Вступивший в силу Федеральный закон «О промышленной политике в РФ» (488‑ФЗ от 31.12.2014) – наш ответ на снижение в стране инвестиций в основной капитал и новая форма взаимоотношений между инвестором и властью, которая выводит на рынок по‑своему инновационный финансовый инструмент – специальный инвестиционный контракт.
Насколько эффективным окажется это нововведение в России, покажет время, а цель этого законодательного акта понятна и объяснима – стимулировать инвестиции в создание и модернизацию промышленного производства.
Не только и не столько программа импортозамещения, сколько перезапуск государственно-частного партнерства и потребность увеличения привлекаемых в промышленный сектор инвестиций потребовали от законодателей и министерских чиновников ускорить работу над новым федеральным законом, который в официальном формате датируется 31 декабря 2014 года. Изменения внешней среды пагубно отразились на внутреннем инвестиционном рынке, практически обескровив систему банковского и проектного финансирования, и лишили компании возможности инвестиций в основной капитал.
В чем новизна этого инструмента и выгода для инвестора? Главное – иммунитет от изменения законодательства и от одностороннего изменения условий договора. Если после заключения контракта вступают в силу федеральные законы, которые устанавливают режим запретов и ограничений, влияющих на его выполнение, то этот режим не применяется в отношении инвестора (ч. 5 ст. 16). Согласно ч. 6–7 ст. 16 488‑ФЗ инвестор получает гарантию от увеличения совокупной налоговой нагрузки на срок действия контракта, что, согласитесь, тоже приятно. Государство, предоставляя преференции из числа предусмотренных действующим законодательством, привлекает инвесторов отраслевыми льготами и стабильностью вложиться финансово и организационно – создать или модернизировать производство либо внедрить наилучшую доступную промышленную технологию.
Закон вступил в силу в июле этого года, но правительство уже успело разработать типовую форму специнвестконтракта и установило порядок его заключения своим Постановлением «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» (№708 от 16.07.2015). Контракт заключается на период до выхода инвестиционного проекта на операционную прибыль в соответствии с бизнес-планом плюс пять лет. От имени государства контракт может заключить Минпромторг или иной уполномоченный орган и субъект РФ. Инвестором может быть только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо без ограничения участия в этом иностранных компаний. Для заключения контракта инвестор должен в инициативном порядке обратиться в уполномоченный орган с предложением. Орган в течение 30 рабочих дней готовит предварительное заключение и передает документы для принятия окончательного решения в межведомственную комиссию. Комиссия не позднее 60 рабочих дней направляет решение в уполномоченный орган, который в течение десяти рабочих дней в случае положительного решения направляет проект контракта для подписания инвестору. У последнего есть десять рабочих дней для подписания документа.
Если посмотреть на мировой опыт применения подобных инструментов в экономиках других стран, то кроме вездесущего Китая можно неожиданно встретить, например, Венгрию, где усилия государства и инвесторов по контракту направлялись на увеличение роста средней численности занятых и на развитие предприятий в регионах с уровнем безработицы более 15 %. Участие государства при этом заключается в предоставлении инвестору индивидуального налогового тарифа с серьезными льготами. Получился хороший региональный инструмент, в результате применения которого Венгрия вышла (внимание!) на первое место среди стран Центральной и Восточной Европы по объему иностранных инвестиций на душу населения. Главное слово «иностранных».
70 % всей продукции, произведенной на деньги инвесторов, идет на экспорт – это Китай. Понятно, что инвесторы используют на производстве исключительно зарубежные технологии с целью соответствия международным стандартам. Государство таким инвесторам предоставляет налоговые льготы по уплате таможенных пошлин и по оплате используемых помещений, льготные транспорт, связь, кредиты. Все это привело к тому, что сегодня Китай в мировой экономике лидер, а государственные преференции для предпринимателей в этой стране за семь лет (с 1991‑го по 1998‑й) стимулировали десятикратный объем инвестиционных вложений – с 4,4 до 45,5 млрд долларов.
Что с этим получится в России, говорить пока рано, но определенный законом минимальный объем инвестиций по специнвестконтракту в сумме 750 млн рублей уже сейчас свидетельствуют о том, что этот инструмент не для всех. ИП и малый бизнес точно не играют. Средний, видимо, тоже, потому что один из критериев отнесения предприятия к этой категории, по недавнему постановлению правительства (№702 от 13.07.2015), – выручка до 2 млрд рублей в год. На поле приглашаются компании большие и очень большие. Им по силам будет вложить или привлечь в проект инвестиции, превышающие 750 млн рублей. Но даже для них многое будет зависеть от того, поверят ли банки в предоставляемые государством инвесторам преференции. Вера в действующий федеральный закон – национальная особенность нашей экономики. Специфика, изюминка и вишенка на торте.
В какой‑то мере помочь не только банкирам поверить, но и развить новый инструмент должно само государство, которое, в том числе в целях пропаганды и популяризации, должно обеспечить информационно-консультационную поддержку предпринимателям. Для этого 488‑ФЗ предусматривает создание государственной информационной системы для промышленности (ст. 13 и 14). Цель системы – в том числе информировать предпринимателей о предоставляемой государством поддержке.