О необходимости создания российского аналога информационного энергетического агентства Министерства энергетики США или Международного энергетического агентства (МЭА) президент Дмитрий Медведев говорил еще в начале 2009 года. В январе 2010-го Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о создании государственной информационной системы ГИС ТЭК. Наполнять и систематизировать российскую статистику по ТЭКу поручено Российскому энергетическому агентству. Тимур Иванов, генеральный директор ФГБУ «Российское энергетическое агентство», рассказал «Энергополису» о сегодняшнем дне РЭА.
Цель ГИС ТЭК, государственной информационной системы, в том, чтобы государство обладало полной информацией от компаний независимо от того, государственные они или частные. Важно, чтобы мы могли осуществлять мониторинг, могли заниматься прогнозированием состояния мирового рынка, энергобалансов, развития топливно-энергетического комплекса.
– Как будет поступать международная информация?– Существует ряд международных агентств, мы будем сотрудничать с ними, использовать их данные, анализировать, обобщать. Задача стоит такая: создать свое агентство энергетической информации, которое обладало бы всеми компетенциями, обеспечивало руководителей страны полноценной информацией, позволяющей им принимать единственно верные решения и во внешней энергетической политике, и в формировании потенциала развития топливно-энергетического комплекса России. Мы надеемся, что в осеннюю сессию Госдумы этот законопроект будет рассмотрен и принят. Затем будет разработана государственная информационная система. На это тоже потребуется время, но пока будет работать некий прототип: мы ведь и сейчас занимаемся аналитикой, проводим определенный ежемесячный, еженедельный мониторинг по разной тематике: по развитию рынков сырья, по нефти, газу и так далее. Недавно прошло заседание рабочей группы по энергетике, и агентство уполномочили быть ответственным за информационный обмен. Стоит задача синхронизации действий в энергетике, в том числе по ценовой политике, по прогнозам спроса на газ – словом, по всем вопросам ТЭК.
– Будет ли создана система стандартов, таких как ИСО по экологии, по инновационной и энергоэффективной тематике?– Мы зарегистрировали на базе нашего агентства систему добровольной сертификации в области энергетического менеджмента. Да, это аналог стандарта 50000 01 – это будет подтверждением того, что компания, работающая в данной области, обладает определенными компетенциями, нацелена на повышение энергоэффективности. Что касается экологии, мы рассматриваем в рамках министерства разработку экологической политики отрасли в целом. Вполне возможно, что мы выйдем и на создание системы добровольной сертификации, но это не может быть обязательным.
– Вы говорили о прогнозах в энергетике. Это касается и биоэнергетики?– В том числе. Мы сейчас планируем актуализировать генеральную схему размещения и использования возобновляемых источников. Также планируется ряд проектов по биоэнергетике. В России очень большой потенциал биоэнергетики, особенно это касается агропромышленного комплекса. 17 июля прошел «круглый стол» Минэнерго и Минсельхоза именно по развитию во-зобновляемых источников энергии, биоэнергетики в АПК.
– Только что прошел торфяной форум в Твери. Меня поразили цифры: 137 млн. тонн торфа мы можем собирать ежегодно, если будем с умом хозяйничать и не сжигать его…– Есть много интересных проектов, и в торфяной сфере в том числе. Пока что торф по международной классификации не относится к возобновляемым источникам энергии. Второе: мы должны разработать реальные механизмы государственной поддержки и стимулирования использования возобновляемых источников, и проект должен быть окупаемым. Мы посчитали несколько проектов по торфу, пока они еще далеки от реальной ситуации. Один из источников снижения себестоимости – появление серийного заказа. Мы выйдем на типовые проекты по малой генерации, которые будут нацелены в первую очередь на использование местных видов топлива и на использование электроэнергии для собственных нужд без выдачи энергии в сеть. Вот тогда откроются реальные перспективы. Себестоимость снизится именно за счет серийности. Может быть и комбинированное топливо – добавка торфа к углю, – которое дает очень хороший эффект. Пока что в торфяных технологиях впереди финны, но шведы тоже добились значительных успехов в этой области. Интересные технологии у наших заграничных партнеров есть, и мы ведем с ними переговоры по возможности применения этих наработок в России.
– Тимур Вадимович, несколько слов о последних шагах агентства в области международного сотрудничества.– Мы сейчас активно занимаемся работой в области возобновляемых источников энергии, недавно проводили мероприятие с Международной финансовой корпорацией и Европейским банком реконструкции и развития. Подчеркну, что развитие ВИЭ не является альтернативным источником энергии, это все-таки дополнение к основной энергетике.
Второе. Учитывая международный опыт, мы хотим в России представить различные новые механизмы финансирования в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии. Мы создадим новый инструментарий, который позволит эффективно привлекать внебюджетные средства и реализовывать эти проекты. Весь бизнес на самом деле стремится зарабатывать деньги в бюджетной сфере. Если сфокусировать свое внимание на энергоемкости, мы заметим, что на первом месте стоит промышленность, затем большая энергетика и уже потом ЖКХ и бюджетная сфера. Однако все смотрят на госпрограмму, все смотрят на возможность получения дополнительных субсидий или субсидированных процентных ставок. Но всегда легче работать B2B, бизнесу с бизнесом. Вот сегодня мы и хотим обсудить, что же мешает бизнесу работать с бизнесом. Здесь ведь заложен больший потенциал и более легкий механизм взаимоотношений.
Мы вообще очень активно работаем с зарубежными энергетиками. Мы взаимодействуем с корейцами, китайцами, французами, англичанами – всего более двадцати ведущих стран, с которыми Минэнерго подписало соглашения о сотрудничестве. На «круглом столе» будет присутствовать российско-немецкое агентство РУДЕА, которое было пионером развития наших двусторонних отношений. Мы считаем, что, например, у корейских компаний больший потенциал в области развития нефтегазового, нефтехимического комплекса, крупных нефтехимических предприятий. У них большой опыт модернизации, проведения энергетических обследований. Мы вместе с ними планируем реализовать несколько крупных проектов в регионах, связанных с нефтегазовым сектором.
Беседовал Алексей Иванов