Рост цен на коммуналку, вопреки наставлениям президента, уже сейчас, при первом повышении, опередил инфляцию
«Повышение тарифов на электроэнергию, сетевое хозяйство и тепло должно происходить соразмерно инфляции», – заявил Владимир Путин в сентябре прошлого года, выступая на правительственной комиссии по бюджетным проектировкам. Члены комиссии, думается, премьер-министра услышали, но решили все сделать по-своему: состоявшийся в начале июля рост тарифов ЖКХ превысил рост общего уровня цен. А ведь в сентябре нас ждет еще одно повышение...
К концу мая 2012 года инфляция, по данным Росстата, составила 2,2%. Минэкономразвития и Центробанк рассчитывают, что к концу года цены вырастут не более чем на 6% от уровня 1 января.
В квитанциях на оплату коммунальных платежей за июнь и за июль видно и понятно, насколько реально выросли тарифы.
Обещанное повышение отразилось далеко не на всех июльских платежках в той их части, которая касается именно ЖКХ (газ, электричество, вода, отопление), зато существенно повлияло на раздел «содержание жилых помещений»: по всей стране выросла плата за ремонты, лифты, антенны, радио, домофоны, причем не на ожидаемые 5–7%, а на все 15–20%.
Что же касается именно роста тарифов, то он во многих регионах уже опередил ожидаемый уровень инфляции. Так, например, в Москве тепловая энергия подорожала на 4,4%, а в Санкт-Петербурге, Вологде и Уфе тот же тариф вырос на 5,6–5,7%. Ровно настолько же выросло горячее и холодное водоснабжение, а также электроэнергия. Особняком стоит повышение цены на газ, который стал дороже на 15%.
Нужно отметить, что в случае с «национальным достоянием» именно такое повышение и планировалось. Что же касается всего остального, то здесь логика президента и логика его подчиненных, судя по всему, разошлись. Путин, набивая себе рейтинг у телевизионного электората, вполне разумно призывал повышать тарифы ЖКХ по мере роста инфляции, то есть постепенно (недаром же в этом году повышений тарифов ожидается целых два). Но ответственные за жилищно-коммунальную сферу чиновники, судя по квитанциям, этот указ поняли по-своему: решили оба раза повысить тарифы на ожидаемый годовой уровень инфляции.
Что это значит? По сути, вместо одного повышения коммунальных тарифов в год мы получим два, причем в процентном соотношении равновеликих. При этом сентябрьский рост будет отталкиваться уже от повышенных июльских расценок, то есть фактически увеличение платы, например, за отопление, составит 12,36% (вдвое больше планируемого уровня инфляции)!
Многие эксперты полагают, что такая комбинация с повышением тарифов может подхлестнуть протестные настроения, однако, к сожалению, о реакции общества пока говорит другой случай.
В Кемерове на стене подъезда одного из многоквартирных домов появилось следующее объявление: «С 1 июля подорожает квартплата на 12%. Те, кто приходит домой поздно, не включайте свет в подъезде, ведь он горит почти 8 часов ежедневно, а это немало. Сейчас ночи короткие, и свет падает от соседнего дома (№ 103). Не так уж и темно».
Соседи по дому после летнего повышения тарифов вспомнили старый анекдот: «Коммунистическая партия решила отправить космический корабль с космонавтами на Солнце. Те в панике: «Там же жарко! Мы сгорим!» Коммунисты им в ответ: «Не волнуйтесь. Партия все продумала: полетите ночью».
Это к тому, что некоторые депутаты (например, единороссы Ольга Баталина и Елена Николаева), обсуждая коммуналку, так и сказали: «Тарифы на услуги ЖКХ в 2012 году повысятся в два этапа – с 1 июля и 1 сентября – для удобства людей. Чтобы россияне почувствовали это меньше».
Июльский рост Питер пережил относительно спокойно – заметить его летом в мегаполисе было просто некому. Сейчас же хозяева, постепенно возвращающиеся в свои городские квартиры, напряженно ждут сентября.
С 1 июля каждый петербуржец за все в совокупности уже платит больше в среднем на 54,72 рубля (сумма может меняться в зависимости от того, газовые в доме плиты или электрические, коммунальная квартира или отдельная и др.). Например, прибавка для семьи из трех человек, проживающей в однокомнатной квартире и платившей раньше за коммунальные услуги около 3 тыс. рублей, составила 200–300 рублей.
Новый скачок тарифов в сфере ЖКХ с 1 сентября, обещают городские чиновники, не превысит предыдущий. По их прогнозам, стоимость холодной воды с осени вырастет еще на 6,5%, тепла и горячей воды – на 5,6%, а всего в этом году – на 11,6%. Газ, если верить обещаниям власти, до конца года больше дорожать не будет.
В целом, по подсчетам Комитета по тарифам правительства Петербурга, в итоге квартплата среднего горожанина возрастет в 2012 году на 4,8%. Эта цифра, как уверяют чиновники, не выше среднего уровня инфляции в городе.
ОмскДля людей с достатком ниже среднего (с доходом меньше 18,6 тыс. рублей в месяц), каких в Омской области, без сомнения, подавляющее большинство, рост жилищно-коммунальных тарифов с 1 июля весьма ощутим.
Подорожали все жилкомуслуги, кроме «содержания жилья». Цифры роста примерно равны тем, которые озвучила на пресс-конференции начальник отдела правовой работы региональной энергетической комиссии области (РЭК) Татьяна Муранова: согласно ее данным, тепло, электроэнергия, горячая вода и холодная вода поднялись в цене в среднем по региону на 6%, природный газ – на 15%, сжиженный – на 12%.
С 1 сентября, сообщает РЭК, повышенные тарифы подрастут еще: на тепло и горячую воду – на 5,1%, на холодную – на 5,6%.
При этом в сельской местности коммуналка стоит традиционно дороже, чем в городе, и продолжает ускоренными темпами дорожать: в отдельных районах платежи в 1,5–2 раза выше, чем в Омске, что объясняется соотношением между протяженностью коммунальных сетей (на селе они, понятно, длиннее) и потреблением (в городе оно интенсивнее).
Есть еще факторы, которые, вероятно, влияют на стоимость услуг ЖКХ для селян, да и для горожан. О них сообщает областная прокуратура. С начала текущего года прокурорскими выявлено более 2,5 тыс.
нарушений, допущенных производителями и поставщиками этих услуг, в том числе и в сфере ценообразования.
В частности, 20 управляющих компаний (из них 11 – на селе) необоснованно увеличили тарифы на содержание и обслуживание жилья, за что оштрафованы надзорным органом на 50–100 тыс. рублей. Жителям трехсот обслуживаемых ими домов проштрафившиеся УК пересчитали квартплату.
А вот «Омскэнергосбыт» пересчитывать ее не спешит. Хотя, как установлено той же прокуратурой, в течение двух лет компания завышала плату за свет, включая в нее проценты за взятые ею банковские кредиты. Всего по ее долгам жильцы заплатили 16 млн. рублей. Из чего, однако, вовсе не следует, что эти деньги им будут возвращены (как сказали в пресс-службе облпрокуратуры, материалы проверки направлены в Следственное управление УМВД, однако сколько продлится следствие, неизвестно).
Кроме того, сбытчики электричества продолжают предъявлять омичам плату за «освещение места общего пользования», хотя еще в 2009 году Куйбышевский райсуд признал ее взыскание незаконным, но это решение по сей день не отменено. Суммы в квитанциях «Омскэнергосбыта» по-прежнему нереальные: от одной лампочки в подъезде нагорает за месяц столько же, сколько во всех квартирах на этаже.
Всего за операции с бюджетными средствами в областном жилкомхозе прокуратурой привлечены к административной ответственности 400 должностных лиц. Возбуждены восемь уголовных дел, в частности в отношении глав трех районов (Знаменского, Исилькульского, Нижнеомского), обвиняемых среди прочего за «превышение должностных полномочий» при подписании смет на ремонт и реконструкцию водопроводов.
КрасноярскВ июле тарифы на электроэнергию выросли на 5,7–5,9%, на отопление, горячую и холодную воду, водоотведение – на 6%. Индексацию тарифов в середине года замминистра ЖКХ края Нина Авдеева назвала «одним из способов контроля инфляции»: «Поскольку в начале года роста тарифов на коммунальные услуги не произошло, обосновывать им повышение цен на продукты питания уже не получится. В середине года, когда экономические процессы уже сложились, торговые организации не будут резко менять ценники. Считается, что эта мера поможет получить расчетный уровень инфляции за год».
Еще в начале июля, после того как Алексей Навальный предложил всем недовольным летним повышением тарифов и связывающим это повышение с политикой «Единой России», распространять листовки, утверждающие, что тарифы больше повысят там, где Владимир Путин на президентских выборах набрал меньший процент, краевой депутат-единоросс Юрий Швыткин заявил, что намерен привлечь Навального за листовки к «ответственности, вплоть до уголовной».
Между тем краевое заксобрание, членом которого является Швыткин, за десять дней до повышения тарифов, несмотря на дефицит краевого бюджета, сразу в двух чтениях приняло закон, предоставивший местным энергетикам налоговую льготу в 3,7 млрд. рублей. Депутатов не смутило даже то, что исполнительный директор Енисейской территориальной генерирующей компании Евгений Жадовец вышел на трибуну выпрашивать льготы с телефоном Vertu стоимостью 300 тыс. рублей. «Подарок жены», – объяснил энергетик. Возможно, депутатам следовало настаивать, чтобы энергетиками руководила супруга Жадовца, раз она так удачлива в бизнесе. Пока же бизнесу Енисейской ТГК помогает бюджет и собственно граждане.
КазаньВ графе «Водоснабжение» у казанцев в первом полугодии значилось корявое «14,69». К июлю эти неудобные цифры, видимо, попытались округлить, но вышло все равно не очень гладко: 15,45 за кубометр. Повышение – 5%.
Горячее водоснабжение подорожало чуть ли не на три рубля: было за кубометр 48,05, стало 50,81. Около 6% прибавки.
Отопление: было 7,05 за кв. метр, стало – 7,43. Повышение – 5,3%.
Электричество тоже подорожало. На 14 копеек за… За что? Да ни за что!
Немыслимые мысли возникают у граждан, особенно малоимущих, при виде свежих платежек. Наиболее импульсивных тянет немедленно пожаловаться в Москву, написать письмо гаранту повышения цен и тарифов. А более уравновешенные прикидывают, как пострадает их семейный бюджет, насколько из-за этих гигакалорий в батареях уменьшится число калорий у них на столе. Во-первых, в первых блюдах, а во-вторых – во вторых.
Оксана Дмитриева, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам
– Повышение тарифов ЖКХ сейчас необоснованно – у нас все последние годы тарифы и на коммунальные, и на жилищные услуги росли опережающими темпами и, более того, становились основным источником инфляции. Низкий уровень инфляции в первой половине 2012 года – следствие того, что не были повышены тарифы на ЖКХ. Кроме того, июльские и сентябрьские повышения (15% на газ, 12% на воду) опережают официально утвержденный уровень инфляции – 6,5%. А это выше, чем индексация зарплат бюджетников и пенсий – они ведь привязаны к официальному уровню инфляции.
На качестве услуг, понятно, повышение никак не скажется. Все это в большинстве случаев – оправдание сверхвысоких издержек естественных монополий: сверхвысоких зарплат топ-менеджмента и сверхвысоких бонусов, перераспределение ВВП через повышение тарифов в пользу чиновничьего класса (который сидит в руководящих органах ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаниях, ЖЭКах). Необоснованный рост тарифов лишний раз свидетельствует о том, что в этой отрасли неправильно сформирована структура собственности и менеджмента.
Массового протеста, как в связи с монетизацией льгот, не будет: отпуска, дачи, собрать детей в школу первого сентября – жизненный цикл семей ведь никто не отменял. Однако в отдельных регионах реакция может быть достаточно болезненной – в том случае, если повышение тарифов совпадет с другими неблагоприятными факторами, например, с закрытием некоторых школ или больниц, которое будет связано с реализацией 83-ФЗ, направленного на коммерциализацию бюджетных учреждений.
Игорь Николаев,
директор департамента стратегического анализа ФБК
– Подобные повышения могут быть обоснованными, когда речь идет о каком-то определенном промежутке времени. Но у нас, к сожалению, ускоренный рост тарифов продолжается все годы.
В 2012-м повышения действительно могли быть необходимы (правда, не стоило из политических соображений сдвигать инфляционный толчок на вторую половину года) – растут издержки у ресурсоснабжающих компаний. Так, экспорт газа за первое полугодие снизился на 17,8%, внутренние цены в силу соглашений по ВТО необходимо было подтягивать к внешним. С электроэнергией похожая история: мощности продавались с учетом обещания провести ускоренную индексацию тарифов, поэтому теперь правительство просто выполняет свои обязательства.
Но подобные обоснования будут всегда. Тем более что в истории с повышениями играют роль не только издержки, но и ущербная система регулирования тарифов. Она по-прежнему остается директивной и заведомо нацелена на то, что тарифы будут расти ускоренными темпами.
Принятие решения по тарифам происходит очень просто. Ресурсо-снабжающие компании всегда просят больше, чем им действительно надо, потому что знают – им всегда дадут меньше, чем попросили. Допустим, нужна индексация на 10%, просят 20%, а регулятор (он же тоже должен выполнить свою миссию) в итоге дает 15% – и все, кроме потребителей, довольны.
Полагаю, что регулировать тарифы нужно с применением антимонопольных норм, когда организации устанавливают тарифы по своему усмотрению, но если при этом выясняется, что они злоупотребляют своим доминирующим положением, то платят такой штраф, что в будущем десять раз подумают, прежде чем завысить. Так выглядит нормальное рыночное регулирование.
Главная неприятность повышений тарифов – изменение в динамике снижения цен. В прошлом году мы достигли по потребительской инфляции рекордно низкого уровня в 6,1%. А с этим повышением, в котором была и политическая составляющая, конечно, мы этот тренд ломаем. А тенденции в экономике имеют очень большое значение. Цифры по инфляции на конец года, может быть, окажутся небольшие, но изменение тренда даст о себе знать в среднесрочной перспективе уж точно: в ближайшие месяцы, в 2013, 2014 годах…
Тенденцию с повышением цен развернули в самый неподходящий момент – когда экономика начинает погружаться во вторую волну кризиса (а это замораживание зарплат, увольнения). И это повышение – по нарастающей – будет очень тяжело переживаться населением.