Формирование инфраструктуры магистральных электрических сетей России, нового технического, промышленного и социокультурного уклада является драйвером модернизации российской экономики с использованием прорывных технологий и современных проектных решений на основе принципа поэтапного перехода к «умным», интеллектуальным сетям.Олег Бударгин, председатель правления ОАО «ФСК ЕЭС» Государство сегодня – квалифицированный собственник и стратегический инвестор с ярко выраженным вектором социальной ответственности.
«Умная» электроэнергетика – что это значит для Федеральной сетевой компании? Во-первых, обеспечение активного участия потребителей на рынках электроэнергии. Второе – обеспечение цифрового качества энергии для потребителей, экономики. Цифровой спрос на электроэнергию, спрос потребителей не на качественные характеристики, категории надежности первая, вторая и третья, а на количественные, с предоставлением конкретных количественных требований по показателям, в том числе и с разбивкой показателей по часам суток. Например, днем показатели надежности выше, чем ночью. В-третьих, вовлечение всех видов генерации и аккумулирования энергии. Четвертое – предоставление новых продуктов, услуг, рынков, связанных с электроэнергией. Пятое – оптимизация использования активов, установка цифрового оборудования, высоконадежного оборудования, создание цифровых подстанций, для которых минимизируются затраты на эксплуатацию. Шестое: предупреждение системных сбоев и противодействие внешним воздействиям. И седьмое значение для нас, для Федеральной сетевой компании, «умной» энергетикой предоставляется следующее: Россия имеет возможность занять значимое место на международных рынках электроэнергии. Здесь есть два аспекта: создание электромоста Восток–Азия позволит обеспечить единую работу энергосистем от Европы до Азии; усиление межгосударственных энергосвязей и синхронизация работы с зарубежными странами позволит обеспечить системное резервирование энергосистем России и энергосистем смежных государств.
Что мы имеем на старте реализации проекта? Во-первых, стареющие инфраструктуры. Физическое и моральное старение энергооборудования сетей, составляющее сегодня более 50% парка. Устаревшие информационные системы и системы технологического управления. Сегодня мы имеем прогнозируемое развитие сетей как изменение географии развития регионов, освоение новых территорий Сибири и Дальнего Востока и повышенный спрос на электроэнергию в этих районах. Отсутствие комплексного подхода к вопросу применения новых технологических решений в сетях, на что постоянно обращает внимание Министерство энергетики в адрес сетевых компаний. Качественные и количественные изменения параметров спроса на электроэнергию, значительная динамика роста электропотребления по стране – 3% в год в ближайшее десятилетие. Необходимость перехода от качественных показателей надежности сетей к количественным показателям. Изменение структуры генерации. Генеральная схема, утвержденная правительством на днях, определяет увеличение доли распределенной генерации к 2030 году до 10% от общего ввода мощностей в России.
Вследствие недофинансирования электросетевого комплекса в 90-е годы на текущий момент наблюдается существенный уровень износа основных фондов Единой национальной электрической сети России, который является основной причиной технологических нарушений. Текущее состояние электрических сетей России не отвечает современным требованиям государства по обеспечению надежности электроснабжения и повышению энергоэффективности экономики.
Правительством Российской Федерации, Министерством энергетики сформированы основные инструменты, обеспечивающие развитие электросетевого комплекса страны. В первую очередь в конце прошлого года правительство утвердило основные параметры долгосрочного тарифного регулирования. С переходом компаний с 2010 года на RAB-регулирование и долгосрочное планирование по принципу «плюс 5» (на каждый рубль инвестиционных средств, заложенный в тарифе 2010–2012 годов, предполагается привлечь дополнительно рубль-кредит. – Прим. ред.). Принцип «плюс 5» – мы имеем сегодня пятилетнюю инвестпрограмму, 40% которой идет на реновацию основных активов, 60% – на новое строительство. При завершении текущего года данная программа, данный принцип обновляют инвестпрограмму ФСК на последующие пять лет.
Утвержденная правительством Генеральная схема размещения объектов электроэнергии России до 2020 года с учетом перспективы до 2030 года – очень важное для отрасли решение. Это основа, это база для реализации всех проектов в энергетике.
Генеральная схема – 2010 составлена на основе долгосрочного прогноза электропотребления, в соответствии с максимальным прогнозом средний ежегодный прирост электропотребления составит около 3% ежегодно.
ФСК по согласованию с Министерством энергетики, с Министерством экономического развития, Федеральной службой по тарифам сегодня переходит с трехлетнего планирования на пятилетнее. Первая пятилетка, которую мы в этом году начали, разбита на две части: трехлетняя программа и двухлетняя программа. Мы воспринимаем трехлетнюю программу как подготовительный период для реализации крупномасштабной программы по модернизации с целью поэтапного формирования «умной» сети, интеллектуальной сети. Подготовка базы для создания «умной» сети требует серьезной предварительной подготовки. В первые три года планируется создать нормативно-правовую базу, сформулировать задания фундаментальной науки, подготовить кадры, выдать задание промышленности на новое оборудование.
Федеральная сетевая компания,
естественная монополия всех передач электроэнергии, владеет и управляет едиными национальными электрическими сетями класса напряжения 220 кВ и выше.
ФСК эксплуатируется 797 подстанций суммарной мощностью и трансформаторной мощностью 305 тыс. МВА.
Общая протяженность сетей – 121 тыс. км, отпуск электроэнергии обеспечивает 466 млрд. кВт∙ч.
Объем потерь сегодня составляет в магистральных сетях 4,86%, или 22 млрд. кВт∙ч, или 15,8 млрд. рублей в год.
Федеральная сетевая компания имеет стабильное финансовое положение, что подтверждается присвоенными кредитными рейтингами.
Сильный финансовый профиль компании позволяет привлекать заимствования на выгодных условиях в необходимом объеме для финансирования масштабной инвестиционной программы. Основной акционер – государство – обеспечивает поддержку компании в области перспективного инновационного развития единых национальных электрических сетей России.
Вводимое применение RAB-регулирования долгосрочных тарифных параметров стимулирует инвестиции компании в электросетевые объекты, обеспечивая гарантированный возврат на вложенный капитал и компенсацию его стоимости на рыночных условиях.
В течение последующих двух лет – предусматривается реализация пилотных проектов и отработка элементов и технологий «умных» сетей.
Долгосрочное планирование инвестиционной программы с учетом RAB-регулирования дает прочную и надежную поддержку для реализации проекта модернизации и инновационного развития компании, результатом которого является «умная» сеть.
Реализация трехлетнего этапа 2010–2012 года предусматривает формирование концепции информационного развития единых национальных сетей «Умные сети» с учетом мирового опыта, с привлечением фундаментальной и отраслевой науки. Разработка долгосрочного взаимодействия с отечественными и зарубежными производителями по созданию инновационного оборудования для «умной» сети и развития новых производств. Разработка программ модернизации и развития сети испытательных центров в Российской Федерации для всесторонней проверки соответствия параметров оборудования требованиям «умной» сети. Организация профессиональной подготовки и переподготовки кадров на основе сотрудничества с ведущими отечественными центрами подготовки. Разработка нормативно-технической и правовой базы проектирования к строительству и эксплуатации сетей нового поколения. Разработка и реализация инфраструктурных проектов для обеспечения энергоснабжения крупных мегаполисов.
Существует разница в понимании, что такое «умная» сеть, что такое интеллектуальная сеть. Мы вкладываем в это понятие гораздо больше смысла. Разница в понимании, в переводе «умных» сетей за рубежом и в рамках идеологии компании ФСК следующая. Зарубежное понимание «умных» сетей – это дооснащение существующих сетей, в первую очередь распределительных, устройствами контроля энергоресурсов, соединенных в единую информационную сеть, которая позволяет оптимально расходовать энергоресурсы, в том числе из-за широкого распространения малой генерации. Преобразования носят локальный характер создания «умных» городов. Преобразований глобального характера, которые затрагивали бы всю структуру электроэнергии какой-либо страны, в настоящее время нет. Наше понимание «умных» сетей, «умной» электроэнергетики – одновременное глобальное преобразование всех субъектов электроэнергетики с учетом уникальности топологии единой электросистемы страны: семь часовых поясов, разбивка по ОЭС, классическая структура генерации – делает задачу по созданию «умной» сети действительно уникальной и нерядовой.
Направления работ по созданию «умной» сети – это и разработка концепции теоретических основ создания «умной» сети, и новые типы силового оборудования подстанций и линий электропередачи для «умной» сети. Определены направления по созданию «умной» сети, проводится работа совместно с ведущими институтами страны по разработке и внедрению инновационной технологии, значительно увеличено финансирование научно-исследовательской работы. Министерство энергетики утвердило для Федеральной сетевой компании серьезную программу научно-исследовательских работ, сроки исполнения и объем финансирования данных работ.
Уже сегодня в ФСК реализуются отдельные элементы интеллектуальных сетей. В том числе статкомы – управляемые статические устройства регулирования реактивной мощности, включенные в сеть параллельно. Такое оборудование сейчас планируется монтировать на подстанции «Выборгская», которое позволит обеспечить надежную и устойчивую передачу электроэнергии, в том числе в ремонтном режиме, из России в Финляндию. Это применение всех проводящих кабельных линий, это управляемые шунтирующие реакторы, это конденсаторные батареи, которые нам сегодня помогли решить задачу по Сибири по надежной и качественной передаче электроэнергии в условиях выпадающей генерации Саяно-Шушенской ГЭС. Это мультикамерный разрядник для воздушных линий электропередачи, которые повышают надежность при прохождении внешних воздействий на наши линии электропередачи.
Традиционно в течение уже более чем пятидесяти лет электроэнергетика России развивается в направлении создания и развития единой электроэнергетической системы. Сегодня магистральная энергетическая сеть соединяет энергоузлы от границы с объединенной Европой до Тихого океана, однако параллельная работа генераторов обеспечивается, по условиям устойчивости, не везде. Требуется принять взвешенное решение, решать это противоречие или нет, усиливать ли независимость энергосистем и каким способом это делать. Электропередача с переменным током 1150 в России освоена, передача энергии с постоянным током – тоже, но инструменты не нашли пока широкого применения. Время для этого пришло, и надо определяться.
Следующий вопрос, который требует изучения и принятия решений, – это развитие линий электропередачи сверхвысокого напряжения переменного и постоянного тока для обеспечения параллельной работы несинхронных объединений или энергосистем. По экспертной оценке, пиковая генерация составляет в целом в единой электрической системе России порядка 5 МВт. Большая часть данной генерации может быть замещена путем выхода в холодный резерв накопителями большой мощности аккумуляторов. Сейчас проходит первый этап формирования базы для реализации проекта «Умные сети», крупномасштабной модернизации. В число приоритетов на первом этапе входит сотрудничество с научно-исследовательскими институтами и проектными организациями, с изготовителями оборудования для сетевых компаний. Федеральная сетевая компания заключила с 65 предприятиями России соглашения в части модернизации данных предприятий, в части настраивания данных предприятий, комплексов на участие их в инвестиционной программе ФСК на инновационной основе. Активно ведем сейчас переговоры, сотрудничество с зарубежными крупными компаниями, которые традиционно участвуют в развитии сетевых компаний, и теми, кто в последнее время зарекомендовал себя активными участниками электротехнической отрасли в мире.
Каков ожидаемый эффект от «умной» сети? Безусловно, мы планируем значительно снизить потери, которые составляют сегодня достаточно большой объем. Безусловно, показатели, необходимые для обеспечения энергоэффективности: экономия прироста установленной мощности электростанций на 5% за счет снижения требуемой резервной мощности начиная с 2014 года, сглаживание графиков нагрузки, повышение пропускной способности линий электропередачи до 30%. Вероятное снижение системных аварий, снижение недоотпуска потребителям в два раза. Снижение потерь в сетях всех классов напряжения на 25%, что даст экономию порядка 35 млрд. кВт∙ч (это эквивалентно выработке в год электростанции мощностью 7,5 ГВт), в том числе в магистральных сетях снижение до 3,6%.
На территории Российской Федерации значительный прирост к 2030 году по сравнению с 2008 годом предполагается на территории Центра – это 180 млрд. кВт∙ч (это на Урале, в Уральской объединенной электросистеме – 131 млрд. кВт∙ч, это Объединенные энергосистемы Сибири – 96 млрд. кВт∙ч). В Генеральной схеме предусматривается ввод в эксплуатацию энергооборудования электрических станций – 164 ГВт в максимальном варианте развития. Ввод в работу сетей 330 кВт и выше – 52 тыс. км линий электропередачи и 172 ГВА трансформаторной мощности в базовом варианте. По сетям, в частности, предполагается строительство электропередачи постоянного тока Центр–Урал, усиление межсистемных связей между Сибирью и европейской частью России, присоединение на параллельную работу изолированных энергосистем Дальнего Востока и ЕС России.
Безусловно, создание «умной» экономики возможно только при совместных усилиях всех субъектов электро-энергетической отрасли, потребителей, смежных отраслей. Это, в свою очередь, требует прозрачности и обоснованности тарифов на передачу электрической энергии для потребителей, инновационного развития и модернизации отечественного производства и внедрения качественно новых технологий в сектор экономики России, прогрессивного развития интеллектуального потенциала для интенсивного развития России в области науки и техники, построения эффективного взаимодействия государственного, частного капитала и общественных интересов, учитывающих социальные интересы общества, снижения негативного воздействия деятельности бизнеса на окружающую среду, создания новых технологических стандартов энергосбережения, энергоэффективности, снижения энергоемкости производства, обеспечения роста ВВП.
Оракул из Омахи сказал: «Если вы находитесь на судне, которое постоянно протекает, правильно направить усилия на поиск нового судна, а не на латание дыр». Я думаю, что это уместно как раз для реализации программы крупномасштабной модернизации.
В настоящий момент формируется мировой рынок создания «умных» энергосистем. Россия должна стать одним из активных субъектов этого рынка. При координации усилий отечественной науки, промышленности, образования мы сможем сформировать конкурентоспособный межотраслевой сегмент экономики на принципах государственно-частного партнерства. Федеральная сетевая компания готова решать существующие проблемы, и самое главное – мы хотим и готовы быть катализатором этих преобразований.