Иван Гордеев – один из талантливейших петербургских ювелиров новой волны. Быть петербургским ювелиром совсем непросто. И дело даже не только в том, что сочетание слов «Петербург» и «ювелир» выводит мысли обывателя на Дом Фаберже и его апологетов, поклонников и последователей. Последователей – разного калибра дарований, поклонников – разного уровня культуры. Но большинство из них, ослепленные блеском золота Фаберже и именами членов императорской фамилии, забывают, что и до знаменитых безделушек Фаберже в Санкт-Петербурге существовала целая индустрия ювелирных изделий.Изделия петербургских ювелиров – поставщиков императорского двора были известны не только в России. Екатерина II любила одаривать перстнями, брошками, табакерками, шкатулками, флакончиками для духов и т.д. свой ближний и дальний круг, в который входили не только Вольтер и Руссо, но и большинство царствующих особ европейских домов. «Не видал ничего изящнее, благороднее и великолепнее, чем перстень, который Вы мне прислали, – писал императрице Вольтер. – Он сравним с мощью водопада, изяществом газели и дерзостью нескромного взгляда. Счастлива страна, рождающая таких мастеров…»
Именно в Петербурге, с его блестящей придворной жизнью, под высочайшим императорским покровительством творили исключительные золотых дел мастера и необычайно оригинальные таланты. Отличительная черта в золотом и серебряном деле Петербурга – изначальная ориентация Петербурга на западноевропейскую культуру и моду. Здесь были богатейшие собрания искусства Европы, сохранились традиции совместной работы русских мастеров с иностранными, возникшие при Петре I.
Хотя мастеров, именовавшихся придворными ювелирами, немного (Яннаш, Кеммерер, Ян, Болин, Фаберже, Кехли), не забудем, что рядом с каждым из них работали еще десятки талантливейших художников.
Во всех странах мира во второй половине XIX – начале XX века самым почетным было звание придворного ювелира. До 1856 года титул придворного поставщика присваивался по просьбам лиц, поставлявших свои изделия не только высочайшему двору, но и великокняжеским дворам. С 1866 года претенденты на это звание должны были выполнять какие-либо заказы для императорского двора в течение 8–10 лет. И это высокое звание не могло переходить по наследству или от одного лица к другому. Звание придворного поставщика давало право изображения на вывеске, рекламе и т.д. государственного герба Российской империи.
Иван Гордеев, создатель и руководитель собственной ювелирной студии, – достойный продолжатель традиции ювелирных дел мастеров Санкт-Петербурга. Его искусство восходит именно к тем временам, когда не дороговизна, не техническая оригинальность Фаберже определяли ценность изделия. Благородство, чистота и тонкость вкуса, глубокое понимание возможностей материала – будь то золото, платина, серебро или драгоценные камни – в этой петербургской традиции работают ювелиры новой волны.
Ряд известных людей уже приобрели изделия мастера и продолжают коллекционировать их. «Ювелирные изделия, – сказал Иван Гордеев по поводу моды на драгоценности, – почти не подвержены влияниям моды. Если это подлинные ювелирные изделия, а не поделки из золота и драгоценных камней. К сожалению, сейчас немного истинных знатоков, ценителей этого древнего искусства. Вкус, культура по отношению к драгоценностям или есть от природы, или вырабатываются поколениями».
К сожалению, Иван Николаевич Гордеев скончался в этом году. Прервалась удивительная, не похожая ни на кого линия русского ювелирного искусства. Однако в личной коллекции Ивана Гордеева остались десятки редких по красоте и изяществу изделий. «В каждом изделии, – говорил он, – должна быть душа. Только тогда с годами оно не только не надоест, а, наоборот, приобретет еще большую ценность».
Остались ученики и последователи мастера, продолжающие и развивающие его ювелирные идеи.
Уверены, что каждый, кто будет любоваться уникальными произведениями Ивана Гордеева и его учеников, кто приобретет их, ощутит благородную, чистую, истинно петербургскую душу безвременно ушедшего талантливого ювелира и человека.