Зачем нужен проектный менеджмент? Бытовали разные мнения. Глубокое заблуждение считать, что проектный менеджмент – нечто из области операционного управления. На самом деле это инструмент осуществления общих стратегических целей, замыслов развития отрасли, страны, крупной компании. Управление проектами в некоторых странах находится на уровне философии или религии.Владимир Воропаев,
президент, заместитель председателя правления Российской ассоциации управления проектами "СОВНЕТ", заведующий кафедрой управления проектами и программами ГАСИС, д.т.н., профессор, академик РАЕН:Российская ассоциация управления проектами «СОВНЕТ» была учреждена в 1991 году группой учредителей, преимущественно из сферы строительства. Это были разные строительные IT-организации: управления автоматизированных систем, вычислительные центры, учебные, научно-исследовательские и проектные институты. Сегодня осталось только несколько учредителей, основными из которых являются Государственный университет управления, Институт проблем управления РАН, Московский государственный строительный университет, ЦНИИ «Проект».
К началу перестройки в мире существовал целый ряд очагов развития проектного менеджмента. Основные центры развития методологии, инструментов, продуктов управления проектами – это Европейская международная ассоциация управления проектами (IPMA), Американский институт (PMI), Австралийский институт, и есть такая ассоциация в Японии. Мы тогда поняли, что надо вливаться в это международное сообщество, и создали Российскую ассоциацию управления проектами – профессиональную некоммерческую организацию, которая объединяет юридических и физических лиц, то есть специалистов и организации, которые развивают управление проектами или используют его в своей деятельности.
– Сейчас во всех крупных энергетических компаниях очень сильные управленцы, которые владеют современными технологиями. Они объединены в соответствующий клуб, в который входят IT-директора. Расскажите, пожалуйста, что такое управление проектами и какие возможности открывает проектный менеджмент компаниям, существующим в современном мире? – Анализируя современную литературу, современные подходы, имея собственный опыт, я сформулировал шесть концептуальных принципов проектного управления. Что такое управлять проектом? На самом деле это прикладная деятельность, которая сопровождает человечество со дня его рождения. Как только мы образовали общество и начали заниматься какой-то деятельностью, тут же появились проекты и управление проектами. Охота на мамонтов, охота на крупных животных, устройство общества, даже первобытного, организация среды обитания, защита от угроз – это все проекты. Другое дело, что тогда такой науки не было, это все делалось на интуитивном уровне.
Современный проектный менеджмент – это синтез науки, искусства и бизнеса. Наука – потому, что он опирается на фундаментальные знания; искусство – потому, что управление и менеджмент – это управление с учетом человеческих факторов; бизнес – потому, что проектное управление востребовано и вызвано к жизни бизнесом и оценивается в терминах бизнеса. Вот это и есть проектный менеджмент.
Современный проектный менеджмент условно можно разделить на две части. Одна часть – это определение целей (целеполагание). А вторая – это достижение целей. А цели в проектном менеджменте совершенно конкретные и прозрачные. Правильная постановка цели дает ответы на множество вопросов: «что надо сделать?», «чего мы хотим достичь?», «что для этого надо сделать?», «кто это может сделать?», «какие нужны ресурсы?», «за какое разумное время это можно сделать?» и, наконец, «сколько это может стоить?». И только после того, как получены ответы на все эти вопросы, решается вопрос о возможности и целесообразности его реализации – стоит ли проект того, чтобы его начинать?
Нужно определить результаты, которые обеспечат достижение этой цели. И главное, надо понять, какие работы надо выполнять, что нужно сделать, чтобы получить эти результаты. Надо дойти до комплексов работ, которые надо выполнить, чтобы получить желаемые результаты и достигнуть цели, то есть это вполне конкретные вещи. Но это ответ только на один вопрос: что надо делать и чего достигать? А теперь остальные вопросы: как это делать? Сперва мы ответили на вопрос «что надо делать?», теперь надо ответить на вопрос «а кто это будет делать?», то есть распределить центры ответственности и исполнителей.
После этого нужно создать комплексную прогнозирующую систему планирования и разработать с ее помощью план проекта. Это план, не директива, а модель оптимальных действий команды проекта. Эта система должна быть прогнозирующей на основе динамической модели проекта и комплексной, то есть охватывающей все аспекты. Должна быть модель, и чем она ближе к реальному процессу, тем она точнее и эффективнее.
Нужна также адекватная система мониторинга и контроля. Если есть отклонения, то необходимо проанализировать состояние, выяснить причины отклонений и принять необходимые меры для ликвидации нежелательных отклонений. Здесь два инструмента: прямая и обратная связь.
Теперь еще один момент: кто это будет делать? Это команды исполнителей и команды управленцев. Это могут быть и виртуальные команды, сейчас есть и такие способы работы. Под командой подразумевается единый рабочий механизм, состоящий из людей, которые знают всю работу, каждый имеет несколько направлений деятельности, причем эти люди могут подменять друг друга. Главное – работа на достижение общей цели.
Профессиональное управление, планирование, моделирование процессов, контроль, анализ, регулирование – все это связано с увеличением потоков информации и документации. Поскольку человек сейчас уже информационно перегружен, то нужны методы и средства, позволяющие снимать эту информационную нагрузку, информационные и коммуникационные технологии, которые брали бы на себя всю рутинную работу. За человеком надо оставить творческие, креативные функции, на которые компьютер неспособен. Это все вместе и есть проектный менеджмент.
– Все это настолько очевидно любому человеку, который сталкивался с проблемами управления, что возникает вопрос: управляются ли наши государственные корпорации, министерства, национальные проекты? Могут ли и должны ли они управляться? – Хороший вопрос. Давайте посмотрим. Я рассказал об основных принципах управления проектами. В последние годы, особенно с появлением национальных проектов, все больше в СМИ упоминаются слова «проектный подход», «проектное управление». Многие руководители корпораций, многие руководители регионов при вступлении в должность собирают чиновников и говорят, что мы будем работать по-новому, будем применять проектный подход в управлении. Все говорят: что это такое? Никто не знает, что это такое, включая часто и самого руководителя.
Все задачи и предложения необходимо прорабатывать до уровня проекта. Проект – это карта, по которой нужно двигаться для достижения результатов. Необходимо применить весь комплекс проектного менеджмента – от инициации проекта до достижения результатов и целей проекта. Вот все это и будет проектный подход.
– Американцы столкнулись с этой проблемой в 20-е – 30-е годы прошлого века, когда хозяева бизнеса поняли, что если они будут вмешиваться в проблемы управления, то бизнес перестанет приносить те доходы, которые он может приносить, если его поручить профессиональному управленцу. Мы к этому тоже шли в 20-е – 30-е годы, когда была научная организация труда, а потом все изменилось. А сейчас мы никак не можем прийти к осознанию того, что президент компании – это не профессиональный управленец. Есть ли профессиональные управленцы в национальных проектах?– Вопрос очень сложный, особенно когда мы выходим на уровень государственного управления. Все государственное управление можно (и необходимо!) рассматривать как проектоориентированную деятельность. Роль государства – это создание условий для функционирования общества, функционирования экономики, социума. Эти условия создаются путем реализации реформ. Каждая такая реформа и есть комплекс проектов. Идеи в их основе всегда правильные, но когда дело доходит до реализации, часто делается все это на непрофессиональном уровне. Наш управленческий корпус пока очень плохо к этому подготовлен. К примеру, у нас есть Государственный университет управления, который готовит кадры для федерального, регионального и муниципального управления. Я сам был профессором этого ГУУ на кафедре управления проектами. Там учится около 16 тыс. студентов, из них только 2-3 группы (около 50 человек) обучаются проектному менеджменту.
Когда пошли национальные проекты, Администрация президента стала проводить работу по определению состояния развития интеллектуальных управленческих ресурсов в стране и выяснять, как эти интеллектуальные ресурсы приспособить для управления национальными проектами. Они обратились за помощью к нам, в Ассоциацию управления проектами «СОВНЕТ». Мы охотно откликнулись и разрабатывали стратегические подходы для внедрения проектного управления в этой сфере. Была предложена Концепция использования методологии проектного подхода при управлении национальными проектами. Материл наш понравился, нас поблагодарили. В последующем, когда был объявлен конкурс на разработку Концепции организации технологии управления, победителем была определена ни кому в профессиональном сообществе не известная консалтинговая компания. Неизвестная нам, но хорошо известная тем, кто принимает решения.
Участвуя, хотя и не напрямую, в национальных проектах, мы поняли, что по существу команд управления проектами там нет, а есть чиновники, которые собраны не по профессиональному принципу, а по совершенно другим соображениям. К сожалению, у них, как правило, нет необходимой профессиональной подготовки и они не в состоянии ничего сделать из профессионального управления. Вот почему создавались команды из молодых людей из университетов, которые вводили информацию, ее интерпретировали. Это и называлось управление проектами. На самом деле там не управление, а руководство. Ручное руководство, ручное администрирование. Профессиональное управление ни в каких национальных проектах, ни в каких федеральных программах в требуемых объемах не применяется. Организационно-технологический уровень управления проектами там, к сожалению, ниже всякой критики.
– Да, сегодня руководить не то что громадной страной, а просто крупным коллективом уже нельзя без проектов. Как вы смотрите на перспективу? Что нас ожидает в обозримом будущем? – Ничего хорошего нас не ожидает, потому что если не будут приниматься радикальные меры, которые поправят существующее положение, то темпы нашего отставания будут увеличиваться. Мы будем деградировать. Будет стагнация нашего гражданского общества и нашего социума и экономики, технического развития. Я считаю, что в этой области мы находимся ниже границы государственной безопасности.
Мы должны осознать ситуацию, спрогнозировать, что будет, если ничего не делать, и понять, что нужно сделать, чтобы двигаться быстрее. Это сложно. Это стратегия развития экономики, общества. Здесь большая роль отводится информационным технологиям, средствам коммуникации. Надо разрабатывать некую государственную программу, стратегию, которая есть в Японии, в Америке. Например, Исландия занимает одно из первых мест по управлению проектами в Европе.
Первое, что необходимо, – это надо легализовать проектный менеджмент как профессиональный вид деятельности. Сегодня в России легально не существует ни такой специальности, ни такой деятельности. Ею на свой страх и риск занимаются энтузиасты, некоторые продвинутые компании и профессиональные организации типа «СОВНЕТ». Нет такой специальности, а значит, нет модели обучения специалистов.
На Украине, например, это сделано. Там введены специальности: директор по управлению программами и развитию организаций, руководитель проектов и инженер-исследователь по управлению проектами. Эти три специальности прошли все сектора экономики. Создана инфраструктура на базе бывшей партийной школы. Созданы университеты управления, которые готовят бакалавров, магистров по управлению проектами. Есть специальность, которая занесена в Государственный классификатор услуг, она есть в штатных расписаниях. И когда руководитель смотрит, где брать специалистов, ему понятно, где их обучают.
Основными направлениями ускорения развития управления проектами в России профессиональное сообщество считает: развитие фундаментальных основ и методологии УПП и создание на их основе учебно-методических комплексов и практических руководств по проектному управлению; инициацию введения дисциплины «управление проектами» в перечень специальностей ВАК и Федерального агентства по образованию РФ; инициацию введения профессий и услуг по управлению проектами в соответствующие государственные классификаторы РФ; содействие созданию законодательной и нормативной базы для УП; интенсификацию высшего, послевузовского образования и повышения квалификации по профессиям управления проектами; проведение массовой сертификации специалистов по УП; содействие развитию рынка услуг и программных продуктов по УПП; разработку и ввод в действие национальных стандартов по УПП; координацию, взаимопомощь и кооперацию в международном сотрудничестве и проведении национальных и международных мероприятий и форумов по УП.
В нашей стране все должно идти от государства, должно войти в состав требований. Нужна государственная поддержка и поддержка бизнеса. Проектный менеджмент должен стать осознанной необходимостью. Люди должны понять, что без этого мы не сможем жить и нормально развиваться. То же самое в энергетике, да и вообще в инженерном деле.
У японцев есть методология, согласно которой они считают, что управление проектами в технических системах, куда относится энергетика, – это область инжиниринга. Специальность и профессия, деятельность по управлению проектами – это одна из разновидностей инженерной деятельности. Лучший проектный менеджер – это специалист-предметник, к примеру энергетик, который освоил проектный менеджмент и обладает хорошими организаторскими способностями.
В Японии целый завод по сжижению газов с самого рождения, от концепции, до эксплуатации в виде модели живет в компьютере. Если что-то происходит, то вначале любые действия проигрывают на этой модели, а только потом дают рекомендации, что надо делать. Так работают японцы.
Я считаю, что одно из перспективных направлений – это переход на информационные технологии в области проектирования, инжиниринга, управления проектами и сопровождения действующих объектов. В этом деле нам у японцев есть чему поучиться.
Беседовал Алексей Иванов