Валерий Суханов, генеральный директор Головного научного центра лесопромышленного комплекса по технологиям и энергетике, о биоэнергетике как мощном факторе повышения эффективности лесопромышленного комплекса.Развитие глубокой переработки древесины – одна из основных задач, поставленных Стратегией развития лесопромышленного комплекса на период до 2020 года. Для успешного решения этой проблемы на данном этапе развития у России явные конкурентные преимущества в успешном решении. В нашей стране есть и квалифицированные кадры лесопереработчиков, и конкурентоспособное деревообрабатывающее оборудование отечественного производства.
Бытует мнение, что в нашей стране дешевое древесное сырье. К сожалению, это конкурентное преимущество также уходит из наших рук, и это связано с глобальным потеплением. В нашей стране 57% лесных грунтов 3–4-й категории, которые становятся недоступными для заготовки древесины в периоды переувлажнения. Мы не были готовы к такому повороту событий, и в результате древесина стала дефицитной, цены на нее резко возросли. Бытует также мнение, что у нас дешевые энергетические ресурсы. Совсем недавно было именно так, но сегодня все совсем по-другому. Тарифы на энергоресурсы повышаются ускоренными темпами и скоро достигнут мирового уровня. Возникает вечный русский вопрос: что делать?
Расчеты и промышленный опыт показывают, что тепловая и электрическая энергия, которая вырабатывается с использованием древесного топлива, в 2-3 раза дешевле покупной. Считается, что древесная энергетика, конечно, не может конкурировать с атомной или гидроэнергетикой. Это так. Но ведь потребителю не важно, по какой себестоимости производится тот или иной вид энергии, важно, по какой цене он ее покупает. А энергия, вырабатываемая на предприятиях лесопромышленного комплекса, в 2-3 раза дешевле действующих тарифов. А вот в структуре себестоимости всех видов лесобумажной продукции затраты на энергию и на древесное сырье – это самые большие затраты, они составляют 40–45%. Таким образом, перевод предприятий лесопромышленного комплекса на собственные источники энергии – мощный фактор повышения эффективности производства лесобумажной продукции.
Несколько слов стоит сказать о ресурсах этого топлива. По данным работы лесопромышленного комплекса 2007 года (а сейчас они сократились из-за кризиса), объем древесных отходов, древесного топлива составляет 91 млн. кубометров. У нас большой ресурс топливных дров, заготавливается примерно 20% расчетной лесосеки, и вот эти топливные дрова в перестойных лесах составляют значительную часть ресурсов этого топлива.
Хотелось бы остановиться на структуре тех энергетических объектов, которые эксплуатируются в лесопромышленном комплексе. Пока в лесопромышленном комплексе преобладают и паровые, и водогрейные котлы отечественного производства, а вот возрастная структура паровых котлов, как наиболее дорогих, заставляет беспокоиться. Сегодня котлы, используемые от 20 до 30 лет, составляют 26%, а более 30 лет – 39%. А это значит, в ближайшее время наши котельные заводы получат большие заказы, если, конечно, предприятия лесопромышленного комплекса будут в состоянии платить за это недешевое оборудование. Также беспокоит состояние котлостроительных заводов, которые могут оказаться не в состоянии удовлетворить эти заказы.
Ресурсы древесного топлива огромны, но в настоящее время предприятия лесопромышленного комплекса используют в качестве топлива мазут и природный газ, а также другие источники. Поэтому первоочередной задачей является замена мазутных котельных и электростанций, работающих на мазуте.
Если говорить о производстве тепловой и электрической энергии с использованием древесного топлива, важно понимать, почему мы рекомендуем для внедрения в производство именно это направление. Ведь на слуху сегодня несколько направлений энергетического использования древесины, такие, как производство генераторного газа, производство жидкого моторного топлива, производство древесных топливных гранул, которые часто называют пеллетами. Производство тепловой и электрической энергии, которое мы предлагаем, – это производство по схеме «паровой котел – паровая турбина».
Хотелось бы остановиться на особенностях развития биоэнергетики в различных отраслях лесопромышленного комплекса: заготовительной, всех видах деревообрабатывающей промышленности, целлюлозно-бумажной промышленности. Проблема перевода на древесное топливо наиболее жестко решается в деревообрабатывающих отраслях промышленности. Эти предприятия имеют стабильное финансово-экономическое положение, низкие или даже нулевые затраты на топливо, возможность реконструкции собственных котельных, превращения их в тепловые электростанции, а также возможность рационально использовать вырабатываемую энергию.
Дело в том, что у нас нет закона, который бы позволял поставлять вырабатываемую электрическую энергию в распределительные сети. А если вырабатывать самыми эффективными способами дешевую электроэнергию, но неэффективно ее использовать, то смысла в этом просто нет. Вот почему на предприятиях деревообрабатывающей промышленности наиболее подготовленными для перевода являются фанерные комбинаты и заводы древесной плитки, которые работают круглосуточно по скользящему графику.
Если говорить о целлюлозно-бумажной промышленности, то это самая энергоемкая отрасль, и на предприятиях этой отрасли образуется около
4 млн. кубометров коры. Основная проблема этой промышленности – это проблема со сжиганием мокрой коры, потому что там используется мокрая, плотная древесина. Между тем в мире известны примеры сухой работы, однако в России эта технология пока применения не находит.
Наибольшие ресурсы древесного топлива – в лесозаготовительной промышленности, но здесь и наибольшие проблемы его использования. Во-первых, отрасль в целом убыточна. Во-вторых, в постсоветский период произошла дезинтеграция этой отрасли с образованием огромного количества мелких предприятий. Необходима реструктуризация лесозаготовительной промышленности и создание крупных предприятий, где будет развита глубокая переработка древесины. И модернизация лесозаготовительной промышленности является стратегической задачей развития лесопромышленного комплекса.
Уже разработан и предлагается для реализации важнейший инвестиционный проект эффективного лесозаготовительного предприятия. По всей стране губернаторам разосланы письма с предложением реализовать у них пилотные проекты, чтобы предприятия, организованные по последним достижениям науки и техники, могли служить примером реструктуризации лесной промышленности. Этот проект, поддерживаемый правительством, предполагается реализовать на принципах частно-государственного партнерства.
Развитие биоэнергетики в лесопромышленном комплексе совершенно не соответствует значимости этого комплекса. Как и во всем мире, для ускорения развития биоэнергетики необходима государственная поддержка. Для того чтобы дело сдвинулось с места, прежде всего необходимо субсидирование из федерального бюджета банковских кредитных ставок предприятиям, которые внедряют биоэнергетику. Необходимо принятие федерального закона, который устраняет препятствия к подаче электроэнергии в распределительные сети. Необходима организация целевого финансирования НИОКР в области биоэнергетики. Не обойтись без подготовки кадров и введения курсов по биоэнергетике в программы как средних, так и высших учебных заведений. И конечно, необходима реализация пилотного проекта по созданию современной тепловой электростанции на условиях частно-государственного партнерства.