Авторизация


 

От горизонта до горизонта. Энергетика Московской области

От горизонта до горизонта. Энергетика Московской областиИнтервью Цырен-Доржи Цагадаева, председателя Топливно-энергетического комитета Московской области, журналу «Энергополис» в преддверии профессионального праздника и подводя результаты уходящего года.

- Какие программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности реализуются в настоящий момент в Московской области?

– 24 августа 2010 года на заседании правительства Московской области утверждена долгосрочная целевая программа Московской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Московской области на 2010–2020 годы».

Основной целью разработанной программы является обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий во всех секторах экономики Московской области путем решения вполне определенных задач, поставленных законодательством в области энергосбережения. Среди первоочередных и главных задач названы снижение объемов потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов на территории Московской области и сокращение расходов на оплату энергоресурсов в бюджетном секторе Московской области. Поставлены задачи расширения практики применения энергоэффективных технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов.

Достижение повышения энергетической эффективности обеспечивается реализацией определенных мероприятий, сгруппированных по следующим направлениям: повышение энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве, в транспортном и строительном комплексе Московской области. Повышение энергоэффективности в промышленной сфере, в топливно-энергетическом комплексе в бюджетном секторе и в организациях малого и среднего предпринимательства Московской области.

Всего, на период до 2020 года, стоимость программных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности оценивается в сумму свыше 330 млрд. рублей. По источникам финансирования предлагается задействовать из бюджета Московской области свыше 150 млн. рублей, остальное – это средства из внебюджетных источников.

То есть основными инвестициями в Долгосрочной целевой программе энергосбережения Московской области определены не средства бюджета Московской области, а внебюджетные источники, мобилизуемые за счет вовлечения в финансирование своих программ областных предприятий и организаций.

Что касается предприятий, осуществляющих во исполнение Федерального закона об энергосбережении регулируемые виды деятельности, Топливно-энергетическим комитетом Московской области распоряжением от 23.09.2010 года № 40-р утверждены требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для таких организаций.

– Какие наиболее острые проблемы в электроэнергетике существуют на данный момент?

– Основными проблемами в электроэнергетическом комплексе по-прежнему остаются значительное количество перегруженных питающих центров. По данным Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, из 616 питающих центров ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» 220 закрыты для технологического присоединения потребителей.

Для объектов электросетевого хозяйства, находящихся на территории Московской области, повышенная загрузка автотрансформаторов 500/220 кВ и 500/110 кВ в северной и западной частях системообразующего электросетевого кольца напряжением 500 кВ ограничивает суммарную пропускную способность внешних связей энергосистемы. Повышенная загрузка ряда кабельных и воздушных линий электропередачи и трансформаторов сети 110 и 220 кВ, что определяет зоны дефицита электрической мощности: запад, северо-запад и восток Московской области. Возникновение перегрузок в сетях напряжением 110, 220, 500, 750 кВ, в том числе при выходе из строя их элементов. Дефицит баланса реактивной мощности, большие величины токов короткого замыкания и недостаточная отключающая способность выключателей 500, 220 и 110 кВ, износ и моральное устаревание оборудования.

Также следует отметить ряд проблемных вопросов, возникающих при реализации мероприятий по развитию электроэнергетики в Московской области.
В частности, при получении согласований и заключении договоров аренды лесных участков с Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, необходимых для строительства и реконструкции объектов электроэнергетики, энергокомпании получают отказ.

Так, например, ОАО «ФСК ЕЭС» столкнулось с длительным процессом согласования земельного участка под реконструкцию ПС 750 кВ «Грибово» (заходит на лесные участки), что является неприемлемым, так как данный проект реализуется в составе мероприятий, необходимых для выдачи мощности блока № 4 Калининской АЭС и этот вопрос находится на контроле Правительства Российской Федерации (ввод объектов запланирован на 2012 год).
ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» получило от Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве отказ в согласовании акта выбора трассы и заключения договора аренды лесных участков под реконструируемую ВЛ Уча–Жостово–Шереметьево–Долго-
прудная (необходима для обеспечения выдачи мощности с 4-го блока ТЭЦ-27).

Для решения таких вопросов предлагается подготовить совместное обращение в адрес Правительства Российской Федерации по вопросу согласования Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москве документации, необходимой для обеспечения ввода в эксплуатацию в 2012 году объектов выдачи мощности блока № 4 Калининской АЭС.

– Как бы вы оценили итоги года в сфере топливно-энергетического комплекса Московской области в 2010 году?

– Для топливно-энергетического комплекса Московской области предыдущий, 2009 год и начало 2010 года были чрезвычайно напряженными по многим причинам, среди которых не только преодоление кризисных явлений в экономике и на рынке труда, но и холодная зима.

Тем не менее благодаря предпринятым усилиям в топливно-энергетическом комплексе области удалось удержать определенный уровень и не дать развиться кризисным явлениям.

ТЭК остался одной из немногих систем экономики области (практически единственной), не допустившей резкого падения темпов экономического развития.
Подъем экономики области в текущем, 2010 году дал толчок для дальнейшего развития всех систем ТЭК.

В отношении текущего года преждевременно подводить окончательные итоги, но по результатам деятельности за десять месяцев мы имеем значительный рост по большинству показателей. Так, экономический оборот крупных и средних организаций ТЭК составил более 720 млрд. рублей, что почти на 30% больше соответствующего периода 2009 года. Доля организаций ТЭК в общем обороте крупных и средних организаций Московской области составила 22%.

Из общего объема деятельности объем отгруженной продукции собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг составил 102 млрд. рублей, что на 22,6% больше уровня десяти месяцев 2009 года. Продукции несобственного производства реализовано на сумму более 618 млрд. рублей, или почти на 31% больше уровня соответствующего периода 2009 года. Генерирующими организациями области произведено почти 24 млрд. кВт∙ч электроэнергии, что более чем на 13% больше уровня января–октября 2009 года. Объем инвестиций в основной капитал, направленных в сферу топливно-энергетического комплекса, превысил 17 млрд. рублей. Введены в эксплуатацию такие системообразующие объекты электроэнергетики, как энергоблок № 3 на Каширской ГРЭС-4 мощностью 330 МВт, парогазовая установка на Шатурской ГРЭС мощностью 400 МВт и ПС 220/10 кВ «Подушкино» в Одинцовском муниципальном районе Московской области. За счет всех источников финансирования крупными и средними организациями введено почти 400 км сетей газификации.

Финансовое положение в топливно-энергетическом комплексе в целом остается устойчивым. Сальдо прибылей и убытков составило более 31 млрд. рублей (почти 20% от общей сальдированной прибыли по области). Доля убыточных организаций составляет немногим более 22%, что значительно ниже среднеобластного уровня. Просроченной задолженности по налоговым выплатам в бюджеты всех уровней, по кредитным обязательствам и займам, по данным статистической отчетности, организации топливно-энергетического комплекса не имеют.

Это результаты напряженной работы всех звеньев управления и трудовых коллективов, конструктивного взаимодействия с Министерством энергетики Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам России, администрациями муниципальных образований, энергетическими и газовыми компаниями, компаниями нефтяного бизнеса и другими организациями ТЭК. Эти программы в целом составляют концепцию развития топливно-энергетического комплекса Московской области и определяют перспективы его развития.

– Будут ли расти тарифы на техприсоединение, на электрическую и тепловую энергию?

Начиная с 2007 года на рынке электрической энергии и мощности (далее ОРЭМ) осуществляется его поэтапная либерализация, в соответствии с которой доля покупки электрической энергии (мощности) по нерегулируемым (свободным) тарифам к концу 2010 года будет доведена до 100%.
Указанная либерализация касается исключительно прочих потребителей, поэтому для них тарифы с 01.01.2011 года будут определяться конъюнктурой ОРЭМ с учетом его волатильности.

При этом в сфере регулирования Топливно-энергетического комитета Московской области остаются конечные отпускные тарифы для населения, тарифы на передачу электрической энергии, а также сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.

Рост по тарифам на передачу электрической энергии в 2011 году в среднем планируется порядка 125% по отношению к утвержденному уровню 2010 года.

Столь значительный рост в основном обусловлен указанной либерализацией ОРЭМ, а также переходом ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» к новому методу тарифного регулирования – методу доходности инвестированного капитала.

В отношении тарифов для населения Московской области в среднем планируется рост порядка 10%.

ФСТ России приказом от 07.10.2010 года установлен предельный индекс роста тарифов на тепловую энергию в среднем по Московской области в 2011 году в размере 113,0%.

В соответствии со Сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов при регулировании тарифов на тепловую энергию на 2011 год комитетом применяются следующие индексы:

Комитетом утверждаются тарифные меню для трех организаций, осуществляющих выработку тепла в режиме комбинированной выработки электроэнергии и тепловой энергии: ОАО «Мос-энерго», ОАО «ОГК-1» (филиал Каширская ГРЭС), ОАО «ОГК-4» (филиал Шатурская ГРЭС). Тарифы для этих организаций в 2011 году также будут установлены в рамках предельного индекса роста тарифов.

Также комитетом подготовлены заключения по 24 инвестиционным программам в сфере теплоснабжения на общую сумму 2 215 млн. рублей.
Решение о реализации инвестиционных программ за счет надбавки для потребителей принимается на уровне муниципального образования в рамках установленного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги в 2011 году в размере 115%.

В настоящее время на рассмотрении в Топливно-энергетическом комитете Московской области находится заявка ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» о пересмотре ставок за технологическое присоединение к электрическим сетям. Исходя из анализа представленных пока не в полном объеме обосновывающих материалов, рост ставок платы не должен превысить 10–15% по сравнению с ныне существующим. Данное повышение обусловлено в основном ростом цен на электросетевое оборудование.

– Что бы вы пожелали работникам энергетической отрасли в преддверии Дня энергетика?

– У нас впереди два больших праздника – профессиональный праздник энергетиков и Новый год.
Поэтому, пользуясь случаем, хочу передать своим коллегам слова признательности и благодарности за их нелегкий, но такой необходимый обществу труд и пожелать здоровья, успехов во всех начинаниях и процветания. Пусть в наших домах всегда будут свет и добро, мир и благополучие!


Основные программные документы, в соответствии с которыми осуществляется развитие электроэнергетики Московской области:

− Соглашение о сотрудничестве в сфере топливно-энергетического комплекса между правительством Московской области и Министерством энергетики Российской Федерации;

− Соглашение о взаимодействии правительства Московской области и ОАО РАО «ЕЭС России» по развитию электроэнергетической системы Московской области и обеспечению надежного электроснабжения потребителей Московской области;

− Стратегия развития электроэнергетики в Московской области на период до 2020 года, одобренная Постановлением правительства Московской области от 15.05.2008 № 366/16;

− Схема и Программа перспективного развития электроэнергетики Московской области на период 2011−2015 годов (утверждены распоряжением Топливно-энергетического комитета Московской области от 29.04.2010 года № 16-р).

В рамках соглашения запланирована реализация инвестиционных проектов по строительству и реконструкции 105 объектов электроэнергетики с общим объемом финансирования 172,73 млрд. рублей.

Стратегия развития электроэнергетики в Московской области на период до 2020 года разработана с учетом Генеральной схемы размещения объектов электро-энергетики до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.02.2008 года № 215-р, и является долгосрочным документом стратегического планирования.

В рамках реализации стратегии планируется реализация мероприятий по строительству и реконструкции более 500 объектов электроэнергетики с общим объемом финансирования 691,7 млрд. рублей.

Целью реализации стратегии является создание условий для обеспечения потребностей населения и хозяйствующих субъектов Московской области в электрической энергии при ее рациональном использовании и эффективном функционировании субъектов рынка электроэнергии в рамках общей стратегии устойчивого развития региональной экономики Московской области.

Реализация намеченного обеспечит надежность снабжения хозяйствующих субъектов и жителей Московской области электрической энергией. Увеличит возможность технологического присоединения к электрическим сетям новых потребителей. Обеспечит сохранение целостности и развитие электроэнергетической системы. Даст сокращение потерь при транспортировке электрической энергии и нивелирует снижение уровня износа основных фондов в электроэнергетике.

В настоящее время в рамках реализации стратегии заключены соглашения о взаимодействии с хозяйствующими субъектами, реализующими мероприятия на территории Московской области:

− соглашение № 31 от 10.07.2007 года «О сотрудничестве между правительством Московской области и ОАО «Федеральная гидрогенерирующая компания» (ОАО «РусГидро»);

− соглашение № 14/1-С от 25.11.2008 года между Топливно-энергетическим комитетом Московской области и ОАО «ОГК-4» о взаимодействии сторон при реализации инвестиционных проектов по строительству и реконструкции электроэнергетических объектов на территории Московской области;

− соглашение № 14/2-С от 26.11.2008 года между Топливно-энергетическим комитетом Московской области и ОАО «ОГК-1» о взаимодействии сторон при реализации инвестиционных проектов по строительству и реконструкции электроэнергетических объектов на территории Московской области;

− соглашение № 7 от 22.07.2008 года о взаимодействии Топливно-энергетического комитета Московской области и ЗАО «Синтез Групп» при реализации инвестиционной программы ЗАО «Синтез Групп» по строительству электроподстанций на территории Московской области.

Прорабатывается вопрос о заключении соглашений о взаимодействии между правительством Московской области и ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК» (ОАО «Московская объединенная электросетевая компания»).

В отношении среднесрочных документов планирования и развития электроэнергетики можно отметить впервые проведенную работу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 года № 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики», итогом которой стали Схема и Программа перспективного развития электроэнергетики Московской области на период 2011−2015 годов, утвержденные распоряжением Топливно-энергетического комитета Московской области от 29.04.2010 года № 16-р.

Указанные схема и программа были разработаны на основе Стратегии развития электроэнергетики в Московской области до 2020 года и согласованы всеми заинтересованными организациями: ОАО «ФСК ЕЭС», филиал ОАО «СО ЕЭС» − Московское РДУ, ОАО «Московская объединенная электросетевая компания», ОАО «Институт «Энергосетьпроект».

При подготовке схемы и программы также учтены разработанные Министерством энергетики Российской Федерации Методические рекомендации и основные требования к содержанию Программы развития электроэнергетики субъекта Российской Федерации на 5-летний период (разослано письмом от 17.03.2010 года № АШ-2074/09).

В результате реализации предусмотренных мероприятий планируется строительство (реконструкция) 19 объектов генерации, что позволит передать в Московскую энергосистему дополнительную мощность в размере 1 876,6 МВт.

Для выдачи мощности с Калининской АЭС в 2012 году планируется завершить строительство ВЛ 750 кВ Калининская АЭС – Грибово, ВЛ 500 кВ Грибово–Дорохово, ПС 500 кВ «Дорохово», двухцепной КВЛ 220 кВ Дорохово–Слобода и реконструкцию ПС 750 кВ «Грибово».

Объекты схемы выдачи мощности с блока № 4 Калининской АЭС предназначены для покрытия дефицита мощности северо-западных, западных и юго-западных районов Московской области и позволят увеличить выдачу мощности в сети 220−10 кВ для питания потребителей прилегающих территорий на 1400 МВА.

Кроме того, запланирована реконструкция таких объектов, как ПС 220 кВ «Луч» (2013 год), ПС 500 кВ «Пахра» (2012 год), ПС 500 кВ «Трубино» (2013 год), ПС 220 кВ «Темпы» (2014 год), ПС 750 кВ «Белый Раст» (2015−2016 годы), ПС 500 кВ «Ногинск» (2012 год).

В целом реализация мероприятий по строительству (реконструкции) магистральных электрических сетей позволит дополнительно ввести трансформаторной мощности 15 960 МВА.

В части распределительных электрических сетей запланировано строительство 46 и реконструкция 130 питающих центров, строительство (реконструкция) 1 318,8 км линий электропередачи.

Комплекс мероприятий по распределительным сетям позволит выдать в энергосистему трансформаторной мощности 24 053,6 МВА.
В результате выполнения всех мероприятий, предусмотренных схемой и программой, будет полностью ликвидирован дефицит энергомощностей и обеспечено надежное электроснабжение потребителей Московской области.

Учитывая, что вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации предусмотрена ежегодная корректировка схем и программ перспективного развития электроэнергетики (до 1 мая следующего года), и принимая во внимание, что энергосистему Московского региона необходимо рассматривать как единое целое, предлагается разрабатывать единую схему и программу перспективного развития электроэнергетики региона, а не отдельно по г. Москве и Московской области.

Указанный документ может быть пилотным проектом совместной работы по среднесрочному планированию развития Московской энергосистемы.
Проведение такой совместной работы позволит определить сильные и слабые стороны перспективного планирования и развития энергосистемы двух регионов, после чего можно будет приступить к совместной разработке и утверждению документа по долгосрочному планированию развития энергосистемы Московского региона (стратегии).

В качестве основных направлений развития предусматривается перекладка на территории Московской области воздушных линий электропередачи в кабельные в радиусе 20 км. На особом контроле находятся проработка вопросов оптимизации строительства генерирующих объектов и строительство Петровской ГРЭС.

В отношении создания единой диспетчерской системы следует отметить, что комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики осуществляется субъектом оперативно-диспетчерского управления, в частности в Московском регионе филиалом ОАО «СО ЕЭС» − Московское РДУ.

Централизованное управление технологическими режимами работы объектов осуществляется в случае, если эти объекты и устройства влияют на электроэнергетический режим работы энергетической системы (в основном объекты электроэнергетики 110 кВ и выше).

Управление же технологическими режимами работы объектов электроэнергетики с низким уровнем напряжения является нецелесообразным, так как в основном такие объекты тупикового типа и на режим работы энергетической системы не влияют.

В отношении совместного согласования инвестиционной программы ОАО «МОЭСК» следует отметить, что в настоящее время уже осуществляется совместное согласование инвестиционной программы ОАО «МОЭСК» в соответствии с Постановлением правительства от 01.12.2009 года № 977 и в результате Минэнерго РФ утверждает единую инвестиционную программу.
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.