Рост экономик стран Азиатско-Тихоокеанского региона дает уникальный шанс развитию дальневосточного топливно-энергетического комплекса. Зацепившись за этот топливный локомотив, третья часть России может превратиться из далекой окраины в динамично развивающийся регион.Превращение Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в третий мировой центр силы совершилось быстро и неожиданно. Особенно в этом преуспел в последние два десятилетия Китай, который летом прошлого года уже обогнал США по объему торговли с Евросоюзом. Промышленное производство в КНР растет на 13–18%, экспорт – на 20–30%, валовой внутренний продукт – на 9–10% ежегодно. Естественно, такой рост требует огромного количества ресурсов. Поэтому по объему импорта нефти Китай уже обогнал Японию и вплотную приблизился к крупнейшему мировому импортеру нефти – США.
Российское государство, занятое в постсоветское время решением внутренних политических проблем и ориентирующееся преимущественно на Запад, этот экономический взрыв на своих юго-восточных границах пропустило. Однако у нас есть еще немного времени, чтобы встроиться со своим товаром – нефтью, газом, углем и электричеством – в экономику стран АТР (об экспорте российских высоких технологий сейчас можно говорить только в отношении атомной промышленности и отчасти военно-промышленного комплекса). И за счет этого не только заработать деньги, но и реально улучшить жизнь семи миллионов человек, которые проживают в девяти дальневосточных регионах, составляющих треть территории страны.
НефтьЭкспортный потенциал Дальнего Востока по газу и нефти очень высокий. Во-первых, в регионе есть много разведанных запасов этих полезных ископаемых, и их еще не начали разрабатывать. Во-вторых, многие территории до конца не обследованы, и там могут находиться запасы полезных ископаемых, в разы превышающие уже известные. В-третьих, в регионе достаточно развита транспортная инфраструктура и строятся новые объекты, что облегчает задачу экспорта. И в-четвертых, сам регион расположен относительно близко к ключевым потребителям этих ресурсов – быстрорастущим экономикам стран Азии в целом и Китая в частности, что делает экспорт рентабельным из-за небольшой транспортной составляющей в цене товара.
Общая ситуация с развитием нефтедобычи на Дальнем Востоке, по сути, изменилась только лет пять-семь назад, когда на уровне государства было принято решение наконец-то диверсифицировать экспортные поставки нефти и газа, дополнив традиционное западное направление, в Европу, восточным – в страны АТР. По нефти это решение претворилось в начало строительства в 2006 году новой меганефтяной трубы Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО).
В конце 2009 года была запущена первая очередь ВСТО от Тайшета (Иркутская область) до Сковородина (Амурская область) производительностью 30 млн. тонн нефти в год. Половина из них по нефтепроводу-отводу поступает в Китай, остальное – по железной дороге в спецморпорт Козьмино в Приморье, где и перегружается на морские танкеры, идущие не только в страны АТР, но и в США. Полностью этот нефтепровод «Транснефть», по словам ее главы Николая Токарева, намерена сдать в эксплуатацию уже в конце нынешнего года. При этом мощность будет увеличена до 50 млн., а с 2014 года – до 80 млн. тонн нефти в год.
Конечно, эта труба в первую очередь будет наполняться за пределами Дальнего Востока – с Ванкорского и Юрубченского месторождений «Роснефти» в Красноярском крае, Верхнеоченского (ТНК-ВР) в Приангарье и других новых восточносибирских месторождений. Но появление ВСТО дало возможность начать промышленную добычу нефти и на юго-западе Якутии. В 2009 году там было добыто 250 тыс. тонн нефти, а в 2010 году – уже 3,5 млн. В 2011 году, как заявил глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, объем добычи его компанией нефти на Талаканском месторождении увеличился до 5,3 млн. тонн. За девять месяцев прошлого года компания пробурила в Якутии 34,3 тыс. метров поисково-разведочных скважин (в полтора раза больше, чем за аналогичный период 2010 года) и прирастила запасы нефти по категории С1 на 8,8 млн. тонн. До этого извлекаемые запасы нефти Талакана оценивались в 105,5 млн. тонн, газа – в 44 млрд. кубометров, газового конденсата – в 375 тыс. тонн.
Дело дошло до того, что «Сургутнефтегаз» объявил, что до конца нынешнего года построит на месторождении собственный аэропорт стоимостью 5 млрд. рублей, способный принимать воздушные суда Ту-154, Boeing 737–400, MIL-26Е. «Строительство аэропорта Талакан ускорит развитие транспортной сети в Западной Якутии как в промышленных, так и в социальных целях, а также увеличит темпы формирования нового центра нефтегазодобычи на востоке России», – подчеркнули в компании.
В 2014 году первая нефть должна пойти и из нефтяной оторочки расположенного неподалеку от Талакана Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения, лицензия на разработку которого принадлежит Газпрому.
А на Сахалине в первом полугодии 2011 года было добыто 8 млн. тонн нефти (105% к аналогичному периоду 2010 года) и 13 млрд. кубометров газа (103%). К 2014 году по всем трем проектам – «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Сахалин-3» – планируется довести добычу нефти до 16 млн. тонн в год, газа – до 37 млрд. кубометров, к 2025 году Сахалин выйдет на 25 млн. тонн нефти и 60 млрд. кубометров газа ежегодно.
ГазПо оценкам специалистов, начальные суммарные ресурсы газа суши Восточной Сибири и Дальнего Востока составляют 52,4 трлн. кубометров, шельфа – 14,9 трлн. кубометров (притом что геологами пока изучено не более 8% этой территории). Однако газ, впрочем как и нефть, – это прежде всего трубы, по которым он транспортируется. Есть труба – добыча растет, нет трубы – нет ни нефти, ни газа в промышленных масштабах. Поэтому реальное освоение газовых запасов Дальнего Востока началось после того, как в конце 2006 года владелец национальной газотранспортной системы (ГТС) государственный концерн «Газпром» получил контроль в проекте «Сахалин-2», запасы которого составляют 900 млрд. кубометров газа. А летом 2007 года он был назначен координатором правительственной программы «создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР» (ВГП, Восточная газовая программа).
ВГП предполагает создание пяти новых крупных газодобывающих центров на востоке страны – Камчатского, Сахалинского, Якутского, Иркутского и Красноярского. К 2030 году здесь совокупно должно добываться свыше 150 млрд. кубометров газа в год (это сопоставимо с нынешними годовыми поставками российского газа в дальнее зарубежье). Центры со временем будут связаны единой газотранспортной системой, которая, в свою очередь, станет составной частью как единой системы газоснабжения России, так и создаваемой евроазиатской газопроводной системы. Общий объем инвестиций в ВГП оценивается в двадцатилетней перспективе в 2,4 трлн. рублей. Совокупный макроэкономический эффект от ее реализации – более 27,8 трлн. рублей. Только налогов в федеральный и региональные бюджеты за весь период реализации программы планируется получить почти 4 трлн. рублей.
Кроме того, реализация ВГП в период с 2015 по 2030 год обеспечит дополнительный рост валового продукта на востоке России от 3,5 до 13,4% в год. Объем экспорта природного газа по трубопроводам при этом должен составить около 50 млрд. кубометров в год, экспорт сжиженного природного газа – не менее 28 млрд. кубометров.
В прошлом году был введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс газопровода Сахалин–Хабаровск–Владивосток, доставивший топливо в столицу Приморья, Южно-Сахалинск и на остров Русский, где пройдет саммит АТЭС. В дальнейшем его мощность будет увеличена с 6 до 30 млрд. кубометров газа в год, в том числе за счет ввода в промышленную эксплуатацию Киринского месторождения (проект «Сахалин-3») на шельфе Охотского моря. Сейчас там ведется монтаж подводного добычного комплекса и укладываются морские трубопроводы.
Вместе с японскими компаниями Газпром начал готовить технико-экономическое обоснование строительства СПГ-завода во Владивостоке стоимостью около 7 млрд. долларов и мощностью 10 млн. тонн в год. На это предприятие в 2016–2017 годах должен прийти первый газ с Чаяндинского месторождения. При выходе на промышленную эксплуатацию Чаянда будет ежегодно давать по 25 млрд. кубометров газа. Для его вывода с месторождения в 2012 году газовый концерн намерен начать строить газопровод длиной 2,7 тыс. километров.
В октябре прошлого года в дополнение к Кшукскому месторождению началась добыча газа на Нижне-Квакчикском месторождении на Камчатке (осенью 2011 года на полуострове заработал газопровод до Петропавловска-Камчатского).
Можно в принципе сколько угодно сетовать на то, что в нашей стране самые лакомые газовые проекты достаются Газпрому (хотя сейчас это уже не совсем так), но приходится признать, что, когда надо, национальный газовый концерн действует весьма энергично. Согласно информации, содержащейся в меморандуме к размещению евробондов газового холдинга, инвестиции в ГТС Сахалин–Хабаровск–Владивосток увеличены в прошлом году с планировавшихся 84 млрд. до 144 млрд. рублей, за год планировалось потратить 33 млрд. на развитие Киринского месторождения на Сахалине и 15 млрд. – на строительство от него газопровода.
Летом прошлого года в ходе встречи ныне покойного лидера КНДР Ким Чен Ира и российского президента Дмитрия Медведева была достигнута договоренность о строительстве газопровода из Владивостока в Южную Корею через территорию Северной. В результате реализации этой дорожной карты доля Газпрома на южнокорейском рынке вырастет до 29% – за это стоит побороться. Физические объемы газа по трубе будут значительно превышать поставки СПГ даже с учетом выхода завода на полную мощность. Нельзя забывать и о косвенном эффекте успешной реализации проекта – притоке инвестиций в другие отрасли России. Например, корейцы подписали соглашение об инвестициях в развитие угольной генерации (пять ТЭЦ по 200 МВт) регионов Северного Кавказа, а они – мировые лидеры в вопросах сжигания угля на 90%.
Уголь
Не меньшее значение для азиатской экономики имеет и российский уголь. Особенно для Китая, где три четверти выработки электроэнергии дают тепловые электростанции, работающие на угле. Уже в 2011 году на эту страну пришлось 46% мирового потребления угля – 3,2 млрд. тонн. Наращивая мощности тепловых электростанций, к концу 2015 года Китай сможет ежегодно сжигать до 4 млрд. тонн угля в год.
Россия готова увеличить поставки в Азию своего угля. Тем более что и цены на него ведут себя хорошо. Отчасти и поэтому программа развития угольной промышленности России до 2030 года предполагает увеличение в ближайшие 20 лет объемов добычи угля в стране с 323 млн. до 450 млн. тонн в год. До 60 млн. тонн, по прогнозам Минэнерго, будет увеличен экспорт в страны АТР (в том числе и из-за остановки Японией своих атомных станций). Удвоится – до 20 млн. тонн – и экспорт в Китай.
При этом надо принимать во внимание, что основные угледобывающие регионы страны находятся на огромных расстояниях от рынков сбыта. Кузбасские шахты отдалены от порта Ванино, например, на 6 тыс. километров. И по данным департамента ТЭК администрации Кемеровской области, транспортные издержки составляют 35–40% в конечной цене кузбасского угля.
Эта ситуация открывает новые перспективы для освоения дальневосточных угольных запасов, находящихся в непосредственной близости к странам АТР. В августе прошлого года «Мечел» добыл первую тонну каменного угля на крупнейшем в России Эльгинском угольном месторождении в Южной Якутии, балансовые запасы которого составляют около 3 млрд. тонн. Общая стоимость начальной стадии освоения Эльги оценивалась «Мечелом» в 1,6–1,8 млрд. долларов, из которых 1,3 млрд. – затраты на строительство 300 км железной дороги, соединяющей месторождение со станцией Улак Дальневосточной железной дороги. Полностью дорога должна быть сдана в эксплуатацию в 2012 году, и это даст возможность «Мечелу» на первом этапе добывать на Эльге до 30 млн. тонн угля в год.
Геологические же запасы всего Южно-Якутского каменноугольного бассейна оцениваются в 57,5 млрд. тонн коксующихся углей. Чуть южнее, в Амурской области, к освоению Огоджинского месторождения с запасами каменного угля 83 млн. тонн готовится совместное предприятие российской госкомпании «Ростоппром» и крупнейшей профильной китайской корпорации China Shenhua Energy Company. При выходе на проектную мощность угольный разрез будет выдавать на-гора 3 млн. тонн каменного угля в год. Для этого, правда, надо еще построить 100 км железной дороги, связывающей Огоджу с ближайшей станцией БАМа, Февральском, стоимостью около 10 млрд. рублей.
Через крайНе только сырьем богат край Дальневосточный. Есть в регионе одна сфера, где можно уже сейчас получить добавочную прибыль от использования газа и угля, – выработка электричества. По расчетам аналитиков энергокомпаний, потребление электроэнергии в макрорегионе в ближайшее десятилетие вырастет на 40% – с 30,7 млрд. кВт·ч (2010 год) до 42,9 млрд. кВт·ч. По их мнению, к 2025 году электропотребление может увеличиться почти в два раза по сравнению с текущим периодом – до 52,5 млрд. кВт·ч. Поэтому сейчас на Дальнем Востоке разворачивается строительство новых электростанций, работающих на местном газе и угле, и новых линий электрических сетей, которые должны теснее связать разрозненную энергосистему. Сейчас между собой связаны только Амурская, Приморская, Хабаровская и Южно-Якутская энергосистемы. Энергосистемы остальных регионов работают в изолированном режиме. Кстати, внутри Якутии энергосистема разделена на три изолированных друг от друга района. При этом даже на юге макрорегиона пока невозможно передать излишки электроэнергии из Амурской области в энергодефицитные Владивосток, Находку, Совгавань и Ванино.
Кроме решения внутренних задач обеспечить достаточным количеством электроэнергии потребности Дальнего Востока, компании строят планы по экспорту энергии в Китай. Только в 2010 году спрос на электричество в соседнем государстве вырос почти на 15%. По сообщению агентства «Синьхуа», китайцы потребили 4,2 трлн. кВт·ч электричества (в четыре с лишним раза больше, чем в России). Там к тому же еще и растут цены: в конце 2010 года они, по данным The Times, почти втрое превысили стоимость электричества в Восточной Сибири.
Россия же пока может предложить Китаю лишь 1 млрд кВт·ч электроэнергии в год, которую «дочка» госхолдинга «Интер РАО» Восточная энергетическая компания (ВЭК) с 2009 года экспортирует из энергоизбыточной Амурской области. Больше нельзя: не позволяет пропускная способность линий электропередачи 110 кВ «Благовещенская»–Хэйхэ и 220 кВ «Благовещенская»–Айгунь. Поэтому сейчас ВЭК и Федеральная сетевая компания (ФСК) достраивают новую магистральную ЛЭП 500 кВ протяженностью 152 км от подстанции «Амурская» до границы с Китаем, которая даст возможность с 2012 года увеличить объем ежегодного транзита до 4–4,5 млрд. кВт·ч.
Но китайцам от России к 2020 году нужно 60 млрд. кВт·ч электроэнергии ежегодно. Поэтому ФСК к 2014 году должна построить еще 350 км ЛЭП-500, которая соединит подстанцию «Амурская» с главным генератором электроэнергии – Зейской ГЭС (1,4 ГВт мощности, принадлежит «РусГидро»).
«Интер РАО» вместе с китайскими партнерами обсуждает проект строительства в регионе Ерковецкой тепловой станции, которая могла бы выдавать в сеть ежегодно до 18 млрд. кВт·ч электроэнергии. При этом в пять-шесть раз увеличилась бы и добыча бурого угля, на котором будет работать эта станция, на одноименном месторождении в Амурской области.
Но особые надежды компании и правительство страны возлагают на гидроэнергетиков. Наша страна сейчас использует потенциал рек Сибири для выработки электричества не более чем на 20%, на Дальнем Востоке – на 5%. По оценкам государственного гидроэнергетического холдинга «РусГидро», за счет рек Енисейского бассейна можно ежегодно вырабатывать 183 млрд. кВт·ч электроэнергии, Ленского – 157 млрд., Обского – 73 млрд. Поэтому энергохолдинг «Евросибэнерго» Олега Дерипаски вместе с China Yangtze Power Company сейчас прорабатывает технико-экономическое обоснование строительства одной ТЭС и двух ГЭС общей мощностью 3 ГВт в Восточной Сибири – в Иркутской области, Красноярском крае и Забайкалье, часть электроэнергии которых, особенно в часы пикового потребления, будет экспортироваться в Китай.
«РусГидро» уже строит в Амурской области еще две ГЭС – Нижне-Зейскую и Нижне-Бурейскую, а в нынешнем году намерена приступить к строительству Канкунской ГЭС (КанГЭС) мощностью 1,2 ГВт в Южной Якутии, которая должна стать энергетическим ядром будущего Южно-Якутского промышленного района. Основными потребителями КанГЭС должны стать крупнейший в России комбинат по добыче урановой руды – Эльконский, Тарыннахский и Таежный железорудные ГОКи и Инаглинский угольный комплекс.
В ближайшие десятилетия на якутских реках Тимптон, Олекма и Учур планируется построить не менее семи гидростанций общей мощностью более 9 ГВт, которые смогут вырабатывать порядка 23,5 млрд. кВт·ч электроэнергии в год (это сопоставимо с годовой выработкой всего энергохолдинга «ЭС Востока»). Было бы странно, если бы часть электроэнергии новых южноякутских ГЭС не продавалась соседям.
Виктор Дмитрук