Интервью исполнительного директора компании «Интерэлектросетьстрой» Юрия Шевчука.Не всякой даже крупной компании удается на одной неделе пустить три подстанции. Компании «ИЭСС» это удалось: московская «Семеновская» 110 кВ, подмосковное «Гулево» 220 кВ и «Трачуковская» 500 кВ в Западной Сибири были запущены в ноябре.
– Юрий Алексеевич, что вас волнует сейчас как энергетика-практика?– Основная беда сейчас для энергетиков-практиков, строителей, монтажников, наладчиков – это плохое качество проектов. Вместе со всей страной рухнули в 90-е годы и проектные институты в сфере электроэнергетики, разрушилась разумная система подготовки и воспитания кадров проектировщиков. Известно, что для того, чтобы родился квалифицированный ГИП (главный инженер проекта), требуется готовить очень грамотного инженера не менее десяти лет. И это при условии, что он будет работать со старшими коллегами, учиться у них. Сейчас на рынке множество и мелких, и крупных компаний, которые на словах могут выполнить проекты любой сложности. На деле настоящих проектировщиков единицы. Это штучный товар. И как результат, мы уже на площадке сталкиваемся с такими вопиющими промахами проектировщиков, что вынуждены сами браться за проектирование, рисовать проекты на коленке, а проектировщики рисуют проект уже после завершения работ.
– А в чем ошибки проектировщиков? Это ошибки в строительной части проекта, или оборудование на подстанции размещено нерационально, или само оборудование не соответствует техническим требованиям, устаревшее, или предлагаются какие-то устаревшие технические решения?– Весь спектр! Начиная от генплана, от посадки зданий и заканчивая несоответствием размеров, привязок, отметок… Никто не проводит должным образом геологические исследования. И как результат – полное несоответствие грунтов тому, что написано в геологических отчетах. Например, на одной из наших подстанций было написано: грунт нормальный. По факту оказалось болото. Далее идут ошибки в электромонтажной части проекта, в типах оборудования, стыковки строительной и электромонтажной части. А когда дело доходит до наладки и вторичной части, зачастую тут приходится переделывать вообще все!
– Это общая беда?– В большей или меньшей степени. Я никогда не встречал проекта, который не пришлось, как теперь говорят, актуализировать. Но тут у нас, как у организации сравнительно небольшой, есть свои преимущества. Первое, что пишется в договоре, – «генподрядчик обязан передать подрядной организации проектную документацию в полном объеме со штампом «В производство». Передавая сырую документацию со штампом «В производство», заказчик снимает с себя ответственность за проектные ошибки. А дальше возникают проблемы дополнительного проектирования, исправления ошибок и т.д. С формальной точки зрения, все это должны сделать проектировщики: исправить свои ошибки и компенсировать те убытки, которые возникли в результате неквалифицированного проектного решения. Заказчику, естественно, дополнительные деньги тратить не хочется… Мы же просто все делаем своими силами, и спрашивать можно только с себя, со своих подразделений и специалистов. Заказчику не надо разбираться при возникновении ошибок в комке финансовых и правовых проблем – все решается в рамках одной организации.
– Бывает, что проектировщики переделывают проект основательно, или это только мечты монтажника?– Разумеется, бывает, что проектировщики целые разделы проекта переделывают, но, как правило, это происходит с помощью строителей. Мы вынуждены «входить в положение» институтов, проектных организаций и – помогать! Нормальная, стандартная ситуация: мы построили, они после нас нарисовали.
– Понятно, вы уже вышли на площадку, и каждый день для вас дорого стоит.– Экономически более целесообразно нашим специалистам разработать конкретный узел, произвести работу и получить за нее деньги, чем ждать у моря погоды: проектировщики деньги уже получили, им спешить некуда, да и уровень ответственности несколько разный – ведь всегда виноват крайний, в нашем случае строитель-энергетик. Тем более что ты не всегда уверен, что исправленный проект будет хорошим. Нельзя отдавать свой бизнес в чужие руки.
– Это касается только малых проектных организаций?– В больших проектных организациях, как правило, остался костяк старых сотрудников, специалистов, обладающих достойной квалификацией. Но – огромное количество заказов, отсюда – рост цен, необоснованный, но все равно они захлебываются. Бывают и у больших проектировщиков отголоски проектов 60–80-х годов, когда старые проекты пытаются приспособить и продать как новые или «старики» не вполне владеют новыми технологиями, новым оборудованием, живут на старых запасах. Но в основном это классные, вполне современные мастера, они в курсе актуальных веяний и науки, и технологий, и оборудования последних поколений. Но таких проектировщиков мало, они перегружены и тоже пытаются спихнуть целые разделы проектов на сторонние организации, а те – из-за низкой квалификации – на строителей. Если говорить о нашей компании, то мы к этому готовы. По одной из наших подстанций мы почти полностью переделали разделы проекта РЗА, ТМ, АСУ ТП, АИИССКУЭ, связь. Задача проектировщиков была упорядочить, оформить, поставить подписи и штампы.
– Одно время любимой темой недоразумений были согласования проекта. Эта тема закрылась?– Каждый шаг, особенно если строишь в центре Москвы, должен быть согласован, нужно оформлять ордера, разрешения, согласования во всех инстанциях. Это все должен делать генподрядчик, но он перекладывает согласования на субподрядчика в том объеме, насколько это возможно. А мы проходим проверки и административно-технических инспекций, и правительства города Москвы, ведомств: экологическая полиция, пожарные, МГК профсоюзов – кого только не встретишь на нашем московском объекте! И если вы хотите спросить, перестали ли «кошмарить малый бизнес», то я отвечу: не перестали! Вплоть до такой ситуации: работа выполнена, а проекта нет. По тем самым причинам, о которых мы уже говорили. И инспекция удивлена: как же вы выполнили работу, если у вас нет проекта? А вы знаете, что мы можем наложить штраф порядка двухсот тысяч рублей? Это абсолютно стандартная ситуация! Идеальных проектов, как и идеальных строек, не бывает, и любой чиновник преследует цель не помочь и исправить что-то, а найти что-нибудь, докопаться и сурово наказать.
– Юрий Алексеевич, в чем преимущество таких организаций, как ваша?– Как в учебнике экономики: в чем преимущества малого бизнеса перед большим? Преимущество классическое: абсолютная мобильность и гибкость в реализации предлагаемых услуг! При возникновении срочной, аварийной работы, дистанционно удаленной работы перебазировка может быть произведена в течение нескольких дней, а если потребуется – часов. Как это было при пожаре на ПС «Сабурово», куда наши строители и монтажники прибыли первыми. Все специалисты у нас – свои, специально отобранные и обученные. И готовые к работе. Ими легко управлять. У нас есть примеры так называемых инжиниринговых компаний, набравших непомерные объемы, которыми они фактически не в силах квалифицированно управлять. В первую очередь такие компании душит «эффект масштаба», недостаток кадров с адекватной квалификацией, а также неконтролируемые переложенные риски (привлечение субчиков).
Наша компания «Сетьстрой» с момента создания делала ставку на высокую квалификацию кадров, ориентировалась на выполнение всего комплекса работ своими силами, максимальное внедрение последних технологий как в процессе управления, производства, так и в ведомые проекты. Здесь даже управление проектами упрощено: каждый инженер ПТО знает, что происходит в компании, его можно в любой момент отправить на объект и быть уверенным, что все вопросы будут решены.
У нас три направления: строительство, электромонтаж и наладка. Строительную технику мы берем в аренду, но бетонщики, арматурщики, плотники, сварщики, прорабы, инженеры у нас свои и самой высокой квалификации.
Строитель-энергетик – это особый подвид строителей. У них задача основная – выдать стройчасть под монтаж как можно раньше и максимально в соответствии с монтажной частью проекта. В рамках «Сетьстроя» удалось под руководством опытнейшего строителя А. П. Перевизныка создать целых два участка строителей-энергетиков. Монтаж без специальной техники, оснастки невозможен. Например, один из заказчиков удивился недавно, узнав, что мы такелажные работы все выполняем сами. Принято на эти работы специальные организации нанимать, а мы вот сами недавно четыре двухсоттонных трансформатора грузили на трал, снимали, толкали по рельсам до фундаментов, ставили на них с помощью домкратов, толкателей, масляной станции – это огромное дело и огромная ответственность. Но тут у нас все свое: и оборудование, и оснастка, и специалисты. Мы берем на себя абсолютно всю технологию монтажа любых трансформаторов, разве что лаборатории для анализов масла нет.
Электромонтажники – особый отряд. Скажу так: их можно в любое пекло бросить и быть уверенным, что они все выполнят на отлично. Работали и днями, и ночами, и на сорокаградусном морозе, и в болотах, и на аварийных объектах после пожаров, таких как на ПС «Сабурово». На таких людей можно положиться.
А наладчики? Их часто называют «голубой кровью». Это гордость нашей организации. Работают они под руководством замечательного специалиста и человека Геннадия Куракова. Ему удалось собрать таких знатоков своего дела, которым по плечу все: релейная защита, автоматика, АСУ ТП, телемеханика, связь, АИИСКУЭ, высоковольтные испытания. У наладочного участка есть все испытательные комплексы для оборудования, есть высоковольтная лаборатория, наша гордость. Но главное – люди.
– На чем специализируетесь вы сейчас?– Инвестиции резко сократились, строится меньше подстанций и линий, зато больше стало ремонтов и реконструкций. Это – наша сфера, наш конек. Ее мы и будем развивать здесь, в Москве. И если заказчик говорит: «Зовите «Сетьстрой, они все сделают», – то для меня это дорогого стоит. Мы ведь можем и так: два вагончика привезли, поставили рядом с действующими электрическими объектами, за две недели сделали все, не отключая объект, – и до свидания! Как ни странно, в Москве самое изношенное оборудование, очень много старых подстанций, линий, которые нуждаются в ремонтах и реконструкциях.
Помимо работы с нашими стабильными заказчиками мы планируем освоить новое направление и уже активно работаем хоть и с привычными для себя проектами, но в новой сфере – с нефтяниками, газовиками. Нам по силам пройти по всей нитке нефтепровода, построить линии, подстанции, обеспечить весь процесс электроэнергией в полном объеме. Вот в таких условиях особенно ясно видны наши преимущества перед крупными компаниями: мы мобильны, легко управляемы. Мы владеем новейшими технологиями – от мобильных ПС до комплектных ПС и устройств. Большинство наших работников взаимозаменяемы, мы можем вести работы сразу на нескольких объектах и идти, опережая нефтяников, вдоль нитки нефтепровода, облегчая им работу, создавая комфортные условия.
Скажу больше: я считаю, что именно за такими компаниями, как наша, перспектива на ближайшие годы.