ЮРИЙ СТАНКЕВИЧ, заместитель председателя Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективностиИ как повысить мотивацию к энергосбережению в среде российского бизнес-сообщества. На эти и другие вопросы «Энергополису» ответил заместитель председателя Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Юрий Станкевич.
– Юрий Аркадьевич, Интернет завален заявлениями о том, что в течение трех дней можно без хлопот получить энергопаспорт. Причем недорого. Ситуация, я понимаю, развивается так: или мы пустим всю работу по энергоэффективности по коррупционно-жульническому направлению, или мы сумеем взять ее под контроль и сделаем так, чтобы заявленный энергоаудит и борьба за энергоэффективность стали реалиями. – Я полагаю, что при решении вопросов, связанных с повышением энергоэффективности отдельного предприятия или экономики в целом, не стоит вырывать из контекста и ставить во главу угла проблемы, возникающие при проведении энергоаудита. Очевидно, что аудит в этом понимании – вершина айсберга и его цель направлена на объективную оценку ситуации с потреблением энергоресурсов и, как следствие, подготовку необходимых рекомендаций менеджменту, руководству предприятия.
Таким образом, в проведении качественного энергоаудита (под качеством я понимаю полноту, всесторонность и объективность оценки) должны быть прежде всего заинтересованы владельцы и управляющие бизнеса. Их желание и стремление снижать издержки и повышать конкурентоспособность продукции и услуг в итоге сведет к нулю количество шарлатанов, торгующих энергопаспортами.
Российский союз промышленников и предпринимателей отстаивает интересы отечественного бизнеса. В ситуации с энергосбережением наша позиция предельно проста для понимания: предпринимаемые органами государственной власти меры по разработке современной правовой базы, формированию организационных структур, государственной поддержки и созданию благоприятного инвестиционного климата для привлечения бизнеса принесут ожидаемые результаты при условии соблюдения балансов интересов участников рынка и системы государственного управления прежде всего путем повышения экономической заинтересованности потребителей топлива и энергии в энергосбережении, стимулировании частных инвестиций в этой сфере деятельности.
Ключевым препятствием является сохранение низкой мотивации к энергосбережению среди представителей бизнеса и значительной части населения (неактуально с точки зрения экономии ввиду ее незначительности, «последнее социальное благо», от которого невозможно отказаться и др.).
Сегодня у государства, как мне кажется, главная задача – поменять настроения в обществе в вопросах отношения к энергоресурсам. Мы прекрасно понимаем, что энергоэффективность не самоцель, а лишь инструментарий на пути повышения конкурентоспособности экономики. В среде крупных предпринимателей уже давно существует понимание того, что на устаревшем оборудовании далеко не уедешь. Особенно четко это понимают владельцы компаний, работающие на внешнем рынке, осуществляющие экспортные и импортные операции. Они постоянно сталкиваются с коллегами, у которых бережное отношение к использованию ресурсов формировалось на протяжении десятилетий. Наличие такой корпоративной политики является обязательным атрибутом, джентльменским набором, без которого вас в приличное общество не пустят.
– Давайте эту проблему рассмотрим на примере тарифов на электроэнергию. У нас, наверное, это один из ключевых вопросов, особенно для крупных промышленных потребителей. Если я у себя внедряю энергоэффективное оборудование, то, наверное, я должен меньше платить за энергию?
– В структуре производственных затрат большинства промышленных предприятий России стоимость энергии составляет от 3 до 5%, за исключением энергоемких производств (нефтепереработка, нефтехимия, металлургия и др.). При этом руководители многих предприятий по-прежнему оценивают экономический потенциал энергосбережения слишком консервативно. Выгоды от экономии энергии рассматриваются ими как незначительные по сравнению с расходами по разработке и внедрению проектов.
Вы правильно отметили, что экономия энергии для конечных потребителей должна сопровождаться не только дополнительным снижением потребления первичной энергии по всей системе производства и передачи энергоресурсов, но и непосредственно влиять на величину устанавливаемых тарифов (цен) на энергоресурсы.
В то же время в настоящее время сохраняются негибкие условия договоров на электро- и газоснабжение. Потребители авансируют электро- и газоснабжающие организации, при этом размер оплаты основывается на прогнозах спроса, а не на реальной величине потребления. В результате компании по-прежнему заинтересованы в сохранении договорных лимитов и избыточном потреблении энергии, а не в экономии электроэнергии или газа.
В качестве примера приведу несколько предложений, с которыми обращался РСПП в правительство: установление сниженных тарифов для компаний, реализующих программы по энергосбережению/повышению энергоэффективности (возможность двойного выигрыша: снижение объемов потребления при оплате сохраняющихся объемов по более низким тарифам); исключение ситуации, при которой после выполнения компанией программы по повышению энергоэффективности выставляются требования по оплате не потребленной в результате реализации программы электроэнергии. Возможное решение – утверждение на уровне Правительства Российской Федерации типовых договоров, предусматривающих отсутствие необходимости у компании – потребителя электроэнергии (газа) оплачивать разницу между их законтрактованными и реально потребленными объемами, сформировавшуюся в результате реализации программы по энергосбережению/повышению энергоэффективности.
Кроме того, ценовая составляющая на электроэнергию, безусловно, важна при подготовке энергосервисных контрактов. При заключении контракта заказчик и исполнитель должны быть уверены, что возможное изменение стоимости энергии в период действия договора будет происходить в плановых (прогнозируемых) значениях на протяжении нескольких лет. В противном случае возможная прибыль от сбережения энергии обернется убытками.
– Как вы относитесь к обучению энергоаудиторов за 72 часа?– Присоединяюсь к мнению многих специалистов, возражающих против подготовки аудиторов таким экспресс-методом. Сегодня возникает ложное убеждение, что энергетическое обследование предприятий – некое ноу-хау последних лет. Такие обследования проводились и в советское время, были соответствующие службы на предприятиях. На мой взгляд, нужно не изобретать велосипед, а просто позаимствовать накопленный опыт. Основная проблема энергоаудиторов не количество часов, проведенных ими в аудиториях на теоретических занятиях, а знание специфики производственной деятельности, наличие практического опыта. В противном случае, наплодив энергоаудиторов, мы получим энергетические паспорта низкого качества, и вся работа обернется фарсом.
– Возможно ли провести энергоаудит в такие короткие сроки? На мой взгляд, нет. И это только усиливает коррупционную составляющую всего этого процесса.– Надо устанавливать и придерживаться требований к содержанию энергетического паспорта и результатам энергетического обследования. Когда государство вмешивается или контролирует деятельность предприятий, оно должно их делить как минимум на две группы. Первая – это организации, которые находятся в собственности или управлении государства (субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные учреждения и проч.). Вторая группа – частный бизнес. Если ты заинтересован, чтобы твоя продукция покупалась, чтобы ты мог ее продать с прибылью, будь любезен сам решать, каким образом повышать энергоэффективность. Государство здесь должно ограничиться созданием равных для всех рыночных условий. Например, если ты приобретаешь и используешь энергоэффективное оборудование, то может рассчитывать на определенные льготы. Они, кстати, прописаны и в 261-м ФЗ, и в Государственной программе энергосбережения до 2020 года.
– Мероприятия по энергоэффективности проводятся и в огромнейшем секторе ЖКХ.– Несмотря на сложность системы управления ЖКХ, эффективность ее функционирования может оценить любой собственник квартиры, дома, то есть потребитель услуг. Понятно, что если есть счетчик на электроэнергию или счетчик на воду, то я заинтересован в том, чтобы сэкономить. Если нет до сих пор счетчиков на тепло, то какая тут может быть мотивация? Только через установление систем учета. Другой вопрос, что сфера ЖКХ в настоящее время настолько непрозрачна, а уровень износа сетей настолько высок, что вопрос определения объема денежных средств, который необходим для того, чтобы привести существующую систему, то же самое централизованное теплоснабжение, в нормальное состояние, постоянно висит в воздухе.
У меня как у обывателя, потребителя возникает вопрос: каждый год повышают цену электро- и теплоэнергии, при этом разница включает в себя не только инфляционные процессы, но и определенную долю, направляемую на модернизацию и замену оборудования. Где целевая точка – 2020 год, 2030-й, 2040-й, по достижении которой мы можем сказать, что уровень износа систем жизнеобеспечения у нас составляет не 60–70–80%, а 20–25%? Структура ЖКХ слишком громоздка, неэффективна и, повторю, непрозрачна. Задача государства состоит в том, чтобы наладить эффективное управление и контроль на региональном и муниципальном уровне. Но государственная политика должна быть предсказуемой.
Это жизненно важно и для предпринимательского сообщества. Бизнесмен, вкладывающий деньги в проект, должен быть уверен в том, что его расчеты верны и он сможет вернуть свои вложения не через 20–30 лет, а, как и рассчитывал, через десять. Сегодня, к сожалению, государство своими решениями зачастую демотивирует. Один пример: запретив выпуск стоваттных ламп накаливания, чиновники как бы не заметили тех умельцев, которые, быстро сориентировавшись в возникшей ситуации, наладили выпуск ламп на 99 Вт. Кто-то скажет: «Какие мелочи: счетчики, лампы!» – но они формируют и в бизнес-сообществе, и в обществе в целом мнение о том, что государство не собирается проводить последовательную и твердую политику в реализации собственных деклараций.
– Простой вопрос, который задают себе (и нам!) многие предприниматели. Как выбрать аудитора?– В соответствии с требованиями законодательства аудиторы объединены на площадке саморегулируемых организаций. Их списки доступны. Многие работают несколько лет и имеют определенную репутацию на рынке, которую можно использовать при выборе. Но эта репутация имеет не слишком длинную историю, поэтому оценка аудитора исключительно по «бренду» не лучший выбор.
Мой совет руководителям предприятий: окружив себя подчиненными специалистами (инженерами, энергетиками), провести смотр нескольких потенциальных кандидатов. И принимать решения, оценивая предлагаемые услуги по совокупности факторов: цена договора, срок проведения аудита, задачи, которые аудитор намерен решать, и вопросы, на которые он готов дать ответ, содержание будущего заключения.
Беседовал Алексей Иванов