Первая презентация электромобилей в столице, на которой довелось побывать в прошлом году, оставила двоякое впечатление. С одной стороны, для столицы они жизненно необходимы. Общеизвестно, что мегаполис задыхается от выхлопных газов. Электротранспорт может значительно улучшить экологию Москвы. Но в тот момент рассчитывать на активное продвижение нового вида транспорта было бы наивно. Почему? Эксперты утверждали: электромобили – дорогое удовольствие. Цена их по отношению к своим бензиновым сородичам выше в полтора раза. Это во-первых. Во-вторых, электрозаправки в столице можно пересчитать по пальцам. Для города-миллионера это капля в море. В-третьих, электромобиль для массового покупателя пока загадка. Нужно время, чтобы его достоинства оценили водители на столичных дорогах. Но, похоже, на этот раз эксперты ошиблись. Совместные усилия власти и частных компаний принесли желаемый результат.
Сегодня электромобили в Москве вызывают интерес. Продажи этого вида транспорта в России быстро растут. Уже работает первая сеть зарядных станций. Активно идет проработка изменений в нормативно-правовые акты для повышения привлекательности электротранспорта.
Одну из законодательных инициатив в этом направлении предприняла Торгово-промышленная палата РФ. Ее представители считают необходимым узаконить для электромобилей следующие привилегии: установить для них нулевую ставку НДС, предоставить право выезда водителям на полосы, выделенные для общественного транспорта, отменить транспортный налог. Они же предлагают пересмотреть строительные нормативы. Важно добиться, чтобы в каждом построенном доме была техническая возможность зарядить автомобиль от розетки. Эти идеи находят понимание в министерствах энергетики, транспорта, промышленности и торговли.
Первый Всероссийский форум по электротранспорту стал знаковым событием. Теперь пропаганда экологически привлекательных автомобилей перешла от разовых мероприятий к системной работе. Прошел он в Школе управления «Сколково», которая стала символом инновационного развития страны. Поддержали форум Российское энергетическое агентство, Общественная палата РФ, правительства Москвы и Московской области, ОАО «Московская объединенная электросетевая компания». Проводить такого рода мероприятия планируется ежегодно.
В рамках форума «Электромобилиада-2012» состоялось торжественное открытие первых зарядных станций для электромобилей на территории Московской области. По мнению министра энергетики этого субъекта Федерации Михаила Кручинина, данный шаг со временем поможет значительно улучшить экологическую обстановку в Подмосковье.
К мероприятию проявили интерес зарубежные компании. В частности, в обсуждении вопросов электротранспорта приняли участие специалисты из Великобритании, Японии, Испании, Швеции, Белоруссии, с Украины. Они также продемонстрировали свои последние достижения в этой области.
На форуме шел активный обмен мнениями по опыту использования электротранспорта, зарядной инфраструктуры.
Прогнозы экспертов, озвученные в ходе мероприятия, однозначно оптимистичны. К 2020 году в Москве и Московской области должно появиться около ста тысяч единиц электротранспорта. По стране этот сегмент рынка в зависимости от региона будет составлять от 3 до 20%. Этому может способствовать падение стоимости накопителей энергии с нынешних 800–900 тыс. рублей до 350 тыс., а также снижение их веса.
Среди компаний, которые уже активно используют электротранспорт, в первую очередь необходимо назвать МОЭСК. У сетевиков в этом вопросе есть и свой профессиональный интерес. Дело в том, что экологически чистый транспорт обычно заправляют ночью. Они позволят дозагрузить электрические сети и выровнять график загрузки на генерирующие мощности. В конечном итоге это приведет к повышению эффективности энергосистемы и снижению вредных выбросов в атмосферу на объектах тепловой генерации. Кроме того, электромобиль может стать активным элементом интеллектуальной сети, а со временем будет использоваться в качестве элемента распределенной системы хранения электроэнергии.
Генеральный директор ОАО «МОЭСК» В прошлом году на одной из пресс-конференций подчеркнул: пока от участия в проекте не ждем прибыли. Пока наша цель – улучшение экологии столицы. Но сегодня ситуация изменилась. По словам руководителя дирекции по информационным технологиям, инновациям и оперативной эффективности ОАО «МОЭСК» Андрея Сницкого, в компании для электромобилей намечены светлые перспективы. Столичные электросетевики реализуют пилотный проект «МОЭСК-ЕV». Его цель – обеспечить эффективную эксплуатацию сетевой инфраструктуры при массовом внедрении электротранспорта. Этот проект – испытание. Как для техники, так и специалистов компании. Планка взята высокая. Проект должен учитывать новейшие технологии в развитии автомобильной промышленности и сетевой инфраструктуры. Первые шаги уже сделаны. И их можно назвать успешными. Благодаря ОАО «МОЭСК» работает первая в России сеть зарядных станций различных типов. Они объединены с помощью специального программного обеспечения в единую информационную сеть.
На форуме МОЭСК представила электромобили различных марок. Они маневренны, просты в эксплуатации, достойно проявили себя в зимних условиях.
В ходе мероприятия энергетики показали новое приобретение – грузопассажирский Ford Transit на электрической тяге. Внешне он похож на традиционный микроавтобус. Он обладает дополнительным рядом сидений и достаточно вместительным багажным отделением. В ОАО «МОЭСК» планируют его приспособить для нужд оперативно-выездных бригад. Для этого в багажном отделении оборудуют необходимый для ОВБ комплекс: стеллажи для инструментов, крепления для приборов. Первый экземпляр адаптированного к нуждам оперативно-выездных бригад электромобиля планируется выпустить на дороги Москвы и области уже в ближайшее время.
На форуме было высказано сожаление, что пока все электромобили, используемые в России, импортного производства. Вполне понятно, что этот вопрос в ближайшем будущем будет снят. Минпромторг намерен разрабатывать автомобили, использующие альтернативные источники энергии. В рамках Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года на эти цели будет выделено 1,5 млрд. рублей. Всего планируется создать три прототипа – легковой автомобиль, автобус и полноприводный грузовик.
Будущий автомобиль будет представлен в трех вариантах: один с двигателем внутреннего сгорания, два – с гибридными силовыми установками, в том числе с электромоторами.
«Я абсолютно уверен, что электромобили способны изменить окружающий нас мир в лучшую сторону. Я также думаю, что развитие этой отрасли потенциально является точкой роста для нашей, сегодня во многом зависящей от экспорта сырьевых ресурсов экономики, и в среднесрочной перспективе мы создадим тысячи новых высокотехнологичных рабочих мест и десятки предприятий, которые будут конкурентоспособными не только внутри России, но и за рубежом», – сказал, подводя итоги форума, генеральный директор ООО «Револьта» Максим Осорин.
Валерий Рокунец