерго планирует достичь к 2017 году. Это сокращение операционных издержек на потребителя до 40% по всей цепочке распределения электроэнергии. Снижение уровня потерь электроэнергии до 7,5% в среднем по региональным сетевым компаниям и 3,5% по федеральным сетевым компаниям. И повышение инвестиционной эффективности Федеральной сетевой компании в МРСК в среднем на 30%.

 

Председатель Комитета по энергетике Госдумы РФ Иван Грачев подчеркнул в своем выступлении, что отношение к реформам в электроэнергетике разное. «Мы знаем, что износ составляет порядка 70%, что тарифы на передачу близки к европейским. При равных тарифах надежность наших сетей на порядок с точки зрения отказов ниже, чем в среднем по Европе. Это означает, что существенные изменения не только необходимы, но и неизбежны, – считает Иван Грачев. – Я изначально был уверен, что организовать конкуренцию сетей методом их дробления – это вещь утопическая. Ничего похожего в мире нет. В этом смысле сам по себе Указ № 1567 об объединении, о единой стратегии, научной и технологической политике, стандартизации, он абсолютно правильный».

 

«Однако мне кажется, что возобладала идея финансово-пакетная и объединение происходит путем простого перемешивания пакетов. Я не считаю это правильным решением», – подчеркнул председатель Комитета по энергетике.

 

Так вышло, что роль и значимость электросетевого комплекса вся страна ощутила 17 августа 2009 года, когда выпали 6000 МВт Саяно-Шушенской ГЭС. Тогда все прочувствовали, что такое сети и какова их роль в обеспечении надежного электроснабжения потребителей. Можно сказать, что именно с этого времени началось серьезное переосмысление значимости и роли сетевого комплекса.

 

Появились и первые результаты. По данным ФСК ЕЭС, за три года снижена удельная аварийность на 17%, снижен недоотпуск электроэнергии для потребителей на 43%, сокращено количество закрытых центров питания на 15%, повышена энергоэффективность и снижены потери в сетях всех классов напряжений на 2%, а это 1 млрд. кВт·ч (годовое потребление таких городов, как Липецк или Воронеж). Повысилась экономическая эффективность электросетевого комплекса, в отрасль привлечены более 400 млрд. рублей заемных средств.

 

«Три года назад мы столкнулись с большой импортозависимостью: 70% оборудования закупалось за границей, – рассказал председатель правления ОАО «ФСК ЕЭС» Олег Бударгин. – Сегодня более 80 предприятий страны работают на электросетевой комплекс. Это и предприятия, которые работали еще в советское время, и новые частные. Помимо этого созданы зарубежные предприятия, например, «Хундай» отрывает завод во Владивостоке по выпуску электротехнического оборудования, «Тошиба» вместе с «Силовыми машинами» строит завод, «Альстом» открыл завод в Подмосковье. Так что есть доверие у иностранцев к нашему электросетевому комплексу».

 

По словам Олега Бударгина, большое внимание уделяется инновациям. «Раньше нас очень критиковали за это, но сегодня электросетевые компании выделили на российскую науку: МРСК – 2 млрд. рублей и ФСК ЕЭС – 6 млрд. рублей, – заявил председатель правления ОАО «ФСК ЕЭС». – Сегодня российские разработки, такие как управляемый шунтирующий реактор, управляемая плавка гололеда, высокотемпературный провод, – это те разработки, которые не только придуманы, они уже проходят испытания и реализуются на наших объектах».

 

Задачи, которые поставили президент и Правительство РФ перед электросетевым комплексом: надежность, справедливый тариф, доступность сетевой инфраструктуры, – просты и понятны. Уже в конце февраля Минэнерго должно закончить разработку стратегии развития электросетевого комплекса РФ, а также подготовить нормативно-правовые акты, которые призваны изменить ситуацию и обозначить, как государство будет решать проблемы отрасли.

 

Алексей Голубев

рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.