Авторизация


 

КАЛУЖСКИЕ СЕКРЕТЫ

КАЛУЖСКИЕ СЕКРЕТЫАнатолий артамонов,
губернатор Калужской области

Попытка разобраться, можно ли рассматривать отдельно взятый регион как бизнес-проект, предпринятая в ходе интернет-пресс-конференции, заслуживает внимания уже потому, что в последнее время Калужская область по многим показателям дышит в спину столицам, а по инвестиционной привлекательности, по оценкам экспертов, их обскакала. Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов на встрече с журналистами в РБК поделился опытом лидера промышленного роста.

О чем бы мы ни говорили, мы говорим о деньгах. Именно поэтому первым вопросом был вопрос об объемах инвестиций в 2012 году. Губернатор ответил сразу: «Я думаю, что не меньше, чем в прошлом году. Пока мы идем с опережением на 32%. По итогам будет около 70 млрд. рублей». Впечатляющие цифры. Они становятся реальностью только там, где созданы условия для развития бизнеса. По исследованиям Standard & Poor's Калужская область два года назад была признана единственным регионом России, который отвечает европейским стандартам с точки зрения инвестиционной привлекательности. Сегодня калужские наработки активно используют другие регионы. Но в области постоянно совершенствуются, учатся, проводят тренинги, участвуют в обучающих программах, заимствуют опыт за рубежом – одним словом, не стоят на месте. Сегодня за инвестиции борется весь мир. Этот процесс никогда не прекратится, потому что инвестиции – это основа, это кровь в кровеносных сосудах, которая должна быть, чтобы организм был живым.

Инвестиции были направлены на расширение производства, на строительство новых и модернизацию существующих предприятий. Причем и в промышленность, и в сельское хозяйство. Получают развитие новые отрасли: автомобилестроение, в котором регион занимает третью позицию в стране; производство автокомпонентов. В перспективе в начале следующего года открытие электрометаллургического завода. Его строит Новолипецкий металлургический комбинат. В строй введут крупное предприятие, первая очередь – 1,5 млн. тонн, затем еще такая же – это 3 млн., а в перспективе может быть и больше стали в год. Предполагается выпускать профиль для строительства.

В области активно развиваются восемь территорий, которые называют индустриальными парками. В этой связи уместно вспомнить публикацию «Что ждет «псковское Сколково» в прошлом номере «Энергополиса», где мы рассказали о том, как подобный проект псковитяне в отличие от калужан проваливают… Как минимум пять калужских парков уже хорошо заселены. Например, «Вурсино», «Грапсово», «Росва», «Калуга Юг». Там располагаются электрометаллургические комбинаты, Samsung, Nestle, L’Oreal и другие компании, а также Volkswagen, Volvo, General Electric. Этот опыт заимствован за рубежом, и (не чудо ли!) сегодня он себя оправдал. Например, парк «Вурсино» заселен на 80%, «Грапсово» – около этого, «Росва» – процентов на 50–60. Практика себя оправдала, другого пути нет. Инвестор, который приходит в индустриальный парк, оказывается на возделанной, подготовленной территории, а не в диких джунглях. «Он, – говорит Анатолий Артамонов, – не должен думать о том, где получит какие-то коммуникации, кто ему дорогу построит, как получит электроэнергию, воду, газ и т.д. Это все он должен получать на своей площадке!»

Отрадно, что руководитель региона не успокаивается на лаврах. Он видит, что сегодня области нужно развивать лесопереработку. Поэтому зовет инвесторов, которые в этом заинтересованы. В Калужской области большой объем лесосечного фонда, пора пускать в дело «перестойный лес», а его там около 65 млн. кубометров.

В области есть уникальное Ульяновское месторождение глин – комплексно бентонитовые и керамические глины в одном месторождении. Равных ему в стране нет. Туда построена автомобильная дорога и планируется строительство железной дороги. На этой площадке возможно государственно-частное партнерство для освоения месторождения. Наконец, близость Москвы определяет, что Калужская область должна Москву кормить. Заметим, она уже и сейчас это делает. Актуально развитие сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Здесь для инвесторов поле непаханое. Впрочем, и о рачительном отношении к земле-матушке в области думают. Здесь видят, как зарастают сорняком скупленные так называемые «инвестиционные земли». Хозяева не обрабатывают землю-кормилицу, ждут цену.

Для Анатолия Артамонова вопрос о таких землях – это больная мозоль. Он обоснованно утверждает, что у нас слабое законодательство, которое регулирует оборот земель сельскохозяйственного назначения. Собственники не хотят их обрабатывать и не дают тем, кто хотел бы заниматься на этих землях сельскохозяйственным производством. Пора ужесточить ответственность собственников этих земель – прежде всего, конечно, не административную, а экономическую. В частности, предлагается в десять раз повысить налог для тех, кто такие земли купил, но не возделывает. Мало следовать совету Марка Твена: «Господа, спешите покупать землю, ибо этот товар больше не производится!» – надо за землицей и ухаживать. По мнению губернатора, таких земель где-то около 200 тыс. га. Их надо возвращать в оборот и изымать у таких горе-собственников.

В сельском хозяйстве у Артамонова зарождается новая тема. Калужане обратились к опыту зарубежных коллег из Италии, Франции и других стран. Они начинают развивать агротуризм, или экологический туризм. Программа стартовала вслед за программой развития туризма в области. Она рассчитана на десять лет, планируется привлечь около 2 млрд. рублей именно в развитие агротуризма. Но и здесь есть отдельные комплексы, которые, возможно, будут выходить за пределы программы. Например, туристический проект – «Этномир», представленный на федеральном уровне, который, скорее всего, будет софинансироваться и из федерального, и из регионального бюджета, и тем инвестором, которому сегодня этот проект принадлежит, частным инвестором.

Наконец, еще одно направление с интересом было воспринято аудиторией. В Калужской области появляются роботы на фермах. Это повторение мировой практики. Примеры можно посмотреть в той же Белоруссии. Суть в исключении человеческого фактора. Фермер может быть занят производством кормов, работать в поле, и со своего сотового телефона управлять фермой. Область поддерживает строительство таких ферм, в частности, на приобретение самого робота выделяются средства в размере 60% от его стоимости. Потребители на молоко с роботизированных ферм есть. Несмотря на то, что цена в два раза выше, чем у молока с обычных животноводческих ферм. Те же туристы, когда приезжают на село, могут получить эту высококачественную продукцию и вместе со своими детишками сходить посмотреть, что же это такое. А зрелище это, конечно, очень красивое.

Известен факт, что перечеркнутый минус превращается в плюс… Калужская область граничит с Московским регионом. Анатолий Артамонов говорит: «Мы сегодня успешно конкурируем с Москвой. Люди, которые когда-то уехали, получили в Москве образование, сегодня возвращаются. Ежегодная положительная динамика в нашу пользу – от 3,5 до 4,5 тыс. человек. Если сравнивать тех, кто уехал из области в течение года – выезжают на учебу и так далее, – и тех, кто приехал, то динамика в нашу пользу». Кроме того, в регион представители других регионов приезжают. Они видят, что у нас есть привлекательные рабочие места, хорошая природа, благоустроенные города и населенные пункты. Здесь строят много хорошего жилья. И ставку в Калуге делают на съемное жилье. Утверждения губернатора, что «не каждый может купить жилье сразу и человек не совсем уверен, надолго ли он сюда приезжает, так зачем ему обременять свою жизнь дополнительными хлопотами?», актуальны везде. Однако программа «Жилье для профессионалов» здесь пользуется большой популярностью и выполняется, а в других регионах… лучше промолчим.

Как говорится, кто про что, а голый… Вот и журнал «Энергополис» поинтересовался решением проблемы с технологическим присоединением к электрическим сетям: «Вы произнесли слова, за которые вам скажет спасибо любой инвестор, – что у него не должна болеть голова о воде, о тепле, об электроэнергии. Но как вы решаете вопрос с техприсоединением и электрической мощностью?» Анатолий Артамонов ответил так: «В индустриальных парках мы сами все уже сделали: провели туда железную и автомобильную дороги, построили линию электропередачи, газопровод, водопровод, очистные сооружения. Инвесторы говорят: «Мне нужно 10 га». Пожалуйста! Отрезаем ему кусочек, и он все имеет на границе своего участка. Остальное – головная боль корпорации развития, которая у нас специально создана и занимается вот этим самым девелопментом».

Вот так и живет Калужская область. Не скорбит над неразрешимостью проблем или трудностями, а работает засучив рукава. Не мечтает о проливных золотых дождях, а зарабатывает. Не ждет команды из центра, а едет туда и решает вопросы.

Александр Шапочкин
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.