С каждым годом мы все серьезнее воспринимаем моду как часть современной культуры, поэтому охотнее тратим на свой внешний вид драгоценное время и немалые деньги и восполняем пробелы в стилистическом образовании. Не случайно именно в последнее время вырос спрос на старинные костюмы и винтажную одежду - нам интересны произведения искусства, а платья с историей, несомненно, ими являются. Выбор темы для этой статьи обусловлен прежде всего желанием еще раз продемонстрировать, как в разные исторические периоды в мужском костюме воплощалось представление об идеальном современнике. Посмотрим, как менялся внешний облик мужчины, реагируя на социальные, культурные и прочие изменения в жизни общества.
Начнем с того, что самые первые костюмы - повседневные тройки (брюки, сюртук и жилет) и более торжественные пары (брюки и фрак) - могли себе позволить только весьма состоятельные люди. Таким образом, мужской костюм сразу с момента своего появления стал для владельца неким символом статуса. Вероятно, вопрос нехватки времени в начале века еще не стоял так остро, как в наши дни, потому как модный образ требовал от мужчины тщательности и скрупулезного внимания к деталям. На главных модных "документах" того времени - портретах герцога Монтескье и Адольфа Левье - мы видим, как они мужественно терпят даже такие неудобные, но эффектные элементы кроя, как высокий накрахмаленный воротник с отогнутыми краями. За свою мучительность прозванный, кстати, "отцеубийцей". Другие отличительные черты костюма - зауженные брюки с завышенной талией, которые, согласно канонам того времени, нередко заправляли в сапоги, удлиненный пиджак или сюртук и непременный галстук. Формы в целом характерны узкие и приталенные. Появиться без шляпы, безусловно, считалось дурным тоном. (рис. 1)
Сладкое забытье послевоенных летС началом Первой мировой войны большинство светских премудростей и условностей касательно внешнего вида, особенно в Европе, отошло на второй план. Политическая ситуация в мире занимала умы гораздо больше, чем раньше, темп жизни постепенно убыстрялся, что вносило свои коррективы и в мужской гардероб. Покрой костюма стал более свободным, пиджаки до бедер окончательно вытеснили длинные модели. Также ощущалось влияние военной формы, например, в моду вошли френчи и брюки-галифе. Мягкие фетровые шляпы вытеснили неудобные шляпы-цилиндры.
20-е годы - период в модной истории очень неоднозначный. С одной стороны, мы знаем его по книгам Фицджеральда, воспевшего эпоху джаза. Последний раз в XX веке лощеные денди всерьез старались перещеголять друг друга в изысканности и утонченности костюма, тщательно комбинируя галстук-бабочку, хрустящие накрахмаленные рубашки, парчовые жилеты и смокинги с атласными лацканами. На пике моды были лаковые туфли и часы на цепочке. Но в это же время усилилось спортивное влияние на моду. Во-первых, появились первые костюмы с рисунком - знаменитая английская клетка (рис. 2). Помните твидовые костюмы лучшего, в том числе по мнению англичан, доктора Ватсона в блистательном исполнении Виталия Соломина из фильма про Шерлока Холмса? Во-вторых, костюм отныне сочетался не только с сорочкой, но и с трикотажем. Именно на стыке 20 - 30-х годов легендарная Коко Шанель совершила переворот в моде, предлагая носить модели из джерси в качестве верхней одежды. Как мы знаем, мужчины не преминули воспользоваться идеей, предназначавшейся в общем для женщин. Думаю, не будет преувеличением сказать, что сегодня нет мужчины, в гардеробе которого вы не найдете кашемировую водолазку или кардиган.
Однако, несмотря на тенденцию к упрощению и свободе в одежде, вплоть до Великой Депрессии мужчины предпочитали костюмы-тройки. Жилет - обязательный спутник элегантного и респектабельного мужчины в 20-е годы (рис. 3).
Мода предгрозовых годовВ 30-е годы, несмотря на экономические потрясения, остановить прогресс уже не могло ничто. Стремительно росли скорости, появились первые "поточные" автомобили, бурно развивалась индустрия развлечений, в частности, законодателями мод стали не светские салоны, а голливудские звезды. Киноиндустрия романтизировала образ гангстеров, поэтому самый актуальный костюм 30-х годов мы представляем себе по фотографиям Аль Капоне. Черный костюм в контрастную белую полосу с широким острым лацканом на пиджаке и прямыми брюками комбинировали с белой рубашкой и знаменитым белым шарфом, шелковым или кашемировым. И это не случайно: высокая контрастность костюма всегда придает образу жесткости, иногда даже агрессивности. Также следует отметить, что костюм в эти годы стал двубортным (рис. 4, 5). Этому тоже есть простое объяснение: такой костюм всегда делает мужчину более взрослым и солидным. Галстук еще не считался обязательным атрибутом делового костюма.
40-е годы - слишком печальная и трагическая эпоха в истории человечества, чтобы вести разговор о моде и стиле. Тем не менее этот период оказал существенное влияние на дальнейшее развитие в первую очередь не индустрии моды, но легкой промышленности. Европа была превращена в тотальный театр военных действий, и обслуживание германской военной машины стало главным направлением развития технологий на долгое время. Поэтому Франция перестала быть и считаться законодательницей мод, на передний план вышла фирма немецкая - Hugo Boss, поставлявшая одежду и обмундирование для германской армии. Одежда стала строже, появились плащи-тренчи, вошли в моду элементы стиля милитари: хлястики, погоны, накладные карманы, воротники-стойки и т.п. (рис. 6). В целом существенных изменений в мужском образе в это время не произошло.
Деловое времяСовсем другое дело - конец 40-х - начало 50-х годов. Именно в это десятилетие деловой костюм окончательно стал таким, каким мы привыкли видеть его сейчас. Во-первых, однобортные модели почти полностью вытеснили двубортные. А относительно короткие (до бедер) пиджаки были объявлены классикой на все времена. У пиджаков того периода, как правило, относительно широкие плечи и чуть акцентированная зауженная талия. Лацкан пиджака остался широким и длинным. Это тоже призвано визуально чуть расширить плечевой пояс (рис. 7). Вошли в моду брюки с отворотами. Такие модели зрительно довольно существенно укорачивают ноги, поэтому их комбинировали с туфлями на небольшом каблуке. Жилет деловому мужчине на каждый день больше был не нужен, зато обязательным атрибутом стал галстук. Нагрудный платочек из атрибута каждодневного костюма превратился в элемент, который требуется только для торжественных случаев.
Окончательно сформировалась допустимая для деловой среды цветовая палитра. Как такового понятия делового дресс-кода еще не существовало, однако самые престижные фирмы и солидные портные выделили все оттенки серой и синей гаммы. С тех пор принято считать, что для самых ответственных встреч деловому мужчине следует выбирать темно-синие и графитовые костюмы. Для менее официальных мероприятий вполне подойдет светлая цветовая гамма: дымчато-серые и голубовато-синие оттенки.
С фактурами костюмов также отныне все было ясно. "Правильный" деловой костюм должен был шиться из шерсти или кашемира. Причем ткань с небольшим ворсом была вполне допустима. А вот льняные костюмы категорически не годились, даже на лето! Также следовало исключить объемные ткани, например, некоторые твиды и букле.
Нельзя сказать, что 50-е предлагали особенное разнообразие рисунков. Как правило, костюм того времени был однотонный, изредка встречались модели в тонкую неконтрастную полосу.
Принципиальное изменение мужского облика было связано даже не с костюмом. Отныне и навсегда мужчины отказались от шляпы как от непременного атрибута элегантности и шика. Теперь головные уборы стали необязательны и были призваны скорее защитить от холода, нежели подчеркнуть статус обладателя.
В 60-е и 70-е изменения касались в основном молодежной моды, детали делового костюма изменились несущественно. Например, в 70-е в угоду текущим модным тенденциям брюки стали клешенными от колена.
Постмодерн наступает80-е стоят в модной истории особняком. Впервые китч и дурной вкус не осуждались, а всевозможные излишества всячески приветствовались. В мужской деловой моде появились костюмы с блеском. Не дискотечные пайетки, конечно, но тем не менее. Появились также рубашки в контрастную яркую цветную полоску. Силуэт стал достаточно свободным: актуальны пиджаки прямого кроя и широкие брюки.
С середины 90-х годов мужской деловой костюм все больше ощущал влияние моды женской. Стал актуальным несколько андрогинный образ: дизайнеры предложили мужчинам зауженные книзу брюки, иногда достаточно обтягивающие. Пиджак стал компактным и приталенным, а лацкан - узким и вытянутым (рис. 8, 9). Также случилась небольшая революция с рисунками тканей. Теперь были допустимы неритмичная полоса - разной ширины и цвета, рисунок "в косичку", жаккардовые объемные рисунки. Напомню, что мы говорим о деловых костюмах. В одежде для свободного времени никаких табу вообще не осталось. С деловым костюмом можно надеть рубашку с необычным рисунком, например растительным орнаментом или восточным мотивом. Поскольку основная тенденция на мировых подиумах - романтизм, входят в моду нежные пастельные оттенки - сиреневый, пепельно-розовый, мятно-зеленый (рис. 10). Радует, что большинство мужчин вводят эти цвета в гардероб в минимальном процентном отношении. Проще говоря, носят сорочки, а не костюмы.
Также в последние годы набирает силу тенденция к некоему упрощению делового дресс-кода. Так, не считавшийся ранее допустимым для делового мужчины коричневый костюм сейчас вполне легализован.
Вот таким образом деловой костюм наглядно демонстрирует, какие изменения происходили в обществе. Однако все вышеописанное в большей степени справедливо для мировой моды. Российская история в этом плане гораздо более скудная. Например, никакой эпохи джаза, равно как и гангстерской темы у нас никогда не было. Вплоть до 50-х годов как такового делового костюма у нас вообще не было - потому как не было истинно деловых людей. А начиная с 50-х костюм ассоциируется у большинства скорее с представителями бюрократического аппарата, чем с респектабельными мужчинами. Легендарные малиновые пиджаки эпохи дикого капитализма, к счастью, сдали свои позиции. Однако увлеченность наших мужчин костюмами в полоску по-прежнему настораживает. Также мужчины весьма неохотно разбавляют цветовую гамму собственных гардеробов. Большинство убеждены, что безупречная классика - это черный костюм и белая сорочка. Спешу разуверить адептов этого заблуждения. По европейскому деловому этикету комбинация черного и кипельно-белого оттенков считается торжественной и вечерней. А потому будет уместна только после 18.00, на официальных мероприятиях, банкетах и приемах. Другое печальное наблюдение: российская бизнес-элита очень часто демонстрирует консерватизм и тягу к старомодным фасонам.
И вот вам прекрасная идея для подарка к близящимся новогодним торжествам. Хотите сделать солидный, полезный и красивый подарок? Предложите близкому мужчине визит к персональному портному или сопровождение в достойный магазин. И безупречный внешний вид станет прекрасным дополнением к карьерным достижениям и лидерским качествам.