Среди приоритетных направлений, определенных президентом, особый статус имеет энергоэффективность. В этом направлении предпринимаются меры, направленные не только на прямую поддержку предложения инновационной продукции рынку модернизации, но и на разработку институциональных критериев, связанных с созданием спроса на обновление оборудования и на инновационные технологии, решения и услуги.Михаил Курбатов,Директор Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Министерства экономического развития РФВ рамках обсуждения темы энергоэффективности я бы определил два основных направления. Первое – это институциональные преобразования, второе – это инновационная энергетика. При разработке институциональных реформ мы движемся двумя параллельными путями – это разработка всей законодательной базы и обработка в ручном режиме тех преобразований, которые Министерство экономического развития считает нужным поддержать.
Энергоэффективность – сфера, которая сегодня затрагивает абсолютно всех и каждого. За претворение в жизнь проекта по энергоэффективности Минэкономразвития отвечает в первую очередь, но по сути это работа всего правительства. У каждого министерства имеется достаточно большой объем подготовленных актов, которые надо просто принять для того, чтобы в подведомственных им сферах заработали общепринятые во всем мире механизмы энергосбережения и энергоэффективности. При разработке темы по энергоэффективности на первом этапе мы решили начать с так называемого государственного сектора, то есть с себя.
Мы начали выставлять более жесткие требования к компаниям с государственным участием, государственным и муниципальным заказчикам, полагая, что регионы должны разрабатывать региональные программы по повышению энергоэффективности, муниципалитеты – свои программы, субъекты должны разработать программы энергосбережения и энергоэффективности в части регулируемых видов деятельности.
Все образования до 2012 года обязаны провести в обязательном порядке энергетическое обследование подведомственных им зданий. От Минэкономразвития ждут, соответственно, разработки норм требований к региональным и муниципальным программам, методологическую поддержку работ региональных и муниципальных программ, а также программ субъектов естественных монополий. Понимание того, что существует насущная необходимость разрабатывать новые акты для того, чтобы можно было корректно ужесточать требования к продукции в части требований по энергоэффективности при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд, сейчас есть уже у всех. Первая версия закона, принятая в первом чтении в конце 2008 года, была довольно-таки жесткой, шла по пути выставления требований в отношении как государственного сектора, так и частного бизнеса. После обсуждения предложенной версии нормы закона были смягчены, акцент смещен в сторону государственного сектора. Но если бы перед нами была поставлена на сегодняшний день задача сделать требования по энергоэффективности более жесткими и распространить их на всех, боюсь, мы бы этого сделать не смогли.
Сейчас, к сожалению, технически мы еще не готовы, недостаточно знаний об энергоэффективности товаров, работ и услуг. Поэтому далеко не по всем видам продукции и товаров, по услугам мы понимаем, какой уровень можно определить как обязательный, исходя из экономической ситуации и из конкурентоспособности наших предприятий. Именно поэтому было решено начать понемногу с государственных закупок.
К моему великому сожалению, самым ярким проявлением закона явился запрет на лампы накаливания. А ведь это лишь один из новых примеров, но его журналистам комментировать гораздо интереснее и проще, чем что-либо другое, поэтому эта тема прессой наиболее ярко освещается. Хотя многие эксперты уверены: если бы закон состоял только из таких популистских пунктов, как запрет на использование ламп накаливания, его эффект в краткосрочной перспективе был бы минимальным. Но собственно, эти самые пресловутые лампы и есть пример того, как мы двигаемся.
На этом примере можно рассматривать структуру потребления энергоресурсов любого производителя. Собственно, в такой же связи находятся все товары, работы и услуги, закупаемые для государственных и муниципальных нужд. Таким образом, когда будут готовы продукты энергосберегающих технологий, готовые к замене товаров, присутствующих на рынке сегодня, мы сможем перейти к внедрению общих требований на соответствующую продукцию. То же самое касается и естественных монополий в нашей стране.
Учитывая такую значимость государственного сектора в экономике, абсолютно логично этим воспользоваться и выставить более жесткие требования к компаниям с государственным участием и к тем самым естественным монополиям. Поскольку, задавая вектор энергосбережения таким корпорациям, как РЖД, «Роснефть», «Транснефть», ФСК, мы охватываем значительные сектора экономики и за счет их программ можем создать спрос на инновационную энергосберегающую продукцию.
В качестве примера можно привести ОАО «РЖД», компанию, которая чуть раньше других, видимо в силу своего названия, идет паровозом впереди. Программа повышения энергоэффективности в РЖД работает, действительно стимулируя спрос на внедрение инновационных технологий и с точки зрения локомотивной тяги, и с точки зрения светодиодных источников света, которые компания активно внедряет в части привокзального освещения и в семафорах, а также оборудование тепловой энергетики, которое компания начала применять при модернизации старых котельных.
Другое направление нашей деятельности – это задачи, которые поставлены президентом перед рабочей группой по энергоэффективности – мониторинг институциональных преобразований на примере нескольких отдельно взятых регионов. Мы исходим из того, что и при текущих уровнях тарифов на тепло, электроэнергию, газ, другие источники энергии существует большой потенциал экономически оправданных мероприятий по энергосбережению. Поэтому речь идет не о дополнительных субсидиях, а об инструментах, которые должны освоить региональные власти. В первую очередь это экономические инструменты энергоэффективности. Энергоэффективный квартал-«проект».
Нами было выбрано четыре топ-региона, среди которых сегодня особо выделяется Тюмень (см.
«Энергополис», № 11 (27) 2009. – Прим. ред.). Администрация Тюменской области далеко продвинулась в части внедрения энергосервисных контрактов, в соответствии с которыми оплата выполненных работ осуществляется за счет средств, полученных от экономии ресурсов и сегодня реализует у себя масштабную программу, стараясь использовать те приспособления, которые мы вводим законом об энергоэффективности и подзаконными актами к нему. Тесно связан с предыдущим и следующий проект – «Энергоэффективная социальная сфера». Задача этого проекта – выработка тиражируемых решений для различных типов зданий социальной сферы, прежде всего школ, больниц, поликлиник.
Стоит выделить как отдельное направление работы министерства проект «Новый свет», который предусматривает поэтапную замену ламп накаливания на энергосберегающие световые устройства, прежде всего отечественного производства, и установку приборов учета. Мы полагаем, что Россия может шагнуть сразу в следующую стадию эффективности использования электроэнергии, минуя ту, которую прошли западные страны (люминесцентные лампы и простые приборы учета). Речь сегодня идет о внедрении светодиодных источников света и интеллектуальных системах учета энергии.
Отдельное направление работы или отдельный вектор движения – развитие малой энергетики. Логика этого направления очень простая: будут выбраны все известные в стране точки локальной энергетики с наихудшими показателями экономической эффективности и на месте будут отрабатываться типовые решения по современному оборудованию малой комплексной энергетики российского производства и дальнейшему тиражированию успешного опыта внедрения этих проектов по всей стране. В Архангельске до сих пор работает котельная, демонтированная с немецкого крейсера в 1944 году. Понятно, что в этом случае ни о какой энергоэффективности речи идти не может.
То, что мы называем инновационной энергетикой – приоритетное направление, поскольку все: энергия ветра, прилива, сверхпроводимость и т.д. – равно важно для развития экономики страны. В итоге были выбраны те направления, по которым есть перспектива масштабного развития в ближайшие 20–30 лет. Развитие получат те проекты, у которых есть настоящие перспективы для выхода на мировые рынки альтернативной энергетики, проекты, у которых есть предпосылки занять на этих рынках заметное место, такие проекты, чтобы на этом рынке нашей стране не быть последней.
2010 год – это год запуска всех механизмов, пилотный проект, направленный на отработку и корректировку типовых решений. В 2011–2012 годах начнется полномасштабная работа. В 2013 году мы рассчитываем проанализировать полученные результаты и откорректировать дальнейшее движение в сторону энергоэффективности. У нас нет никакого сомнения в том, что в 2013 году мы выйдем на уровень институционального развития и по многим пунктам догоним основные развитые страны.