В своем интервью нашему корреспонденту Константину Криницкому министр инфраструктуры Израиля, в чьем ведении находится энергетика страны, рассказал о том, чем именно занимается министерство и какие стоят перед ним задачи, о двух крупнейших игроках энергорынка – государственных компаниях «Мекорот» и «Хеврат Хашмаль», о планах Израиля по увеличению объема электроэнергии, производимой экологически чистым способом, и о строительстве угольной электростанции «Рутенберг». А также господин министр вспомнил Иосифа Сталина, который интересовался, сколько дивизий у Папы Римского…–Господин министр, чем именно занимается ваше министерство и какие стоящие перед ним задачи вы оцениваете как первоочередные?–Министерство занимается управлением и регулированием в сфере топливно-энергетического комплекса страны и водоснабжения. Что касается приоритетных задач, то сформулировать их можно довольно просто: бескризисное обеспечение Израиля водой и электричеством. Но, несмотря на ясность задач, сама их реализация, разумеется, оказывается не такой уж легкой.
Например, в том, что касается водоснабжения, сегодня в Израиле возникла очень непростая ситуация, связанная с последствиями пятилетней засухи. Сейчас вводится так называемый «налог на засуху», что в конечном счете означает рост стоимости воды для конечного потребителя. Но это инициатива Управления водных ресурсов, к которой наше министерство отношения не имеет. Сам я, кстати, возражал против повышения тарифов на воду. Я считаю, что люди не обязаны платить за ошибки предыдущего правительства, свернувшего проект по строительству опреснителей морской воды, инициированный Авигдором Либерманом в то время, когда он возглавлял министерство национальной инфраструктуры (в настоящее время
А. Либерман является министром иностранных дел Израиля. – Прим. ред.).
–Известно, что водо- и энергоснабжением в Израиле монопольно занимаются государственные компании «Мекорот» и «Хеврат Хашмаль», имеющие, кстати, самый высокий средний уровень зарплат во всей израильской промышленности – что-то около 5,5 тыс. долларов в месяц. Возможно ли вообще о чем-то договариваться с этими монополиями?–Действительно, компании, о которых вы говорите, являются естественными монополиями. Но давайте смотреть на вещи реально. Уровень принятия решений, допустим, директора «Хеврат Хашмаль» вовсе не безграничен, то есть он не может по какой-то своей прихоти взять и отключить центральный рубильник. Знаете, это все-таки государственные компании, и что касается реального влияния, то это как в том знаменитом вопросе Сталина: «А сколько дивизий у Папы Римского?»
Если говорить об уровне зарплат в «Мекорот» и «Хеврат Хашмаль», то, во-первых, эта тенденция наблюдается уже не первое десятилетие. Во-вторых, у любого управленца есть несколько наиболее приоритетных задач, которых обычно не более двух-трех. Не думаю, что мне сейчас стоило бы в ущерб этим основным задачам начать заниматься еще и зарплатами работников компании «Хеврат Хашмаль».
Вопрос, который мне действительно кажется серьезным, – это существующая на сегодняшний день неудачная модель управления, при которой ответственность за возможные перебои с водой или электричеством ложится на мое министерство и, соответственно, на меня лично, в то время как тарифной политикой и администрированием этих направлений занимаются управление водных ресурсов и управление электроэнергии. Их бюджет контролируется министерством финансов. Было бы логичным передать эти управления в подчинение министерству инфраструктуры. Очень надеюсь, что мне удастся это организовать.
–Доктор Ландау, в Израиле говорят о планах по увеличению объема электроэнергии, производимой экологически чистым способом. Вместе с тем, несмотря на протесты экологов, вы считаетесь горячим сторонником строительства угольной электростанции «Рутенберг» в Ашкелоне. Как вы можете это объяснить? –С точки зрения экологов, электростанции, работающие на природном газе, конечно, предпочтительнее. Сегодня в таких странах, как, например, Германия и США, 20–25% станций работают на газе. У нас – 40%. Если продолжать строительство газовых электростанций, то с учетом возрастающих потребностей страны в электроэнергии всего за десятилетие или чуть больше доля газовой энергетики увеличится до 70% от общего объема. Но энергетика такой страны, как Израиль, не может базироваться на больших количествах используемого природного газа, так как, не обладая достаточным запасом энергетических ресурсов, Израиль не может себе позволить быть полностью зависимым от поставок газа. Кроме того, если будет неисправность в трубопроводе, то Израиль в один момент может и вовсе остаться без электричества.
С одной стороны, потребность в электроэнергии постоянно растет, с другой – по указанным причинам нельзя увеличивать количество газовых станций. Поэтому мы пока просто не можем отказаться от угольных станций и поставить под угрозу всю нашу энергетическую систему. Что касается строительства электростанции «Рутенберг», то я просто не вижу другого пути своевременно предотвратить кризис системы электроснабжения и сделаю все от меня зависящее, чтобы электростанция в Ашкелоне была введена в строй как можно быстрее.
Кстати, название самой этой электростанции, конечно, было выбрано не случайно. Она носит имя инженера Пинхаса Рутенберга, в начале прошлого века прибывшего в наши края из Российской империи. Здесь Рутенберг в 1923 году построил первую гидроэлектростанцию и учредил электрическую компанию, которой английские власти предоставили концессию на использование вод Иордана и Ярмука для электроснабжения Британской Палестины. Так что этот выдающийся российский инженер и предприниматель с полным на то правом считается основателем израильской электроэнергетики.
–Господин министр, пока мы говорили лишь о традиционных видах электроэнергетики. Тем не менее в вашем министерстве существуют планы, связанные с освоением альтернативных источников электроэнергии. Вы не могли бы рассказать и о них?–Да, мы уделяем большое внимание альтернативным, или, как их еще называют, возобновляемым источникам энергии. Сейчас министерством разрабатывается программа реформирования израильской энергетики, реализация которой рассчитана на период до 2020 года. В настоящее время максимальная ежесуточная расчетная мощность всех израильских станций – 11,5 тыс. мегаватт. В расчете на одного жителя страны цифры неплохие, даже если сравнивать их лишь с промышленно развитыми странами. Но, как видно уже сегодня, этого недостаточно. Потребуется строительство новых электростанций, и их структура, удельный вес каждого типа в общем объеме производства электроэнергии должны быть определены заблаговременно. Сегодня мы ориентируемся на следующие пропорции: в 2020 году 50% всех станций будут работать на таком традиционном топливе, как уголь, примерно 40% – на газе и 10% отводится электростанциям, работающим на альтернативных источниках электроэнергии.
–Скажите, нет ли у вас опасений, что этот проект, как в описанном вами случае со строительством опреснителей морской воды, через некоторое время также будет заморожен?–Думаю, что нет. Буквально на прошлой неделе в Тель-Авиве мы организовали очень представительное совещание, как раз посвященное альтернативным источникам электроэнергии. Я пригласил людей, занимающих ключевые позиции в израильской энергетической отрасли: представителей из числа ученых и промышленников, экологов и чиновников из целого ряда организаций и министерств, непосредственно связанных с энергетикой. Мы обсуждали возможности интеграции альтернативных станций в общую энергосистему Израиля, вопросы ценообразования на такую электроэнергию, учитывая ее пока довольно высокую себестоимость. Также обсуждалась тема инвестиционных предпочтений – в этом смысле важно изначально выбрать верное направление. Например, по предварительным оценкам, для небольших поселений и развивающихся городов, учитывая израильские климатические особенности со среднегодовым преобладанием солнечных дней, больше подходят солнечные электростанции.
Эта встреча показала, что в необходимости освоения альтернативных технологий производства электроэнергии убеждать уже никого не нужно. Для людей, принимающих стратегические решения в этой области, такое направление развития энергетики является очевидным. Только нашим министерством ежегодно выделяется более 1 млн. долларов США на стартовое развитие новых проектов в энергетике.
Я бы еще добавил, что в рамках межминистерской кооперации министерством инфраструктуры и управлением земельных ресурсов сейчас реализуется совместный проект по выделению земельных участков в пустынях Негев и Арава для возможного создания там ветряных электростанций. К участию в этом проекте приглашаются бизнесмены, которые смогут представить собственные проекты строительства электростанций. С победителями конкурса будет заключен государственный договор об аренде на 25 лет.
–Возможно ли участие в проектах вашего министерства российских государственных и частных компаний?–Я не нахожу здесь каких-либо видимых препятствий. Тем более что в последнее время российско-израильские отношения, похоже, переходят в стадию своего интенсивного развития. Возможно, этому, в свою очередь, поспособствует и недавний визит в Россию нашего министра иностранных дел и моего соратника по партии НДИ Авигдора Либермана, который встречался там с первыми лицами государства.
Думаю, что польза от возможного сотрудничества нашего министерства с российской стороной окажется взаимной.
Константин Криницкий
когда готовился номер......тема нетрадиционной энергетики получила продолжение всего через два дня после того, как министр инфраструктуры Израиля Узи Ландау дал это интервью. Доктор Ландау отправился на международную конференцию в Абу-Даби (ОАЭ), посвященную возобновляемым и экологически чистым источникам энергии.
На открытии конференции Узи Ландау сказал, что Израиль ставит перед собой задачу выйти в лидеры разработки и внедрения энергетических технологий, основанных на возобновляемых источниках энергии, и участие в этой конференции дает уникальную возможность форсировать эту программу.
Израильский министр инфраструктуры отметил также, что даже сам факт проведения такой конференции показывает, что региональная кооперация на основе экологически чистых технологий становится сегодня возможной. В заключение своего выступления Узи Ландау пригласил участников на конференцию, посвященную современной энергетике, которая состоится в Эйлате (Израиль) в феврале этого года.
Этот визит с полным правом может называться историческим, будучи первым в истории визитом израильского министра в страны Персидского залива.
Доктор
Узи Ландау,
министр национальной инфраструктуры Израиля
Родился в 1943 году в Хайфе.
Системный аналитик. Степени бакалавра и магистра получил в Хайфском Технионе, где впоследствии преподавал.
Профессорскую степень получил в 1976 году в Массачусетском технологическом институте (MIT).
Служил в десантных войсках, участвовал в войнах: Шестидневной, Судного дня и Первой Ливанской. Майор запаса.
Работал генеральным директором министерства транспорта.
Политическую карьеру начал в 1984 году, когда стал депутатом кнессета от партии «Ликуд». Возглавлял комиссию кнессета по иностранным делам и обороне, а также финансовую комиссию, представлял кнессет в ЕС. В 2001–2002 годах занимал пост министра внутренней безопасности. Министерством национальной инфраструктуры руководит с апреля 2009 года.