В Послании Федеральному Собранию я хотел бы изложить конкретные первоочередные планы реализации этой стратегии. Расскажу о том, что предстоит сделать в самое ближайшее время.В основе моего представления о будущем – глубокая убежденность в необходимости и возможности обретения Россией статуса мировой державы на принципиально новой основе. Престиж Отечества и национальное благосостояние не могут до бесконечности определяться достижениями прошлого, ведь производственные комплексы по добыче нефти и газа, обеспечивающие львиную долю бюджетных поступлений, ядерное оружие, гарантирующее нашу безопасность, промышленная и коммунальная инфраструктура – все это создано большей частью еще советскими специалистами, иными словами, это создано не нами. И хотя до сих пор удерживает нашу страну, что называется, на плаву, но стремительно устаревает, устаревает и морально, и физически. Настало время нам, то есть сегодняшним поколениям российского народа, сказать свое слово, поднять Россию на новую, более высокую ступень развития цивилизации.
В прошлом веке ценой неимоверных усилий аграрная, фактически неграмотная страна была превращена в одну из самых влиятельных по тем временам индустриальных держав, которая лидировала в создании ряда передовых технологий того времени: космических, ракетных, ядерных. Но в условиях закрытого общества, тоталитарного политического режима эти позиции невозможно было сохранить.
В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям.
Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных и ответственных людей.
Вместо сумбурных действий, продиктованных ностальгией и предрассудками, будем проводить умную внешнюю и внутреннюю политику, подчиненную сугубо прагматичным целям.
Вместо прошлой построим настоящую Россию – современную, устремленную в будущее молодую нацию, которая займет достойные позиции в мировом разделении труда.
Я обратился с предложением подумать о том, как преодолеть хроническую отсталость, зависимость от сырьевого экспорта, коррупцию, как выдержать жесткую конкуренцию на мировых рынках, как создать наилучшие возможности для того, чтобы мы сами, каждый из нас мог на деле реализовать свои знания, возможности, опыт, не полагаясь на кого-то сверху. Другими словами, что необходимо сейчас предпринять для изменения качества жизни в России, для обеспечения лидерских позиций нашей страны в мире.
Необходимость перемен стала особенно очевидной в последние месяцы. Глобальный финансовый кризис ударил по всем, но в России экономический спад оказался более глубоким, чем в большинстве стран. Однако не стоит искать виновных только вовне.
Надо признаться, что в предыдущие годы мы сами недостаточно сделали для решения унаследованных от прошлого проблем. Мы так и не избавились от примитивной структуры экономики, от унизительной сырьевой зависимости, не переориентировали производство на реальные потребности людей. Привычка жить за счет экспорта по-прежнему тормозит инновационное развитие. Российский бизнес до сих пор предпочитает торговать тем, что создано в других странах, а конкурентоспособность нашей продукции позорно низка.
Кризис, безусловно, затруднил решение этих проблем. Мы были вынуждены сфокусировать наши усилия на преодолении его негативных последствий, задействовав значительные, ранее накопленные с таким трудом резервы. И масштабная программа антикризисных мер позволила к середине этого года стабилизировать ситуацию.
Нашим приоритетом была и останется поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации. Несмотря на падение доходов бюджета, социальные обязательства государства выполняются полностью. И дальше так и будет.
Особое и очень важное направление – нормализация ситуации в моногородах. Живут в них более 16 миллионов человек. В ближайшие месяцы нам необходимо принять оперативные меры, чтобы не допустить резкого падения уровня жизни в моногородах.
В условиях кризиса мы оказываем прямую поддержку, прямую помощь российским компаниям, объем которой уже превысил триллион рублей. В дальнейшем мы будем помогать только тем, у кого есть четкие планы повышения эффективности и реализации высокотехнологичных проектов.
Мы продолжим политику поддержки села. У нас есть все возможности, чтобы сделать сельское хозяйство одним из лидеров экономического роста на годы вперед. И в результате этого улучшить и качество жизни на селе.
Много предлагается идей по увеличению инвестиций в инфраструктуру. Инфраструктура у нас недофинансирована. Но пока здесь не наведен элементарный порядок, а строительство ведется по завышенным в разы расценкам – в разы, – тратить на эти цели больше я считаю непозволительной роскошью.
В предшествующие месяцы мы много внимания уделяли поддержке финансовой системы. Сегодня наша банковская система находится в удовлетворительном состоянии – для кризисного, конечно, года. Однако с точки зрения инновационного развития финансовый сектор все еще слаб, недостаточно капитализирован и неспособен оказывать все необходимые нашим гражданам и компаниям услуги.
Хотел бы подчеркнуть то, что, я надеюсь, понимают и все присутствующие в этом зале: оживление на рынках пока еще слишком слабое и неустойчивое. Надо продолжить реализацию антикризисного плана и быть готовыми к оперативному принятию дополнительных мер.
Наши отношения с другими странами должны быть нацелены на решение задач модернизации России. Мы заинтересованы в притоке в страну капиталов, новых технологий и передовых идей.
Мы преодолеем отсталость и коррупцию, потому что мы сильный и свободный народ, достойный нормальной жизни в современном, процветающем, демократическом обществе.
Несколько системных шаговВо-первых, мы обязаны заняться модернизацией государственного сектора.
Его доля не опускается ниже 40%, а в период кризиса роль государства в экономике, естественно, вновь возросла. Причем, конечно, эта тенденция наблюдается во всем мире, но с точки зрения долгосрочных перспектив ничего хорошего в этом нет.
Нужно понять, какая структура госсектора отвечает нашим стратегическим задачам. До 2012 года нужно завершить соответствующую программу, выйдя на оптимальные (на ближайшее время, потому что нет ничего вечного) параметры государственного сектора. Что касается государственных корпораций, я считаю эту форму в современных условиях в целом бесперспективной. Корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе, там, где нам это необходимо, или будут реализованы частным инвесторам.
Кроме того, надо провести независимый аудит корпораций, а также крупных компаний с госучастием, внедрить в каждый из них современные модели управления, а оплату труда руководства этих компаний прямо увязать с показателями снижения издержек, повышения энергоэффективности и, естественно, повышения производительности труда, результатами внедрения технологий и инноваций.
Второе. Будет сформирована комфортная среда для осуществления в России исследований и разработок мирового уровня. В нашей стране всегда было много талантливых, открытых к прогрессу и способных создавать новое людей. Именно на них и держится инновационный мир, и надо сделать все, чтобы такие специалисты были заинтересованы работать в своей стране. Поэтому нужно создать постоянно действующий механизм их поддержки, привлекать к работе в России наиболее авторитетных российских и зарубежных ученых, а также предпринимателей, имеющих опыт коммерциализации подготовленных разработок.
Я поручаю правительству обеспечить расширение грантовой поддержки разработчиков новейших технологий на конкурсной основе. Институты развития должны заниматься поиском и отбором перспективных проектов по всей территории страны, предоставлять финансовое содействие инновационным предприятиям, в том числе малым инновационным предприятиям, которые создаются сегодня по известному закону при вузах и научных учреждениях, при этом разделять риски и с частными инвесторами.
Все необходимые организационные и финансовые решения, обеспечивающие реализацию этих задач, правительству следует принять не позднее I квартала следующего года. Обращаю внимание, что структура государственных расходов на эти цели должна в большей степени учитывать выбранные нами приоритеты технологического развития.
Наконец, надо завершить разработку предложений по созданию в России мощного центра исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержку всех приоритетных направлений, именно всех направлений. Речь идет о создании современного технологического центра, если хотите, по примеру Силиконовой долины и других подобных зарубежных центров. Там будут формироваться условия, привлекательные для работы ведущих ученых, инженеров, конструкторов, программистов, менеджеров и финансистов. И создаваться новые конкурентоспособные на мировом рынке технологии.
Третий системный шаг,
который мы должны совершить: мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития.Мы неоднократно, много раз говорили о том, что порядок осуществления инвестиций должен стать в России не менее комфортным, чем у наших конкурентов, а сама система контроля и надзора, в том числе система сертификации продукции, не создавать дополнительных препятствий для инвесторов, готовых к реализации инновационных решений.
Поручаю правительству в двухмесячный срок подготовить предложения по введению нового порядка согласования разрешительной документации для начала инвестиционных проектов. Результатом этой работы должно стать кратное сокращение сроков начала их реализации. Если это сделать, то по объектам, которые не относятся к категории так называемых опасных, этот срок должен быть просто три-четыре месяца. Сегодня эти сроки составляют полтора-два года, а в крупных городах процессы согласований зачастую тянутся годами.
Полномочия и ответственность за координацию этой работы целесообразно возложить на руководителей регионов. При этом должностные лица, виновные в систематических задержках в согласовании документов и взимании платежей по основаниям, которые прямо в законе не предусмотрены, должны подвергаться административным и иным взысканиям, а в необходимых случаях и увольнению с должности.
Четвертое. Под задачи модернизации должна быть настроена и наша налоговая система, а также законодательство об обязательных страховых взносах.Правительство должно в I квартале следующего года представить законопроекты, предусматривающие создание благоприятных условий для инновационной деятельности в том числе, но не ограничиваясь, конечно, этим, установление пятилетнего переходного периода в отношении увеличения обязательных взносов на социальное страхование.
Очевидно в целом, что наша налоговая система нуждается в совершенствовании. Дискуссия о том, какие налоги и по каким ставкам должны взиматься в нашей стране, не закрыта. Кризис, конечно, затруднил принятие решений по снижению налоговой нагрузки. Но к этим вопросам надо будет в ближайшее время вернуться, и мы обязательно это сделаем.
Eсть повод отличитьсяГоворя об инфраструктуре, президент упоминает проблему дорогого строительства («строительство ведется по завышенным в разы расценкам»), но в меньшей степени затрагивает ряд других важнейших инфраструктурных областей, таких как ЖКХ и электроэнергетика или магистральный трубопроводный транспорт.
Прежде всего, какой бы эффективный управленец в итоге ни появился в ЖКХ, проблему обветшалого, по самым скромным оценкам, на 70–80% трубного и в такой же мере изношенного электрического распределительного хозяйства он за счет потребителя решить все равно не сможет. Решение задачи инфраструктурной модернизации в этой области, в том числе за счет создания условий для внедрения в этих сферах энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, – задача государства.
В той же благополучной Германии после падения Берлинской стены перерыли весь Восточный Берлин. Поняв бесплодность и неэффективность простого латания дыр, за счет государственных средств немцы заменяли всю трубопроводную инфраструктуру восточной части своей столицы. Параллельно этому полностью менялась вся проводная инфраструктура связи и распределительной энергетики. Требования к инфраструктурному обновлению в России еще более масштабны, чем в ГДР. Модернизацию находящейся в бедственном состоянии российской технологической инфраструктуры базовых отраслей, которую многие описывали в апокалиптических интонациях после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, государство должно заявить в качестве основного вектора своей промышленной и технологической политики.
Даже признавая наличие более «эффективных, чем государство» собственников, две подотрасли российской генерации полностью остаются под контролем государства: атомная и гидроэнергетика. Их доля в совокупном производстве электроэнергии в стране составляет без малого 35%, и они представляют собой непаханое поле для модернизации. Отдельный разговор о необходимости мер по обновлению также полностью принадлежащей государству магистральной электросетевой инфраструктуры, потери в которой как минимум вдвое превышают мировые показатели.
Государство не может оставить в покое и проблемы ушедших в частное владение электростанций, хотя бы потому, что львиная доля активов и в тепловой генерации все равно по-прежнему принадлежит госкомпаниям. И главное, именно в тепловой «частной» генерации как раз и можно получить основной в России (очевидный и значительный) энерго- и ресурсосберегающий эффект. Дело в том, что 60% электричества в тепловой энергетике (или 43% всего электричества) производится в России на устаревших газовых ТЭС паросилового цикла со средним КПД 35–37%. Сейчас они съедают 150–170 млрд. кубометров – почти четверть всего добываемого в стране газа. Перевод их на парогазовый цикл, основанный на современных газотурбинных технологиях с КПД 52–58%, мог бы сэкономить треть этого объема газа. На внедрение таких технологий тоже должно быть направлено законотворчество и регламентирующая функция государства.
Пока же государство основной акцент в политике энергоэффективности делает прежде всего на частных и муниципальных потребителей. Первыми среди энерго- и ресурсосберегающих мер по порядку идут установка приборов учета в ЖКХ, использование энергосберегающих ламп (по оценкам, в России это приведет к экономии 7% электроэнергии) и меры по «повышению энергоэффективности во многих городских кварталах». Конечно, никто не отрицает необходимости этого и прямой обязанности государства создавать технологические коридоры и другие механизмы быстрого проведения энергоэффективных мероприятий в этой сфере, но все же основное направление его действий должно быть сконцентрировано в другой области – в модернизации и проведении подобных мероприятий в крупной энергетике и промышленности.
Виктор Дмитрук