Авторизация


 

Барьеры на пути к эффективности

Барьеры на пути к эффективностиНаше государство располагает огромным потенциалом энергосбережения, который использует, к сожалению, далеко не на полную мощь. По своей способности решать проблему обеспечения экономического роста страны данный потенциал сопоставим с приростом производства всех первичных энергетических ресурсов! Однако темпы снижения энергоемкости при отсутствии скоординированной государственной политики по энергоэффективности могут резко замедлиться. Именно поэтому столь велико значение всероссийских форумов, посвященных решению проблем энергосбережения.

Третья ежегодная всероссийская конференция «Государственная политика в сфере энергоэффективности и энергосбережения», которая прошла в Москве в конце апреля, вновь подтвердила правильность курса руководства страны. Систематическая работа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных секторах и сферах экономики России началась 23 ноября 2009 года. Именно в этот день был подписан знаменитый, хотя и небесспорный 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В 2010 году была разработана Государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Этот документ назван инструментом решения масштабной задачи по снижению через десять лет энергоемкости ВВП на 40%.

От Москвы до самых до окраин

Одной из основных тем дискуссий и докладов на конференции стала оценка результатов исполнения государственной программы. По словам генерального директора Российского энергетического агентства (РЭА) Тимура Иванова, многие из мероприятий, реализованных в первый год исполнения госпрограммы, носили предынвестиционный характер. К таким мероприятиям относятся обязательные энергетические обследования, образовательные программы, разработка технико-экономических обоснований. В этом году реализация государственной программы, по словам Тимура Вадимовича, предполагает софинансирование конкретных проектов и проведение индикативной оценки мероприятий с точки зрения влияния на энергоемкость ВВП и ВРП.

По мнению всех собравшихся, одна из проблем, стоящих в настоящее время перед Россией, – это неэффективность производства. Учитывая последние события, а именно вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию, а также создание таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, особое значение приобретает задача повышения конкурентоспособности российской экономики, что делает тематику энергосбережения и энергоэффективности еще более актуальной.

В день конференции на официальном сайте РЭА шла прямая трансляция. За ходом форума следили интернет-пользователи из России, Белоруссии, Франции, Ирландии и Казахстана. Прошел ряд сессий, в которых приняли участие представители органов государственной власти, институциональных структур, бизнеса, а также эксперты и компетентные специалисты в сфере энергосбережения, энергоэффективности и возобновляемых источников энергии. В ходе заседаний участники обсудили вопросы реализации и развития государственной политики в области энергоэффективности, механизмы и инструменты государственной программы, поделились успешным опытом работы.

Форум объединил представителей более чем 70 регионов, федеральных органов государственной власти, энергетических компаний и центров энергоэффективности, саморегулируемых организаций в области энергоаудита, ассоциаций и общественных организаций, научных учреждений, банков и прочих организаций.

Главное мерило в энергетике

Во время проведения конференции состоялась встреча журналистов с высокопоставленными чиновниками, пожалуй, самыми ответственными за решение проблемы повышения энергоэффективности в стране. Так, заместитель министра энергетики РФ Александр Дыбов выразил уверенность, что проходящий форум принесет серьезные плоды, когда люди смогут, обменявшись информацией, выйти на нужные решения тех проблем, которые существуют. «И тем не менее, – отметил Александр Иванович, – надо не забыть про одну очень важную вещь: есть в энергетике такое понятие, как устойчивость работы сети, устойчивость работы системы. Так вот, во многом у нас есть еще конфликты внутри компаний. Они связаны именно с тем, что эту главную составляющую – устойчивость работы системы – ни в коем случае нельзя разрушить теми нововведениями, которые могут бездумно применяться в том или ином месте». Главной задачей замминистра назвал такую: надо настроить всех на реальные достижения. «Пора переходить к оценкам количественным и качественным. Оценки эти могут измеряться в условном топливе, которое используется на производство одного киловатта электроэнергии или одного гигаватта тепла. Это самое главное мерило в энергетике».

Как отметил генеральный директор РЭА Тимур Иванов, конференция носит максимально практический характер. Основная цель – поделиться теми наработками, опытом, практическими решениями, которые были созданы за прошлый год. С другой стороны, оценить результаты деятельности первого года работы государственной программы, посмотреть, что сделали регионы, достигнуты те заявленные показатели или нет, с какими трудностями они столкнулись, какая помощь нужна на законодательном уровне, какие изменения необходимо принять на уровне регионов, какая административная поддержка необходима. Тимур Вадимович сказал и о тех инструментах финансовой поддержки, которые уже созданы. Одним из них, например, является рождение Энергетического финансового агентства, которое будет выступать гарантом или поручителем для малого и среднего бизнеса в области энергосбережений благодаря поддержке Внешэкономбанка.
Председатель Комитета по энергетике Госдумы РФ Иван Грачев признался журналистам, что было довольно много справедливой критики по поводу 261-го закона. Но в этом документе есть и плюсы, поскольку он рассматривает энергоэффективность как бизнес. И в данном направлении уже есть реальные плоды: люди зарабатывают, повышая эффективность. «На мой взгляд, это штука правильная, если мы хотим, чтобы рыночные механизмы, которые неизбежно станут доминирующими при его применении, несмотря на плановые показатели, работали». Иван Дмитриевич сообщил, что ставил перед собой задачу в первые сто дней начать править закон, то есть от разговоров перейти к делу. Правки касаются использования газомоторного топлива и электрических транспортных средств вместо дизеля, что для городов и экологически, и экономически целесообразно.

«Чего пока не делается? – задал вопрос Иван Грачев и дал такой ответ: – Я приводил пример: дом пойдет в следующем году на снос, а по закону требуют, что его оснастили домовыми индивидуальными датчиками. Это вещь нелепая, которая, конечно, должна быть исправлена». Резкой критике подверг председатель комитета Госдумы и ситуацию с энергопаспортами, «которые на самом деле к реальной энергоэффективности никакого отношения не имеют». «Это утопия, которая дальше оборачивается либо профанацией, либо мошенничеством. Соответственно, раз мы в это залетели случайно или по ошибке, то, конечно, сейчас это надо попытаться отрегулировать, не стесняясь там, где надо, и государство задействовать».

Есть еще и третий вариант


Как не раз подчеркивалось на конференции, нехватка энергии может стать существенным фактором сдерживания экономического роста нашего государства. Запасов нефти и газа в России, конечно же, достаточно, однако увеличение объемов добычи углеводородов и развитие транспортной инфраструктуры требуют значительных инвестиций.

На конференции также отмечали, что меры по снижению энергоемкости за период 1998–2005 годов оказались недостаточными для того, чтобы остановить динамичный рост спроса на энергию и мощность. Рост спроса на газ и на электроэнергию оказался выше значений, предусмотренных «Энергетической стратегией России». Суммарное энергопотребление России составляет порядка 990 млн. т.у.т. При доведении внедрения энергосберегающего и энергоэффективного оборудования до уровня в странах – членах ЕС энергопотребление снизилось бы до величины 650 млн. т.у.т. Другими словами, около 35% энергии у нас теряется.

Барьеры, сдерживающие развитие энергосбережения и энергоэффективности в России, можно разделить на четыре основные группы. Во-первых, это недостаток мотивации. Во-вторых, не хватает информации. В-третьих, очень мало опыта финансирования проектов. И наконец, в-четвертых, почти полное отсутствие организации и координации.

После конференции стало ясно всем: существует два варианта решения проблемы. Первый – крайне капиталоемкий путь наращивания добычи нефти и газа и строительства новых объектов электрогенерации. Второй – существенно менее затратный, связанный с обеспечением экономического роста в стране за счет повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. Но, как показывает практика, необходим симбиоз первого и второго вариантов с несомненным приоритетом энергоэффективности. А это уже третий вариант!

Конечно же, для реализации прописанных в программе мероприятий необходимо привлечь финансирование из различных источников. Кроме этого, участники программы должны в обязательном порядке установить современные приборы учета и провести энергетические обследования. Поскольку инвестиционные проекты по энергосбережению и технико-экономическое обоснование мероприятий немыслимы без объективных данных учета и результатов обследования.

Решение задач, поставленных в рамках программы, требует высокой степени координации действий не только федеральных органов исполнительной власти, но и органов власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, организаций и населения. Содействовать этому будет РЭА, на которое приказом Минэнерго возложена функция оперативного управления госпрограммой.

Потенциал получения прибыли от долгосрочных инвестиций в повышение энергоэффективности российской энергетики оценивается западными специалистами в 300 млрд. долларов. Но пока российские и западные инвесторы неохотно идут в этот сектор. Их останавливают недоработанная нормативно-правовая база отрасли и отсутствие примеров практического применения энергоэффективных технологий. Поэтому министерством принято решение развивать практику энергосервисных контрактов. Так, планируется создать федеральную энергосервисную компанию, которая будет на 100% принадлежать государству и выступит инициатором новых проектов. Она будет принимать на себя весь риск и сможет даже входить в акционерный капитал региональных энергосервисных компаний, которые должны проводить энергомодернизацию российских предприятий.

Сергей Рогожук
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.